Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 27
Научно-образовательная политика
Стоматологический консорциум

Вчера на заседании Научно-образовательного стоматологического кластера Минздрава России, которое прошло в Самарском государственном медицинском университете, озвучена инициатива создания стоматологического консорциума.

Ректор МГМСУ им. Евдокимова, академик РАН Олег Янушевич привел данные статистики по платным медицинским услугам в России: треть из них сегодня приходится на стоматологическую помощь. Рынок большой, спрос на специалистов-стоматологов продолжает расти, однако сейчас они работают на импортном материале и по зарубежным технологиям. Качество стоматологического образования в России при этом одно из лучших в мире, по мнению Олега Янушевича.

Александр Колсанов, ректор СамГМУ, для НОП:

«Дефицит российской стоматологической продукции катастрофичен. Считаю, что нам необходимо объединить усилия в создании консорциума вузов и предприятий реального сектора. Тем более, что на уровне руководства страны делается акцент на поддержку отечественных производителей.

Скоро будет объявлен конкурс на программу «Приоритет 2030», в котором СамГМУ обязательно примет участие. Предлагаю в рамках конкурсной заявки оперативно проработать создание консорциума, приглашаю заинтересованные стороны присоединиться.

Консорциум сможет заняться и разработкой образовательных проектов для цифровых, гибридных форм обучения, например, интерактивный стол «Пирогов», который можно «апгрейдить», добавив стоматологический модуль».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Как Вам на форуме, Ярослав Иванович?

Всё хорошо, приехал вас поддержать.


Нет в системе российского образования (из ныне живущих) человека, который сделал для её развития больше, чем Ярослав Кузьминов.

И "я приехал вас поддержать" - это кредо, позиция. Где "вас"- это систему образования, всю сферу.

Очень горжусь что являюсь частью  Вышкинской команды, работая в самой классной её "банде" - Институте образования.

С днём рождения, Ярослав Иванович!
источник
Научно-образовательная политика
Сопредельность стандартов

Президент Владимир Путина подписал Указ о внесении изменений в федеральный закон «Об образовании».

Основные изменения – теперь ФГОС по СПО могут создаваться по группе специальностей, а также по нескольким направлений. Здесь произошло законодательное закрепление системной перезагрузки среднего профессионального образования. Она включает в себя укрупнение специальностей, интенсификацию подготовки, более системную интеграцию с ДПО – и по самой форме, и по модели формирования компетенций работника на протяжении всей жизни.

Для высшей школы теперь возможно включать в образовательные программы по части профессиональных компетенций – соответствующие блоки из нескольких специальностей и направлений (а также из их укрупненных групп), а также добавлять соответствующие блоки из СПО. Также предусмотрена возможность присвоения нескольких квалификаций – в том числе, разного уровня (ВО+СПО) либо параллельных (ВО+ВО).

Данные изменения отвечают курсу на переход к модели 2+2+2, при которой допускается как возможность смены образовательной программы по итогам первых двух курсов (плюс-минус семестр – так, видимо, это будет на практике), а также присвоения при получении высшего образования на какой-то отсечке квалификации СПО.

Помимо гибкости образовательных траекторий эти и остальные изменения, предусмотренные Указом, будут способствовать и ряду других процессов. В частности, можно будет выстраивать полноценные сопряженные траектории СПО + высшее образование. Причем это станет возможно делать как в рамках одного университета, так и в формате сотрудничества нескольких образовательных организаций различного уровня.

Получает шанс на реанимацию идея прикладного бакалавриата – именно она во многом соответствует возможности получения не только высшего образования, но и конкретной профессии уровня СПО.

Одновременно появляется возможность более широкого зачисления выпускников колледжей в вузы. Здесь речь идет и о поиске талантов – условный талантливый автомеханик вполне может реализовать себя и на уровне высшего образования. В том же прикладном бакалавриате.

Связи СПО и университетов вообще будет способствовать не только либерализация ФГОС, но и параллельные процессы – в частности, стимулирование предпринимательства, в том числе технологического.

