Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 24
Научно-образовательная политика
Институционализация и консолидация Южного НОЦ

19 мая состоялось расширенное заседание Наблюдательного совета межрегионального научно-образовательного центра Юга России, образованного путем объединения Южного НОЦ, НОЦ Краснодарского края и Волгоградской области.

Представители власти и сферы образования Ростовской области, Краснодарского края и Волгоградской области обсудили вопросы формирования состава Наблюдательного совета и управляющего совета НОЦ Юга России.

Председателем Наблюдательного совета межрегионального научно-образовательного центра Юга России стал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Заместителями избраны губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и заместитель губернатора Волгоградской области Зина Мержоева.

Наблюдательный совет утвердил заявку и программу НОЦ Юга России на участие в конкурсном отборе Министерства науки и высшего образования РФ на предоставление грантов на оказание государственной поддержки из федерального бюджета в рамках национального проекта «Наука и университеты». Грантополучателем станет Кубанский научный фонд.

НОЦ Юга России сфокусируется на трех междисциплинарных направлениях – AgroTech, FoodDesign и AquaTrek. В рамках первого Центр займется созданием энергосберегающей техники для АПК, разработкой технологий управления плодородием почв и снижения негативного техногенного воздействия на окружающую среду, рационального обращения с отходами.

Направление FoodDesign предполагает развитие инжиниринга здоровых продуктов питания. AquaTrek посвящён вопросам управления водными ресурсами на основе науки и техники.
Координатором формирования и реализации программы НОЦ Юга России от Ростовской области выступит Донской государственный технический университет, от Волгоградской – Волгоградский государственный технический университет, от Краснодарского края – Кубанский научный фонд.

Василий Голубев, губернатор Ростовской области, для НОП:

«Объединение научных центров трёх российских регионов с мощнейшими научно-образовательными и производственными комплексами, безусловно, послужит решению задачи по созданию новых конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации. И, конечно, позволит эффективнее готовить кадры, необходимые для дальнейшего научно-технологического развития страны».
источник
Научно-образовательная политика
Приоритеты для Приоритета

Минобрнауки подготовило проекты приказов, которые необходимы для реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

О комиссии по отбору и ее подкомиссии по творческим вузам

Состав Комиссии утверждается приказом Минобрнауки из числа представителей госорганов, организаций реального сектора экономики, соцсферы и финансового сектора, экспертов в области развития высшего образования и науки, а также ведущих ученых по приоритетным направлениям научно-технологического развития. В состав входят председатель (министр), зампредседателя (замминистра), секретарь и иные члены. Всего должно быть не менее 10 членов.

Членов «творческой» подкомиссии должно быть не менее 5 человек.

Функционал был закреплен ранее и в данном документе лишь дублируется.

Перечень целевых показателей эффективности

Это один из основных документов. Именно по данным критериям будет оцениваться успешность работы университетов в рамках программы. Всего списков показателей три.

Базовая часть гранта:
Р1(б) – объем НИОКР на одного НПР.
Р2(б) – доля НПР до 39 лет.
Р3(б) – доля очников, получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию.
Р4(б) – внебюджетка на одного НПР.
Р5(б) – количество обучающихся на ВО и(или) СПО по программам с формированием цифровых навыков и компетенций.

Также представлен список направлений СПО и ВО, получение образования по которым связано с формированием двух и более ключевых компетенций цифровой экономики.

Исследовательская часть гранта:
Р1(с1) – количество публикаций на одного НПР в Web of Science Core Collection по приоритетам НТР в изданиях Q1 и Q2, а также в изданиях Arts and Humanities Citation Index за отченый и два предыдущих года. Учитываются только публикации типа Article и Review, привязанные к профилю организации.
Р2(с1) – то же про Q1 и Q2 по SNIP Scopus’а.
Р3(с1) – количество высокоцитируемых публикаций типов article и review, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection, за последние пять полных лет, в расчете на одного НПР.
Р4(с1) – доля исследователей до 39 лет.
Р5(с1) – объем внебюджетки от НИОКР на одного НПР.
Р6(с1) – объем доходов от НИР на одного НПР.
Р7(с1) – доля аспирантов и магистрантов от общего числа очников.
Р8(с1) – то же по иностранным аспирантам и магистрантам.

