Size: a a a

я просто текст

2016 March 18
я просто текст
Еще немного про плохую Хиллари Клинтон — на этот раз в The New York Review of Books анализируют ее претензии на феминизм. Понятно, что с символической точки зрения претензии вполне оправданы: все-таки первая женщина-президент самой могучей страны в мире — не жук лапкой потрогал.

Проблема в том, что со всех других сторон оправданы не вполне: Клинтон на деле никогда особо не концентрировалась на правах женщин (а в кампании 2008-го и вовсе создала себе довольно маскулинный образ) и апеллировала к феминизму в основном тогда, когда ей это было удобно, — например, когда репортеры задавали ей неудобные, но абсолютно уместные вопросы о ее работе и связях. Кроме того, связь между гендером / расой президента США и положением того же гендера / расы в обществе непрямая — при Обаме, например, с экономической точки зрения афро-американцы стали жить сильно хуже (текст, впрочем, умалчивает об очевидных политических изменениях и новом витке дискуссии вокруг расовых отношений, манифестирующихся в Black Lives Matter и прочих феноменах такого рода).

http://www.nybooks.com/articles/2016/04/07/hillary-women/
источник
я просто текст
Очень длинный, довольно старый (2000-го года, сейчас заново опубликовали), но абсолютно потрясающий текст про племя сентинельцев, живущих на удаленном острове, который принадлежит к Андаманскому архипелагу в Индийском океане и формально является территорией Индии. Сентинельцы — возможно, последние люди на планете, которые вообще никак не затронуты современностью; мало того, что они ни разу в жизни не видели телевизора, так они даже огонь не умеют добывать, получая его из молней и храня в тлеющих углях.

К любым пришельцам извне сентинельцы в целом крайне враждебны: сначала стреляют из луков, потом думают и опять стреляют; хотя индиийцы и примкнувшие к ним антропологи бессчетное количество раз пытались установить с племенем контакт с помощью даров, дары они берут, но в лучшем случае не стреляют; уже после написания этого текста, в 2006-м, племя убило двух рыбаков, лодку которых случайно прибило к острову. Плюс к тому — ужасно интересная  история воспитанной колонизации Андаманских островов: к середине 19-го века британцы уже поняли, что надо подходить к делу вежливо и не истреблять местных, но все равно большинство племен ассимилировалось до неузнаваемости, а одно из живущих на острове, Джарава, в итоге ушло глубоко в джунгли, откуда совершало набеги на индусов; в итоге им отдали часть леса в безраздельное пользование, и сейчас они потихоньку выходят и даже начинают интересоваться машинами и телевизором.

Ну и так далее — куча интересного как с точки зрения анекдотов (как разные люди волей и неволей пытались установить контакт с сентинельцами), так и с точки зрения история взаимодействия современной цивилизации с несовременной. Читать долго, но стоит того.
https://theamericanscholar.org/the-last-island-of-the-savages/#.Vuqt2ccmClL
источник
я просто текст
Смешной сюжет про то, как банда стариков ограбила склад драгоценностей в Лондоне прошлой весной, унеся с собой трофеев на сумму в 300 миллионов долларов. Самым младшим из преступников было сильно за 50, самому старому — 75, он должен был стоять на шухере, но в итоге сел на лавочку и присел на рабочем месте.

Детали, на самом деле, не так уж живописны, как поневоле предполагаешь, узнав о возрасте соучастников — ну запаслись огромным сверлом, ну в середине пути, когда дыру в сейфе просверлили не в том месте, съездили за насосом в магазин и вернулись на место преступления (дело было в выходные; полиция среагировала на одну сигнализацию, но не обнаружила никаких признаков взлома дверей и уехала), — но ждешь все же большего. Нашли стариков по номерам автомобиля (второй раз они приехали на своем, думая, что демонтировали все камеры), а также потому, что они особо и не скрывались, рассчитывая на то, что уж их-то точно никто не заподозрит, ну и немножко из-за маразма.

http://www.vanityfair.com/culture/2016/03/biggest-jewel-heist-in-british-history
источник
я просто текст
И еще одна мощная — и куда более запутанная — история про криминал: на сей раз про мошенничество вокруг найденных на дней океана сокровищ. Оказывается, вокруг этого существует целая индустрия — там есть и инвесторы (которые вкладывают огромные деньги в основном ради адреналина), и свои проблемы (проклятая Испания часто пытается отсудить найденное золото и бриллианты на том основании, что затонувший корабль был их, а значит, и груз их); ну и мошенники тоже.