Изменения в моделях СПО и образовательных стандартах также включает в себя все более массовый переход на методологию WorldSkills и демонстрационный экзамен. В сумме все трансформации ставят достаточно важный и серьезный вопрос – что такое СПО эпохи прорыва?

Уже сейчас очевидно: формула «старшие классы школы + рабочая профессия» безнадежно устарела. Школьная программа становится все менее востребованной – важнее практические навыки и их демонстрация на экзамене. А значит, постепенно встанет вопрос – а не стоит ли вообще убрать школьные предметы? Это реально позволит сделать программы СПО более компактными. Следовательно, те сопряженные и сквозные образовательные траектории, которые предполагают обучение в колледжах, однозначно должны быть изолированы от ЕГЭ, хотя, конечно, нужно сохранить опцию добровольной сдачи экзамена.

Образовательная политика – это живая система, поэтому любые изменения в ней оказывают воздействие сразу на все процессы. В частности, явно востребована опция «ЕГЭ только для вузов». Кому не нужно дальнейшее образование, кто желает пойти служить в армию либо продолжить обучение в колледже – по идее не нуждаются в едином госэкзамене.

Но есть и оборотная сторона медали. Уже сейчас приблизительно половина школьников после 9 класса (а некоторые и после 11-го) предпочитают уйти в систему СПО. В итоге вскоре мы можем получить конкурсы на поступление на эти программы. Что в целом – позитивно. России нужны и ученые, и инженеры, и талантливые рабочие кадры.

Текст указа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105260041
источник
Научно-образовательная политика
Центр водных ресурсов и аквакультуры

НОЦ Юга России для решения вопросов маловодья в ЮФО и СКФО создаст Центр водных ресурсов и аквакультуры. Об этом стало известно на встрече министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с научным руководителем ЮНЦ РАН, академиком РАН Геннадием Матишовым, директором Института водных проблем РАН, членом-корреспондентом РАН Александром Гельфаном и ректором ДГТУ, д.т.н. Бесарионом Месхи.

Основным вопросом встречи стала необходимость разработки новых подходов для повышения эффективности сельхозпроизводства, судоходства и водоснабжения в условиях маловодья в ЮФО и СКФО. Для решения этой проблемы было принято решение о создании Центра.

ДГТУ намерен разработать онлайн-курс по индустриальной аквакультуре совместно с ЮНЦ РАН и открыть новое направление подготовки «Промышленное рыболовство».

Базой для подготовки специалистов и реализации научных исследований станут лаборатории научно-образовательных учреждений региона. Для исследования водоемов планируется привлекать маломерный научный флот России.

Предполагается, что в работе Центра будут задействованы специалисты из ЮНЦ РАН, Института водных проблем РАН, Института географии РАН, Южного федерального университета, Донского государственного технического университета, Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Бесарион Месхи, ректор ДГТУ, для НОП:

«Мы приступаем к разработке одного из самых значимых проектов для южных и северокавказских регионов России. Южный центр водных ресурсов и аквакультуры объединит ведущих ученых и индустриальных партнеров.

Ученые нашего вуза уже заняты решением научно-исследовательских задач, которые станут весомым вкладом в эффективность создаваемого центра. В ДГТУ создается технология аквакультуры с использованием кормовых добавок на основе растительного сырья и пробиотиков нового поколения, разработки в области аквакультуры последовательно внедряются на площадках индустриальных партнеров вуза.

В рамках гранта Российского научного фонда мы проводим исследования применения пьезоактуаторов в технологии низкотемпературного консервирования репродуктивных клеток рыб с интеллектуальным управлением процессом замораживания».
источник
Научно-образовательная политика
Приемка во время коронавируса 2021

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью Наиле Аскер-заде рассказал об особенностях приемной кампании в этом году.

Учебный процесс
В целом по стране 92 процента студентов занимаются очно либо в смешанном формате. 8 процентов студентов только дистанционно занимаются. 14 процентов преподавателей полностью работают в дистанционном формате.

