Summary book: «Пять пороков команды. Притчи о лидерстве», Патрик Ленсиони
Что уничтожает любой коллектив и как собрать из него джедайский отряд — пересказали библию всех боссов в формате #книгазатриминуты.
1. Недоверие. Все мы хотим выглядеть профи, а не признавать ошибки или трудности — поэтому боимся просить помощи, делегировать и не умеем в конструктивную критику. В команде, где не бывает честных открытых дискуссий, смещается фокус: вместо того, чтобы ругаться, но дорабатывать лендинг вместе, коллеги существуют в режиме «моё дело маленькое».
Как исправить:
— Обратная связь. Обсуждайте сильные и слабые стороны друг друга, это помогает прокачиваться. Главное здесь — объективность и неформальный характер. «Ты восемь раз перерисовывал графику, и мы провалили тендер» — так себе диалог. «С графикой беда — в чём проблема? Ты же отлично рисуешь, может, мы забрифовали плохо?» — уже лучше.
— Роль лидера. Крутой босс не боится просить совета и готов к критике — это подпитывает всю команду.
2. Боязнь конфликта. Нет ничего страшного в том, что копирайтер и таргетолог сцепились из-за рекламной формулировки. Конфликт — это не рубилово в песочнице, а инструмент, который помогает генерировать решения. Тут нужно отличать конструктивный конфликт от «эй ты» — в первом обсуждаются только идеи, во втором переходят на личности.
Как исправить:
— Методика Томаса-Килмана. Этот тест определяет, какую стратегию вы выбираете в конфликте: соревнование, приспособление, компромисс, избегание или сотрудничество. Так проще понять, почему коллеги прячут голову в песок.
— Роль лидера. Босс не должен включать заботливого отца и уворачиваться от конфликтов — неразрешённые вопросы тянут команду назад.
3. Безответственность. Это когда люди боятся рисковать и отвечать за ошибки. Просчитывать все исходы — неплохая тактика, но не с решениями лучше не тянуть, это тормозит работу. Научитесь принимать их без стопроцентной уверенности в результате — лучше проверяйте гипотезы и адаптируйтесь на месте.
Как исправить:
— Анализ худшего. Когда вы буксуете с решением, представьте, что самое страшное случится, если вы ошибётесь — сорвёте дедлайн, сольёте бюджет, не туда инвестируете? Продумайте план отступления и дерзайте.
— Роль лидера. Хороший босс не ограничивает дискуссию, но следит за дедлайном и подталкивает к принятию решения. А ещё понимает, что команда может ошибиться — и закладывает на это время и ресурс.
4. Нетребовательность. В слабых командах низкая планка: «Как-то неудобно говорить копирайтеру, что в его посте куча штампов, а вдруг он припомнит мои прошлогодние опечатки?», — думаете вы. «Взаимное давление — то, что нужно для продуктивности», — отвечает Патрик Ленсиони.
Как исправить:
— Цели и стандарты. Хороший способ повысить требовательность — чётко обозначить цели, разграничить обязанности и задать планку работы. Например, составить таймлайн, где видно, кто за что отвечает, и какие у задачи сроки.
— Роль лидера. Босс умеет делегировать управление, а сам остаётся «высшим арбитром» — чтобы поддерживать атмосферу коллективной ответственности, но всегда быть начеку.
5. Безразличие к результатам. Это когда человек ставит свою карьеру или признание выше общего дела. Концентрироваться на том, в каком крутом месте работаешь или пытаться заработать все зелёные мира — всё это смещает фокус с результата. Тут карточный домик под названием «команда» рушится.
Как исправить:
— Ставить цели публично. Если перед матчем крикнуть «сегодня всех порвём», только разозлишь соперника. Но это работает в бизнесе: «доберём 100К подписчиков за месяц», «сделаем мощный ребрендинг» — команды, которые публично бросают себе вызов, работают вдвое продуктивнее.
— Роль лидера. Если в глазах босса хоть раз промелькнёт «сейчас бы сериальчик посмотреть, а не вот это вот всё», команда тут же возьмёт это за модель поведения.