«Опорная» часть (территориальное и(или) отраслевое развитие):
Р1(с2) – количество публикаций по приоритетам НТР в WoS CC типа article и review (без ESCI) за последние три года на одного НПР.
Р2(с2) – то же для Scopus.
Р3(с2) – объем доходов от СПО и ДПО на одного НПР.
Р4(с2) – объем внебюджетки от НИОКР и от региональных (местных) бюджетов на одного НПР.
Р5(с2) – доля целевиков.
Р6(с2) – доля обучающихся из других регионов.
Р7(с2) – доля иностранцев.
Р8(с2) – объем доходов от РИД на одного НПР.

Порядок экспертизы (проектов) программ развития
Также один из ключевых документов. Оценка проводится экспертами, привлеченными «Социоцентром» («дирекцией» программы). Сформулированы достаточно традиционные и понятные требования к экспертам.

Помимо того выделен перечень критериям, не менее трем из которых должен соответствовать эксперт. Они группируются в два крупных блока:
1.  компетенции и экспертный опыт в цифре и информационных технологиях, а также работа в технологических компаниях; переподготовка по CDTO или CDO;
2.  опыт организации (сетевого) взаимодействия с ведущими мировыми вузами.

Оценка будет проводиться 7 критериям, каждый максимально дает 10 баллов. Итоговая сумма рассчитывается из максимума в 70 баллов. В рамках каждого из критериев выделено от 1 до 3 индикаторов, каждый из которых имеет приблизительно равный вес.

Формировать сводные экспертные заключения будет сам «Социоцентр».

Представлены проекты расчетных документов, содержащие формулы, постоянные и переменные значения: порядок расчета итогового балла по оценке программ развития и их проектов и методика расчета показателей для первой и второй групп критериев при отборе.

Также утвержден перечень специальностей для отнесения вуза к творческим.
Telegram
Научно-образовательная политика
«Приоритет-2030»: ключевые параметры

Опубликованы ключевые документы по программе «Приоритет-2030».

Двухуровневая модель: участие в программе как таковой (базовая часть гранта), а также опционально два трека (специальная часть гранта): исследовательское лидерство и территориальное (субъект или федеральный округ) и(или) отраслевое лидерство. Формируется пояс кандидатов на участие в программе. Могут подаваться заявки на изменение своего статуса: вхождение в Программу или в специальную часть.

Базовая часть – не менее 100 млн руб. в год.

Доктринальное позиционирование: программы развития должны быть направлены на достижение национальных целей (нацпроектов), учитывать Стратегии научно-технологического и пространственного развития, стратегии развития регионов, отраслевые документы стратегического планирования.

Консорциумы добровольны и опциональны.

Критерии отбора – необходимо удовлетворять одной из четырех групп:

(а) студентов-очников более 4000; финансирование из всех источников более 1 млрд руб.; доходы от…
источник
Научно-образовательная политика
Университеты-EdTech: кейсы (1/2)

Сегодня в рамках Недели образования в онлайн-формате состоялась панельная дискуссия «Экономические модели взаимодействия университетов с EdTech». Участники диалога поделились своими лучшими практиками, обсуждали тренды, задачи и пути развития в диалоге университетов и EdTech.

Кейс ТюмГУ,
Таисия Погодаева, проректор ТюмГУ:

Есть 3 основные экономические модели взаимодействия - полный аутсорсинг, совместные разработки, консалтинг.

Вуз начал изменения 5 лет назад. Произошла смена бизнес-процессов. Университетская специфика в том, что этот процесс невозможно выстроить самостоятельно качественно. Для этого понадобилась компания-разработчик, которая может разработать продукт-решение, а также будет его сопровождать. При этом если решение будет только для себя, это будет долго и дорого. Поэтому решение было простым - рыночное решение, которое пилотируется на университете.

После большого пути трансформации сейчас университет уже готов к сотрудничеству, потому что есть опыт и компетенции.

Совместно с EdTech были разработаны совместные магистерские программы. Компания работает в рынке, что означает, что у нее есть компетенции и она может научить.

SkillFactory, Skyeng и другие компании - ТюмГУ сотрудничает с ними, у них есть экспертиза, чтобы делать продукт, они могут предлагать хорошие функции, сервисы и решения.

Что касается консалтинга, мы пробуем делать элементы разработки для образовательного пространства, поскольку понимаем узкие места, где нужны разработки.

Кейс Skyes,
Виолетта Усанова, директор цифрового сервиса для вузов:

Многие университеты уже очень хорошо умеют выстраивать бизнес-процессы. Есть 3 основные модели взаимодействия - университет закупает у EdTech, EdTech закупает у университета, совместные программы, которые реализуются. Чаще всего либо вузы закупают решения, либо реализуются совместные программы. Модель OPM - сейчас самая рабочая для сотрудничества, она позволяет делать программы под ключ и точечно предоставлять решения. Чтобы выбрать то, что конкретно нужно, необходимо смотреть на экономическую эффективность того или иного решения для конкретного вуза.