Приемка
Все вузы, конечно, готовы к приемной кампании. Начнется 20 июня подача документов. Зачисление, это особенность нынешней приемной кампании, состоится 17 августа в одну волну. Это упрощает и делает более прозрачным всю приемную кампанию. Пространство выбора у абитуриентов увеличивается. В прежние годы они могли подать не более чем 5 заявлений в 3 вуза, а в этом году они смогут подать до 10 заявлений в 5 вузов. Почти на 35 тысяч бюджетных мест в 2021 году выделено государством, по поручению президента России, больше, чем в 2020 году. Из них больше 85 процентов направлены в регионы.

Формат приемки
Независимо от коронавируса абитуриенты уже давно, последние 3-4 года, очень активно пользуются удаленными форматами подачи документов. Можно прийти и сдать их очно, классическим способом по почте или используя информационные системы вуза. Начиная с прошлого года, мы также активно включаем вузы в работу по использованию суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Поэтому будет коронавирус, не будет коронавирус — будущее за удаленным форматом взаимодействия абитуриентов и университетов. Мы подкорректировали сам порядок приема таким образом, чтобы можно было принимать не только на направления специальностей, а на укрупненные группы специальностей, предоставляя возможность студентам чуть позже определиться уже с выбором конкретного профиля. Например, по итогам полугодия или года. Вот эти жесткие рамки, которые существовали 10 или 30 лет назад, когда ты поступил и крайне тяжело было перевестись из вуза в вуз, с одной специальности на другую — все-таки это больше в прошлом.

Предпочтения
Предпочтения абитуриентов достаточно стабильны. Большой спрос на инженерные специальности. Близко к этому все айтишные специальности и направления. Третье или четвертое место по количеству мест бюджетных, которые мы увеличили, занимают математика и механика, а на втором месте информатика и информационные технологии. Традиционно все, что касается подготовки врачей и учителей — здесь также с учетом и растущего спроса, и увеличивающегося количества выпускников школ мы добавили опережающими темпами на соответствующие направления подготовки, в частности, на клиническую медицину и на образование педагогическое.

Приоритет-2030
Будут участвовать не меньше ста вузов — мы отберем их в сентябре. И эти вузы, как минимум, получат базовый грант в размере не менее ста миллионов рублей. Целью этой программы является, в первую очередь, поддержка отраслевых и региональных вузов. Все студенты и аспиранты, которые обучаются в своих вузах, в зависимости от того, какую программу представит учебное заведение, смогут, конечно, поучаствовать. Но среди наших приоритетов — это создание условий для молодых ученых, реализация разного рода просветительских, культурных, спортивных, не только научных мероприятий.

Подробнее: https://www.vesti.ru/article/2567106
источник
Научно-образовательная политика
Опрос: молодые ученые о науке

Что молодые ученые думают о науке? Как оценивают позиции России в научно-технологической сфере? Кто, по их мнению, должен управлять наукой?

В преддверии Петербургского международного экономического форума Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах проводит экспресс-опрос мнений молодых ученых об их отношении к науке.

Прохождение опроса займет несколько минут.
источник
Научно-образовательная политика
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, для НОП о XI Международной конференции «Транспорт.Инвестиции.Логистика», которая пройдет на полях XXVI Петербургского международного экономического форума 2 июня:

Развития транспортная система обеспечивает связанность территорий страны и непосредственно влияет на уровень ее экономического развития, особенно страны с такой масштабной территорией, как наша. Именно поэтому Стратегия развития транспортной системы России до 2035 года становится темой одной из ключевых дискуссий в рамках ПМЭФ-2021.

Кроме транспортной доступности как таковой важна еще и эффективность перевозки грузов и пассажиров, встраивание России в международную транспортную систему. Это уже область для применения научных подходов, основанных, как фундаментальных знаниях, так и на самых современных методах и разработках.