Сюжет правда мутный: некий бывший инвестор в недвижимость из Пенсильвании, потерявший все в кризис 2008-го, якобы получил от бывшего сотрудника некую старую карту, поплыл на место, отмеченное крестиком, и обнаружил там залежи изумрудов. Под эту историю он быстренько организовал своих друзей и родственников, привлек инвестиции, чтобы все разведать, понять, откуда что взялось, и продать. Потом начались проволочки и мутки: сначала герой не сошелся характерами с первым набором инвесторов, которые подали на него в суд; потом на него подала в суд другая компания, занимающаяся поиском сокровищ, на том основании, что он все украл с одного из кораблей, который они давно обрабатывали; потом стали выясняться странные подробности — например, многие изумруды были уж совсем грубые и не представляли особой ценности, а также лабораторные анализы показали, что затонули они никак не раньше 20-го века.

Ну и там еще много удивительных подробностей и юридических разбирательств; есть и трагический контекст — заканчивается все суицидом. Но, конечно, сам факт того, что есть такой тип бизнеса, и люди в него инвестируют, и есть профессионалы, которые десятилетиями лазают по дну океана в поисках затонувших кораблей с сокровищами — ну тоже кино какое-то, прямо скажем.
https://harpers.org/archive/2016/04/emerald-sea/?single=1
источник
я просто текст
В рамках внутрисредового обмена добром: уж не знаю, подписывался ли тут на меня кто-нибудь в надежде читать про музыку, но, в общем, понятно, что надежды эти не вполне оправдываются. Так вот, помимо давно раскрученных в национальных СМИ каналов, есть и такой: коллеги Пономарев и Филимонов, некогда работавшие в Ленте.ру, своевременно пишут про новости из мира звуков, которые близки широким слоям русского народа; в хорошем смысле слова — в диапазоне от БГ до Radiohead. Остальные музыкальные писатели в Телеграме в основном выше этого, а зря.

(Впрочем, новый альбом Игги Попа все равно бесконечно унылое говно, но тут уж let's agree to disagree.)
https://telegram.me/shuffle_online
источник
2016 March 20
я просто текст
Как будто по-настоящему важный, но, к сожалению, местами написанный совсем уж птичьим языком левой философии текст про стачки и восстания рабочих в Китае (оказывается, их там прямо очень много, и с тенденцией к росту) и про то, что это потенциально может значить для мирового рабочего, так сказать, движения. Постараюсь пересказать своими словами, но вообще если вдруг какая Открытая левая его переведет, было бы полезно.

— Структура капитала в Китае, которая во многом отражает и усугубляет мировую, поместила рабочего-мигранта (в данном случае мигранта из села) в своего рода перманентное чистилище, превратила рабочий класс в тот же прекариат: фабрики в городах устроены так, что там неизбежно перепроизводство рабочей силы, то есть никаких трудовых гарантий у рабочих нет; при этом дома, на селе, все вымирает; таким образом, рабочие оказываются в ситуации без прошлого и без будущего. Рабочий класс в Китае проходит процесс пролетариазации, потому как переходит в полную зависимость от капитала — отсюда во многом и сопротивление в виде стачек.

— Традиционная форма сопротивления в виде создания профсоюзов, которые борются за повышение оплаты труда не работает, потому как она заложена в систему; более того, сама система оплаты труда, организованная в капиталистической схеме, и создает структурно вышеупомянутое чистилище: она как раз и предполагает кризисы и увольнения.

— Китайская ситуация дает потенциальную возможность переопределить классовую борьбу в новых терминах и методах — еще и потому, что китайские рабочие контролируют огромную долю мирового производства, а также обладают неслыханной технической грамотностью; то есть, грубо говоря, если они объединятся и чего-нибудь этакое придумают, то всему капитализму кердык, ибо просто не будет товаров.

Повторюсь, это все очень грубо и, возможно, местами неточно, но мысли интересные.
http://chuangcn.org/journal/one/no-way-forward-no-way-back/
источник
я просто текст
Мощная авантюрная история про то, как сотрудник страхового агентства, доктор и еще несколько мужчин средних лет без всякой специальной квалификации оказались первыми людьми, покорившими Северный полюс. Произошло это в 1968-м — да, я тоже думал, что были экспедиции и раньше, но выяснилось, что Роберт Пири, видимо, врал, когда говорил, что добрался до полюса.