Кейс Skyeng,
Александр Ларьяновский, управляющий партнер и директор по бизнес-развитию:

Нет дихотомии между EdTech и университетами. EdTech сейчас отдает технологический долг - мы латаем дыры, чтобы отрасль была более современной. Чем мы хороши - мы выгодны там, где нужна скорость, потому что у нас как у бизнеса циклы исчисляются днями, а не месяцами и неделями. Мы можем расшивать те узкие места, которые есть. При этом, когда есть конкретная потребность у вуза, - нет вопросов.

Кейс СамГМУ,
Александр Колсанов, ректор СамГМУ:

Обучать у постели больного - в этом специфика медицинского вуза. Университет встал на путь цифрового развития. Мы активно занимаемся разработкой симуляторов виртуальной реальности, в том числе на примере конкретных операций. Мы такие симуляторы сейчас делаем для крупных компаний, это одно из приоритетных направлений деятельности.

Компании-партнеры - это и про сетевые программы, сейчас это ДПО. Уже есть совместные программы со Сбером, Барс-групп и другими.

Про бизнес-компании - мы начинаем с того, что берем готовый продукт, но параллельно создается команда внутри университета, которая эту идею подхватывает, адаптирует ее и развивает. Мы создаем истории, которые можно масштабировать.

Прорыв возможен на стыке областей, например, для нас актуально формирование новой отрасли регионе - IT-медицина. У нас в штате более 120 IT-шников, которые делают новые разработки и которые мы коммерциализируем. Мы идем от рынка - задачи ставит нам рынок. Наши преимущества в том, что мы идем с опережением для наших будущих врачей и формируем программы, в основном ДПО, и активно идем в вариативную часть с современными модулями и технологиями.

Подробнее: https://educationweek.ru/program/events/ekonomicheskie-modeli-vzaimodeystviya-universitetov-s-edtech
источник
Научно-образовательная политика
Университеты-EdTech: кейсы (2/2)

Кейс ДГТУ,
Андрей Мозговой, проректор по цифровому и стратегическому развитию ДГТУ:

Необходимы партнерства - бизнес компании, IT-компании. Нашими партнерами уже являются Сбер, Ростелеком, Siemens и другие. Мы применяем смешанную модель бизнес-процессов - некоторые сервисы и бизнес-процессы разрабатываем сами, а также есть партнеры, которых мы привлекаем для формирования цифровых процессов по внедрению в университете.

Так с компанией «Бизон» сформировали цифровой класс. Это цифровой класс, который позволяет собирать всю информацию оцифрованных полей и техники. Студенты используют данные в качестве выполнения реальных проектов - класс с симуляторами, которые позволяют отрабатывать реальные кейсы в виртуальной реальности.

И, конечно, самый приемлемый формат взаимодействия - это консорциум.

Кейс СВФУ,
Петр Иванов, проректор по цифровому развитию:

Мы состоим в порядке 10 консорциумах, в том числе в консорциуме по большим данным.

Важным решением может стать платформа, где можно было бы размещать свои онлайн-курсы и свои цифровые решения по автоматизации бизнес-процессов, которых не хватает вузам. Сегодня мы работаем достаточно разобщенно. Я предложил бы аккумулировать те продукты, которые позволили объединить все имеющиеся алгоритмы - консолидировать их в одно решение. Нужен большой сравнительный анализ и одна платформа - с помощью сквозных технологий удастся подойти аналитически к построению бизнес-процессов. Без стандартизации мы не можем заниматься одним и тем же.

Кейс ВолГУ,
Валентин Дзедик, первый проректор ВолГУ:

Наши ученые в рамках консорциума «Аэротехнологии» занимаются стандартизацией. Еще 2 года мы начинали эту работу, изначально она встретила серьезное отторжение. Но ковидная история перевела это все в другую плоскость - вопросу цифровизации помог Коронавирус.

Продукты нужны те, которые будут легко между собой сочетаться, потому что любой университет связан огромным количеством взаимодействий. Нам важно, чтобы это была единая экосистема. Мы должны работать с огромным количеством разных сервисов. Критически важным является их стабильность, возможность успешно между собой сочетаться. Это позволит университетам достичь развития.