МАДИ является ведущим научно-образовательным центром по подготовке студентов и научных кадров в области строительства автомобильных дорог, мостов и аэродромов, эксплуатации и сервиса транспортной техники, экономики, управления и логистики на транспорте и в строительстве, автоматизированных систем управления и организации дорожного движения.

Наш вуз активно привлекается к решению самых важных государственных задач в своей отрасли. Ученые университета обладают уникальными знаниями, которые необходимо использовать для обеспечения устойчивости и предсказуемости работы транспортной системы и ее развития.

Ожидаю, что обмен мнениями с коллегами, в том числе из зарубежных организаций, развивающих трансевразийские перевозки, будет очень полезной для всех участников.

Подробнее: https://forumspb.com/meropriyatiya-pmef/?ELEMENT_ID=91542
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем нашего друга Ларису Пастухову, руководителя проекта "Моя страна - моя Россия" президентской платформы "Россия-страна возможностей" @stranavozmojnostey с избранием членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО).

Фото НОП
источник
2021 May 28
Научно-образовательная политика
«Горизонт 20!30»: стратегия Огарева

Любой университет должен иметь четкие ориентиры своей эволюции хотя бы на несколько лет. В настоящее время произошла перезагрузка парадигмы развития вузов – теперь они должны мыслить в рамках консорциумов, цифровизации, более глубокой интеграции с наукой и бизнесом, выполнения «третьей миссии». В этом ключе особенно интересно посмотреть стратегии развития не крупных столичных грандов (там цели достаточно ясны и глобальны), но мощных региональных университетов. В качестве примера рассмотрим стратегию развития Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева на ближайшие 10 лет «Горизонт 20!30», принятую 25 мая.

Документ отличает четкость задаваемых векторов и детальная проработка практических шагов.

Миссия – создание университета предпринимательского типа (3.0).

Стратегическая цель – создание опорного для региона университета, выступающего точкой роста экономики. Здесь очевиден фокус на вхождение в «Приоритет-2030» по вектору территориального развития.

Главная ценность – неповторимость каждого человека.

Принципиально важно, что стратегия содержит такие компоненты как «Видение» и «Ценности». Образ желаемого будущего важен для целеполагания, а ценности определяют идеологию развития. По своим формулировкам они хорошо увязываются с нацпроектами и стратегиями: пространственного, научно-технологического и социально-экономического развития. Последняя сейчас находится в стадии активной разработки.

В качестве стратегических принципов развития Мордовский госуниверситет выделяет: интегрированность, целенаправленность, перспективность, междисциплинарность, интеллектуальная элитарность, открытость, ответственное доверие, приоритетность.

Компоненты и векторы развития выстроены в «Горизонте 20!30» по логике полного инновационного цикла.

Цель научного развития определена весьма системно: через достижение национальных целей, интеграцию с наукой, бизнесом, регионом, конкретным вкладом в развитие Мордовии.

Огаревский университет, в частности, ориентируется не только на приоритетные направления, но и на рынки будущего НТИ. Это пять NET’ов: Health, Tech, Food, Energy, Neuro.

Задачи в области образования МГУ им. Н.П. Огарева включают в себя цифровизацию, интернационализацию, акцент на междисциплинарности, непрерывном образовании и soft skills.

Особый акцент на работу с молодежью – здесь запланированы шаги, тесно интегрированные с магистральными федеральными процессами, в том числе усиление волонтерства, а также запуск социальных лифтов.

В контексте поручений президента важно, что в «Горизонте 20!30» есть особый раздел Campus policy.

Вообще стратегия развития МГУ им. Огарева структурирована двуединым образом: с одной стороны, мы имеем дело с вузовской программой и логичными разделами по образованию и науке. С другой, здесь силен корпоративный подход – структурирование по полному инновационному циклу, выделение HR и кампусного развития как комплексной экосистемы для самого университета и региона.

Очень важно, что создается управленческая модель реализации стратегии «Горизонт 20!30». И еще более значимый момент – четко выделена роль МГУ им. Огарева в развитии региона, а также участие вуза в достижении национальных целей развития.

