Важная, хоть и несколько упрощающая положение вещей колонка в The Guardian с характерным названием «Неолиберализм — корень всех наших проблем».
Очень плотный текст, но суть примерно в следующем: неолиберализм был выдуман после войны, а широко применяться правительствами ведущих западных стран начал с 80-х (Рейган и Тэтчер); при этом с какого-то момента открыто называть его неолиберализмом просто перестали — делается вид, что это такой естественный порядок вещей, все должно быть так, как есть, и иначе быть не может (или иначе диктатура и фашизм). Как идеология неолиберализм подразумевает главенство конкуренции как движущей силы в человеческих отношениях и исходящее из него максимальное потворствование свободному рынку; если человек богат — значит, он это заслужил, если беден — аналогично. Неолиберализм соединяется со всякими другими субидеологиями — например, популярная концепция «просачивания богатства»: дескать, если государство будет меньше обременять людей налогами, те, кто побогаче, сами будут разумно вкладывать свои деньги и таким образом делиться ими с теми, кто победнее (не работает). Эти идеологии обслуживаются многочисленными интеллектуальными институциями, построенными на деньги богатых для обслуживания собственных интересов, в диапазоне от организаций братьев Кох до Института Катона и (по утверждению автора) Университета Чикаго. Все это в конечном счете приводит к росту неравенства (которое и происходит с 80-х в США и Британии), к популяризации практик, когда люди зарабатывают через ренту — например, финансов (система финансовых деривативов по сути построена на том, что богатые облагают бедных налогом на деньги) и к финансовым кризисам, вызванным недостаточной регуляцией деятельности корпораций (до 80-х кризисов было сильно меньше).
Проблема, однако, еще и в том, что левые, хоть и бьют в набат, не предлагают альтернативы: неолиберализм победил во многом из-за того, что к 70-м кейнсианские методы управления экономикой начали давать сбой, — но никаких новых подходов так с тех пор толком и не разработано, и это проблема.
В общем, очень полезный текст, вот такое и надо бы переводить тем, кто этим занимается, а не идиотские статьи о том, как из-за признания равных прав для трансгендерных меньшинств в туалетах Северной Каролины станут насиловать женщин (извините, накипело).
Ну и раз уж зашла речь — дочитал накануне книжку Ха-Джунг Чанга «Как устроена экономика» (вышла в Манн, Иванов и Фербер): во многом про то же, очень хорошая и отнюдь не догматичная, в отличие от пренеприятной книжки Гуриева про мифы экономики, которую я читал до того. Не скажу, что стал отчетливо понимать, как устроены CDO, но базовое представление и о подходах к экономике как науке, и о реальном состоянии мировой экономике книга дает хорошо и не без юмора (как и о терминах вроде ВВП, ППС и ПИИ); кроме того, важно, что автор все время подчеркивает, что экономика не является точной наукой, и не надо верить тем, кто говорит, что является. Сомнение — это сила не меньше, чем знание; книга, в общем, дает и ту, и эту.
http://www.theguardian.com/books/2016/apr/15/neoliberalism-ideology-problem-george-monbiot