Кейс СПбПУ,
Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ:

Мы один из университетов кто, учредил платформу «Открытое образование», много наших курсов представлено на Coersera. Аудит QS оценил наш потенциал обучения на 5 звезд. Мы являемся федеральной инновационной площадкой «Университет 4.0».

Проблема между массовостью и элитарностью. Еще в рамках проекта 5-100 мы поняли, что не все внутри университета будет «бежать» быстро и развиваться. Тогда была создана модель локальных Гринфилдов, были созданы глобальные структуры, уникальные для страны - инжиниринговый центры, центры НТИ и т.д. - те лидеры, которые обеспечивают технологические прорывы.

Модель обучения от массовой переходит к модели реальных кейсов - обучение для промышленности. То есть экономическая модель становится другой в рамках таких проектов. Модели принципиально другие, чем те, что в массовом восприятии. С их помощью удается решать те задачи, которые не решались до этого годами.

Кейс МИФИ,
Наталья Барбашина, проректор НИЯУ МИФИ:

В МИФИ подготовка исследователей и разработчиков связана не только с фундаментальной подготовкой, но и с погружением каждого студента в решение реальных исследовательских задач. Большинство готовых продуктов не способны обеспечить сопровождение исследователей. Цифровизация исследовательской траектории - актуальная задача для МИФИ.

Наука и производство активно переходят в цифровую сферу, здесь мы сталкиваемся с отсутствием новых продуктов зачастую. Организация виртуального или онлайн-доступа к научным установкам - одна из самых актуальных задач на сегодня. Отрасль цифровизуется быстрее.

Университету с разработчиками цифровых решений и индустриальными партнерами нужно совместно дорабатывать цифровые инструменты для решения совместных задач, тогда мы начнем работать друг на друга.
источник
Научно-образовательная политика
А что там у аспирантуры?

Аспирантура – краеугольный камень подготовки новых кадров для научно-образовательной сферы, высокотехнологичного бизнеса и инноваций. Существуют серьезные негативные тренды в развитии аспирантуры – о них не раз говорили на самых высоких уровнях.

Сейчас реализуется целый комплекс мер, направленный на молодых ученых – в частности, на аспирантов. Это происходит я в рамках формирования единой системы поддержки начинающих исследователей: переход к научной аспирантуре, отработка грантового формата, запуск конкурсов для аспирантов. Для привлечения талантливых иностранцев предусмотрены квоты и отдельные задачи в рамках программных мероприятий.

Исследователи Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ зафиксировали ключевые траектории развития аспирантуры на 2020 год. Это формирует прекрасную точку отсчета для анализа эффективности всех принимаемых мер. Также появляется возможность отследить точки перелома ситуации, которые требуют особого внимания.

Основные выводы исследователей ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

Количество
Рост основных индикаторов деятельности аспирантуры в 2020 г. позволил прервать негативную тенденцию сжатия масштабов подготовки аспирантов: их общая численность достигла 87,8 тыс. чел. (+4% по сравнению с 2019 г.), показатель приема – 27,7 тыс. чел. (+11,2%).

КПД
Эффективность работы аспирантуры продолжает снижаться: в 2020 г. доля выпускников, защитивших диссертацию в нормативный срок подготовки, составила лишь 8,9% (для сравнения, в 2019 г. – 10,5%, в 2015 г. – 18%, в 2010 г. – 28,5%). В научно-исследовательских организациях данный показатель сократился за период 2010–2020 гг. с 16,8 до 9,3%, в вузах – с 30,3 до 8,9%.

Направления
К самым популярным направлениям подготовки относятся экономика и управление (9% от общей численности аспирантов), информатика и вычислительная техника (8,2%), клиническая медицина (7,3%), юриспруденция (6%). Среди женщин наиболее востребованы клиническая медицина (9,7%), образование и педагогические науки (9,5%), среди мужчин – информатика и вычислительная техника (11,2%), экономика и управление (9,8%).

(Вне)бюджет
В 2020 г. треть аспирантов (35,3%) обучались на платной основе. Данная форма обучения наиболее распространена по таким направлениям подготовки, как юриспруденция (75,8% общей численности аспирантов по направлению), экономика и управление (68,3%), архитектура (63,2%) и психологические науки (59,9%).

Интернационализация
Российская аспирантура становится все более интернациональной: за период 2014–2020 гг. численность иностранных аспирантов увеличилась с 5,5 тыс. до 9,5 тыс. человек, а их доля – с 4,6 до 10,8%.