В Мордовском госуниверситете явно хорошо поняли, что новые парадигмы развития – это не просто ритуальные фразы, но реальные окна возможностей. Стратегия «Горизонт 20!30» по форме и содержанию на самом деле ближе как раз к разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития. То есть Огаревский университет создал программу не под конкретное мероприятие (например, вхождение в «Приоритет-2030»), но исходя из системных установок и самых востребованных трендов.

Это однозначно делает стратегию развития живым документом, актуальность которого сохранится достаточно долго. Можно поздравить МГУ им. Н.П. Огарева с таким ярким успехом в вопросах стратегического планирования и целеполагания.

Подробнее: презентация и новость.
источник
Научно-образовательная политика
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко поприветствовал участников «V Российского форума по научной коммуникации»

Уважаемые друзья!

Приветствую вас по случаю открытия «V Российского форума по научной коммуникации».

2021 год объявлен Президентом Российской Федерации «Годом науки
и технологий». В план вошло более 80 мероприятий, в которых примут активное участие, в том числе студенты и молодые исследователи. Важной задачей, стоящей перед государством, является привлечение молодежи в сферу науки. Увеличение числа молодых исследователей – один из основных показателей национального проекта «Наука и университеты».

Мы планируем, что к 2024 году наши молодые дарования будут составлять половину от всех исследователей в стране.

Эти темы занимают центральное место в повестке форума, в ходе которого вам предстоит обсудить широкий круг профессиональных задач, обменятся опытом и передовыми практиками. Уверен, что форум пройдет
в плодотворном ключе и в ходе дискуссий будут выработаны новые решения, направленные на популяризацию научной среды.

Желаю вам успехов.

«V Российский форум по научной коммуникации» проходит 27-28 мая в НИТУ МИСиС: https://akson.science/project-list/5-scicomm-forum/
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта в Санкт-Петербурге начинается первая Международная научно-практическая конференция «Анализ данных в медицине».

В пленарной сессии участвуют:
- Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, д.ф.-м.н., академик РАН;
- Игорь Коган, директор НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии (НИИ АГиР) им. Д.О. Отта, член-корр. РАН, д.м.н., профессор;
- Петр Тимашев, директор Института регенеративной медицины Сеченовского университета, д.х.н.;
- Лейла Адамян, заместитель директора НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова, д.м.н., профессор, академик РАН
- Александр Природов, заведующий отделением неотложной нейрохирургии НИИ СП им Н. В. Склифосовского, д.м.н., профессор
- Сергей Шептунов, директор ИКТИ РАН, д.т.н.
- Рушан Сулиманов, заместитель директора Института медицинского образования НовГУ, д.м.н.

Конференция начинается со звучания единственного в российских медицинских организациях органа.

Подробнее: www.digital-med.ru
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Игорь Коган, директор НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии (НИИ АГиР) им. Д.О. Отта, член-корр. РАН, д.м.н., профессор, на первой Международной научно-практической конференции «Анализ данных в медицине»:

Это старейший институт в Европе.

Новые решения были реализованы строительстве и проектировании нового здания, в котором мы находимся – это было сделано по решению Д. Отта. Он принимал новорождённых детей у всей царской семьи

Меняется время, меняется цивилизация. Ярко это показал последний год.

Глобальные вызовы – каждый из них о воспроизводстве человека как вида, поэтому нужны новые нестандартные решения, и медицина должна быть другой.

Это новая философия, нового мышления. Мы сегодня на этапе получения больших данных. Что с ними делать – большой вопрос для медицины.

Роль естественного отбора в эволюции человека тоже актуальный вопрос медицины. И это вопрос о формировании нового вида человека в ближайшее время, [а с ним] формирование новой философии и религии.

Для формирования новой идеологии не хватает личного общения и формирования междисциплинарных и даже антидисциплинарных решений (в плане что они нестандартные). Сегодня это возможность есть.

За границей формируются технологические долины. Наши отцы и деды создали это все, в том числе на такой площадке мы сейчас находимся.
источник