А вот Роберт Плейстед, тот самый продавец, не врал. Он, конечно, организовал себе и своим соратникам максимально роскошный путь к успеху: ехали к полюсу они на снегоходах, под какое дело Плейстед поднял сотни тысяч спонсорских долларов и даже организовал самолет поддержки, который регулярно сбрасывал им еду, топливо и пиво. Тем не менее, это все-таки Северный полюс, дрейфующие льды и прочие неприятности, которых и у экспедиции было полно — один раз даже пришлось руками вытаскивать тонущий снегоход вместе с водителем. В общем, захватывающий сюжет, как будто из советской Библиотеки приключений.

http://www.nytimes.com/2016/03/20/magazine/an-insurance-salesman-and-a-doctor-walk-into-a-bar-and-end-up-at-the-north-pole.html?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fmagazine&_r=1
источник
я просто текст
Любопытное про гендер — активистский, в общем, текст про то, что в американских организациях, администрирующих национальные парки и леса, все плохо с отношением к женщинам: сотрудники-мужчины, пользуясь служебным положением (например, они отвечают за навигацию лодок на реке в Большом Каньоне, а это сложная работа, и от их распоряжений зависит жизнь остальных участников экипажа), всячески третируют женщин. Шутят неприличные шутки, пристают, засовывают телефон под юбку и так далее.

При этом ни одного случая реального нападения на женщин в статье нет — тут речь именно про вербальный харрасмент, про постоянное давление и намеки на секс. Это я, конечно, не к тому, что если изнасилования не было, то нечего и жаловаться — но у материала, конечно, как водится в таких случаях, слишком обвинительный и упрощающий тон; из него вытекает, что просто администрации надо лучше работать, прислушиваться к жалобам и дисциплинировать работников, нарушающих этикет. Так-то он так — но очевидно, что это проблема разрыва культур: для мужчин, по-прежнему очарованных маскулинной романтикой рейнджеров, подобное поведение нормально и не является чем-то осознанно оскорбительным (и их комментарии в тексте скорее недоуменные); для женщин сам факт получения такой работы — своего рода феминистическая акция, и они требуют к себе соответствующего отношения; на этом месте и возникает сложный культурный конфликт. В этом смысле характерна приведенная ближе к концу текста история про то, как лодочник, на которого много жаловались, в итоге сам пожаловался на то, что девушки на вечеринке у костра пили из трубочки в форме члена и танцевали тверк. С одной стороны, тот факт, что девушки за это получили выговор, а с жалобами на лодочников разбирались долго и без энтузиазма, — это, конечно, возмутительно. С другой — по-своему интересный пример опрокидывания культуры обратно: очевидно, что для лодочника его собственные шутки и модели поведения — это примерно то же самое, что трубочка в форме члена; пустяки, дело житейское, из-за которых портить людям жизнь — подлость.

Как такие глубинные конфликты решать — очень интересная тема; жаль, текст ее совсем не поднимает, привычно используя ролевую структуру противостояния жертв и агрессоров.

http://highline.huffingtonpost.com/articles/en/park-rangers/
источник
я просто текст
Ужасно, когда из-за врачебной ошибки страдают или тем более умирают люди. Но что происходит с врачами, которые делают эти ошибки (почти всегда невынужденно)? Как показывают исследования, они дико страдают, но скрывают эти страдания, думая, что остальные врачи держат все в себе и не переживают (остальные, соответственно, думают также). Бывают и трагические случаи: в Сиэттле медсестра, которая случайно вколола больному ребенку смертельно опасную дозу кальция, была уволена и фактически отстранена от медицины, в конце концов повесилась.

Чтобы как-то снизить психологическую нагрузку на врачей, несколько больниц (родной Университет Миссури внезапно впереди планеты всей) придумали делать анонимные горячие линии, чтобы врачи могли обсудить с психологами свои проблемы и излить душу. Я, конечно, не сторонник этой колониальной перспективы типа «вот смотрите, как у них все хорошо на Западе», но это и правда впечатляет с точки зрения глубины социальной эмпатии — и поразительно, что такая история про прощение  происходит в стране, где по-прежнему имеет место смертная казнь.
http://www.vox.com/2016/3/15/11157552/medical-errors-stories-mistakes
источник
я просто текст
Еще одна история про путешествия: аборигены Маршалловых островов, оказывается, с древнейших времен умеют ориентироваться в океане без всяких компасов и прочих технических приспособлений; просто чувствуя и различия разные типы волн в своих каноэ. Разумеется, в наше технологичное время эта традиция стремительно вымирает — сейчас осталось два человека, которые владеют сакральным мастерством, причем один не прошел экзамен, который дает ему соответствующий статус.

