
Нужны ли нам ВСМ, или для повышения скоростей движения пассажирских поездов (и, соответственно, для резкого повышения доступности по ЖД) достаточно "проапгрейдить" существующие железные дороги? Идея о том, что при относительно небольших вложениях маршрутную скорость пассажирских поездов можно повысить до 120-140 км/ч - очень привлекательна.
Зачем большие вложения и стройки, если можно чуть "подшаманить" пути, СЦБ и прочее - и вот уже до Екатеринбурга из Москвы, например, можно доехать ночным поездом, ЖД начинает конкурировать с авиацией на в разы возросшем рынке!
К сожалению, так не получится. Пропускная способность наших ЖД, составляющая как правило 80-90 пар грузовых поездов в сутки, практически исчерпана, и попытка добавить в график хотя бы несколько пар скоростных пассажирских приведёт к необходимости снимать до половины грузового трафика. Да и сами грузовые поезда придётся либо переводить на качественно иной и в разы более дорогой подвижной состав, либо они неизбежно будут "разбивать" пути до состояния, несовместимого со скоростным движением.
Хотите погрузиться в тему подробнее - смотрите лекцию.
PS: самый главный вопрос, который остался у меня после лекции - почему всего 80-90 пар в сутки это предел, и что делать, чтобы увеличить эту цифру. Надеюсь будет лекция и на эту тему.