Как писать о еде вкусно: правила фудкопирайтингасоветы от нашего копирайтера Анастасии Поповой (TEHNIKUM, BORJOMI, Mushrooms)
Главная особенность копирайтинга для фуд-сферы — любовь к еде. Чтобы хорошо писать, вы должны любить есть, пить, пробовать новое и всё в таком духе.
Расскажите о вкусовых ощущениях. Я ставлю себя на место потребителя/гостя. У любого блюда, например, брускетты с авокадо и лососем, есть сильные и слабые стороны. Сразу избегаем слабых — жесткая корочка может поцарапать десны или небо, про нее не упоминаем, разве что про аппетитный хруст. Дальше идут сильные стороны — нежная паста из авокадо, сочный лосось слабой соли, немного лимонного сока и… Захотелось же? Мне вот очень! Главное — поймать ту самую нить и сыграть на эмоциональной волне.
Даже про борщ можно написать в сотый раз. Представьте, как вы его едите: в первый и в сотый раз, приготовленный бабушкой, мамой, в ресторане или самостоятельно — как угодно. Не получается представить — обращайтесь к людям опытным. На первых порах меня очень выручали книги Джейми Оливера — у него тоже часто так бывает, что приходится говорить об одном и том же, но без повторений. В его книгах попадаются простые и понятные советы, которые способны вдохновить не только приготовить что-то, но и написать как-то иначе о привычном.
Избегайте клише. Самые-самые: изысканный, утонченный, шедевр, наслаждаться. Аудитория соцсетей настолько привыкла к этим прилагательным, что перестала воспринимать. Эти слова так часто мелькали в ленте, что буквально обесценились: каждый второй салат «Цезарь» — шедевр от шефа, а каждый третий чизкейк «Нью-Йорк» — непременно изысканный, утонченный и им непременно стоит насладиться сегодня же. Последнее — стоп-слово у меня в гастропроектах. Пробуйте новые эпитеты, тестируйте их на своей ЦА и используйте словарь синонимов — очень, кстати, полезная вещь.
Не используйте сложные обороты. Старайтесь быть ближе к живой человеческой речи (без слов-паразитов, естественно).
Например: «Черный рис Venere — редкий итальянский эксклюзивный суперфуд, который выращивается на Паданской равнине всего в ста сельских хозяйствах. Рис выведен путем скрещивания с китайскими сортами и носит имя богини любви, так как считается натуральным афродизиаком», — вы бы стали такое читать?
Мой вариант: В качестве гарнира к нашим блюдам вы можете попробовать итальянский суперфуд — черный рис Venere. Этот сорт был выведен с большой любовью итальянскими агрономами путём скрещивания с китайским сортом риса, потому и носит имя богини любви.
Рассказывайте о других людях. Например, о шеф-поварах. Людям нравится читать про других. Хорошо заходят всевозможные интерактивы с героями, истории из жизни или какие-то забавные рабочие моменты. Их можно придумывать или приукрашивать существующие, так как для нас важно, чтобы читателю было интересно. Люди это хорошо воспринимают и запоминают, понять это можно по комментариям к постам. И в такие моменты понимаешь: о, наживка сработала, рыбалка продолжается.
Когда аудитория клюёт — это тройной кайф. Например, самое простое: хотите рецепт? Скидывайте сердечко в комментарии.
Пишите короче. Если раньше расписывали по 2-3 абзаца, то сейчас часто ограничиваются 2-3 предложениями. У людей становится всё меньше времени на то, чтобы проникаться идеей автора. Ему нужно коротко и по делу: это вкусно, подается на завтрак в такие-то дни и время, стол можно забронировать по такому-то номеру, а судя по фото ещё и выглядит круто — приду!
Следите за рестораторами и фудблогерами. Автор кулинарных книг
Настя Понедельник делится рецептами домашней кухни.
Salatshop — эксперт по еде без сахара и белой муки. Андрей Рудьков, он же
ANDY CHEF, публикует пошаговые рецепты и рассказывает про знакомства с поварами мира.
Нина Тарасова — кондитер-художник, ездит с мастер-классами по миру и умело пишет про десерты.
Сталик Ханкишиев спец в восточной кухне и автор нескольких кулинарных книг, среди которых — «Казан, мангал» и «Казан, баран». Главное — больше читайте, анализируйте и сравнивайте, кто и как пишет, чтобы выработать собственный стиль.