Узнав о таком интересном феномене, западные антрополог, океанолог и физик (последние двое заинтересовались феноменом ключевой волны, своего рода тропы на воде, которую чувствуют каноэ-мастера; возможно, подумали они, эти люди понимают океан лучше, чем ученые, и их ощущения можно экспериментально и научно подтвердить) договорились с учителем, который рассказывал и показывал будущему экзаменуемому, как понимать океан, что они будут записывать процесс — а потом поплыли вместе с учеником от одного острова к другому. И у них получилось.

Текст не только про этнографию, но и про устройство мозга (за ориентацию в пространстве отвечает тот же его участок, что за память; есть некоторое количество экспериментальных данных, говорящих о том, что в эпоху GPS с памятью у нас становится похуже) — и про устройство океана (та самая удивительная загадочная волна, которую в самом конце все-таки удается обнаружить). Ну и про то, сколько велика и недопознана наша планета, конечно. Зато теперь после успеха плавания от одного острова к другого мастерство навигации может возродиться — на Маршалловых островах у этого есть еще и вполне прагматический смысл: держать моторную лодку на бензине для большей части населения попросту слишком дорого, а вот каноэ — вполне.

http://www.nytimes.com/2016/03/20/magazine/the-secrets-of-the-wave-pilots.html?rref=collection%2Fsectioncollection%2Fmagazine
источник
я просто текст
За эту ссылку спасибо отправляется каналу @isqoos, на который вообще имеет смысл подписаться интересующимся искусством.

Музеи и мораль: попытка понять, что стоит за парижскими протестами против того, что Лувр спонсируют нефтяные компании, которые вносят серьезный вклад в глобальное потепление. В классическом смысле музеи были институцией, которая так или иначе оформляла общественную этику; сейчас они стали полноценными капиталистическими организациями, которых спонсируют табачные компании и которые организуют высококачественные развлечения для миллионов и десятков миллионов. Что ничем специально неплохо — проблема в том, что музеи выстраивают нарративы, которые исключительно утверждают статус кво, а не проблематизируют его. В залах греческого искусства никогда не сообщают о крайней ксенофобии греческого общества, которая внесла вклад в формирование канона классического искусства. В залах про Египет ничего не говорят о рабстве. В залах европейского искусства — об истории и системе ценностей христианства (по умолчанию считается, что все посетители про Библию и так знают, что, разумеется, не факт, особенно сейчас). Музеи вообще не ставят вопросы и чураются сложности — и в итоге подпирают собой систему, результатом деятельности которой становится, например, выталкивание художников из Нью-Йорка, потому как город немилосердно дорожает.

Дидактичная риторика автора может раздражать, но требований срочно признать греческие амфоры искусством рабовладельцев тут все-таки нет — скорее есть вполне обоснованная декларация о праве такие проблемы ставить.
http://www.nytimes.com/2016/03/17/arts/design/making-museums-moral-again.html?referer=&_r=0
источник
2016 March 21
я просто текст
Находясь в городе Нью-Йорке, в великолепной компании выпускников журнала «Афиша» и членов их семей побывал на первой выставке в только что открывшемся новом здании Метрополитен-музея (оно же бывшее здание музея Уитни); называется она «Unfinished: Thoughts Left Visible».

В прессе, как я посмотрел, экспозицию скорее ругают — мол, и недостаточно смело, и исполнение можно было придумать лучше, и непонятно зачем. Ну не знаю. Мне страшно понравилось; с одной стороны, генеральная мысль вполне очевидная, с другой — представлено все тонко и изящно (может, сыграло роль то, что мы шли с четвертого этажа на третий, от современности в прошлое, а не наоборот, как положено). Выставка представляет собой историю незаконченности — сначала как потенциально продуктивного дефекта, затем как сознательного приема и метода; это здорово работает как на сугубо формальном уровне (незаконченные произведения XVI-XIX веков и вправду выглядят зачастую дико современно), так и на содержательном: в сущности, это история распада целостной картины мира, расказанная в живописи; история, которая начинается о представлении о том, что задача интеллектуальной деятельности в том, чтобы найти ответы, и заканчивается тем, что единственное, что важно, — это задавать вопросы.

Ну и помимо прочего, просто много прекрасных работ. Вот несколько (прошу прощения заранее за зверское количество уведомлений).
источник
я просто текст
Герхард Рихтер, Stag
источник
я просто текст
Альбрехт Дюрер, Salvator Mundi
источник
я просто текст
Даниэле Риччарелли, Портрет Микеланджело Буонаротти
источник
я просто текст
Менгс, Портрет Марианы де Силва и Сармиенто
источник
я просто текст
Алина Шапошников, Tumors Personified (тут плохо видно, но это потрясающая серия таких деформированных портретных скульптур, разбросанных по земле)
источник
я просто текст
Ну и хватит на этом, а вообще кому интересно, за моими впечатлениями в области искусства можно следить тут — там картинки и ничего лишнего: https://www.pinterest.com/aggorby/art/
источник
2016 March 22
я просто текст
Снова про Африку, на сей раз про Бурунди, которая как раз недавно стала последней страной в очередном мирового рейтинге счастья — то есть даже более несчастной, чем Сирия. В Бурунди исторически та же племенная петрушка, что и в Руанде, хуту против тутси, и та же история колонизаторской эксплуатации межплеменных противоречий — вот только геноцида в Бурунди не было, поэтому за них, в отличие от Руанды, никто не переживает, хотя там тоже была и гражданская война, и беженцы, и трупы, да и сейчас не сильно лучше.

Ну то есть как: гражданская война какое-то время назад закончилось, был принят проект конституции, к власти пришел президент, который наполовину хуту, наполовину тутси, и все было туда-сюда — пока президент не решил пойти на третий (неположенный) срок, найдя в конституции лазейку, а несогласных теперь прессует избиениями, арестами и убийствами. Но самое крутое — что политика в Бурунди манифестируется через физкультуру. То есть буквально: бурундийцы не выходят на демонстрации, а устраивают массовые забеги (кончаются они, правда, такой же кровью и столкновениями), да и тот же президент, кажется, самый спортивный в мире — плавает и бегает по четыре часа в день, во многом и кампании свои на этом строил. Автор текста, по-моему, несколько преувеличивает духовное значение бега, оттого его интонация, особенно вначале, несколько раздражает, но сама фактура удивительная — то есть сейчас, например, на массовые забеги в Бурунди примерно также сложно получать разрешения, как в Москве на митинги оппозиции.

http://www.outsideonline.com/2062806/worlds-most-dangerous-running-club-burundi
источник
я просто текст
Проституция — это преступление или просто нормальная работа, и секс-индустрия должна быть декриминализирована? New York Magazine приводит аргументы обеих сторон (причем выясняется, что Amnesty International за декриминализацию, а всякие правозащитные организации во главе Энн Хэтэуэй и Мерил Стрип — против), но главное — говорит по душам с современными проститутками, которые не стоят на дорогах и не бахаются героином, а промоутируют себя через тумблер и зарабатывают таким образом, например, на высшее образование. И почти все они тоже за декриминализацию — хотя бы потому, что сейчас у них по сути нет никаких прав: когда и если происходит что-то плохое, полиция не относится всерьез к жалобам секс-работниц.

Разумеется, там масса спорных и сложных моментов: на кого-то нападали, кто-то вообще был в детстве жертвой чудовищного абьюза, а потом решил продавать секс за деньги (кажется, что психологически очень стремная ситуация, но кто мы, чтобы судить?); есть и девушки, которые утверждают, что продавать секс для них оказалось очень empowering занятием, — но их более взрослые коллеги говорят, что есть долгосрочные эффекты профессии, которые неизбежно сказываются на психике, эмоциях и способности найти более конвенциональную работу.

Интересны еще вот какие аспекты. Во-первых, если посмотреть в целом на условно «либеральные» медиа, очевидно, что происходит некоторая виктимизация традиционных рабочих профессий (условно, шахтеры или там нефтяники появляются в таких статьях в основном когда они становятся жертвой чудовищных злоупотреблений со стороны работодателей) — и девиктимизация секс-труда, будь то порно или проституция; я-то только за, но консервативная реакция на такую повестку тоже понятна.

Во-вторых, интересно про репрезентативность мнений: в статье упоминаются секс-работницы, которые лишены собственного голоса и которые как раз, скорее всего, пострадают от декриминализации — но получается, что все стороны, включая читателей, в любом случае вынуждены сами наделять этих людей тем голосом, который, на наш взгляд, им больше подходит; и непонятно, чего больше в желании обратить внимание на проблемы тех, кто не может говорить за себя, — сострадания или эгоистической правоты.

Ну и в-третьих, интересно про язык: слово «проститутка» по-русски звучит уж точно оскорбительно (даже более оскорбительно, чем английское prostitute, мне кажется); «секс-работница» — это что-то очень неестественное; как часто бывает в таких случаях, не очень даже понятно, какими словами говорить про такие проблемы в России.

http://nymag.com/thecut/2016/03/sex-workers-legalization-c-v-r.html#
источник