Положительные тенденции в привлечении иностранных аспирантов преимущественно обеспечиваются за счет роста численности абитуриентов из государств, не входящих в состав СНГ (+27,9% за последний год). В результате доля аспирантов из стран СНГ впервые за период наблюдений составила менее трети (30,5%). Самые крупные потоки иностранных аспирантов в 2020 году – из Китая (2204 чел.) и Казахстана (1194 чел.).

Следствия
Причины кризисных явлений в российской аспирантуре хорошо известны: перевод в третью ступень образования, отмена обязательности защиты, санация системы диссоветов и журналов.

Тем не менее, именно аспирантура является основным и единственным способом привлечения и закрепления молодых исследователей в науке. Безусловно, важны популяризация, работа со школьниками, исследовательская профориентация, поддержка студенческой науки. Однако, именно аспирантура – это та траектория, которая непосредственно вводит начинающего исследователя в область науки, высоких технологий и инноваций.

Принятые системные меры позволят всерьез увеличить приток молодежи в науку – что необходимо не только для выполнения количественных показателей нацпроектов, но и для научно-технологического прогресса как такового. А именно он является фундаментом для позитивных изменений в социально-экономической сфере и в конечном итоге – повышения качества жизни каждого россиянина.

Полный текст исследования: https://issek.hse.ru/news/471332188.html
источник
Научно-образовательная политика
Я считаю, что Форум «Каспий 2021: Пути устойчивого развития» соберет на своей площадке большое количество важных, интересных и известных специалистов. Это отличная возможность обсудить проблемы, которые существуют не только в Каспийском регионе, но и в любом, имеющем геостратегическое значение.

Для меня это хорошая возможность поделиться своим опытом, посмотреть на проблему, с другой стороны. Я бы хотел обсудить на Форуме важные вопросы геополитического развития наших регионов.

Регистрация на форум до 26 мая: https://caspian2021.mmco-expo.ru
источник
Научно-образовательная политика
Кто русский бы выучил?

Сегодня День славянской письменности и культуры. А также - День святых Кирилла и Мефодия. Что одновременно означает день тезоименитства патриарха Кирилла.

Если говорить о языковом измерении, то проявляется неоднозначность даты: все же речь идёт о русском языке? о кириллице? о всех славянских языках?

Отсюда же и внешнеполитические развилки. Говорить о некоем славянском единстве крайне сложно. Битвы за кириллицу вести достаточно сложно - все же переход на латиницу в контексте глобализации имеет своих сторонников.

Остаётся только Русский мир. Именно к русскоязычным соотечественникам идёт апелляция в рамках мягкой силы. Параллельно идёт (хотя и с большими трудностями) продвижение русского языка как такового, а также привлечение и ассимиляция мигрантов, что одновременно увеличивает количество носителей языка государствообразующего народа России.

Широкое распространение интернета и социальных сетей явно ставит перед языком новый пласт вызовов. Средство сообщения оказывает на него серьёзное влияние. Впрочем, язык представляет собой живой организм, который неизбежно меняется с течением времени.

Русский язык многогранен и в нем есть полюса, которые могут слабо понимать друг друга: например, язык юридических документов очень далёк от разговорного языка школьников. Потому, рассуждая о языке и его роли в объединении народа, нации, некоего «мира», стоит понимать: речь идёт о некоем универсальном языковом пространстве, которое является универсальным для всех носителей.

Еще одна мягкая сила, о которой часто забывают, это русская литература и культура: на международной арене великий и могучий представлен популярными классиками, 5 лет назад британская экранизация «Войны и мир» вывела программный роман в лидеры продаж в Великобритании. Это событие нельзя назвать исключением из правил, и может стать способом продвижения российской мысли, Русского мира с помощью современных авторов, которые уже давно издаются в Европе.

Собственно, Русская Православная Церковь является одним из важных институтов в распространении русского языка за пределами страны и его поддержании внутри общества.

Потому русский язык - это пространство для сотрудничества всех участников: от государства до религиозных организаций и гражданского общества.
источник
Научно-образовательная политика
Стартап-проекты устойчивого будущего

В год Науки и технологий в рамках Глобального продовольственного Форума в МГУПП прошла форсайт-сессия «Студенческие проекты: устойчивое будущее», в рамках которой студенты вузов и колледжей представили научные проекты. Стартап-проекты представляют из себя уже практически готовые к внедрению разработки по экологичной биоразлагаемой упаковке, технологии производства ферментированных и функциональных продуктов, продуктов для здорового питания.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП, для НОП:
«МГУПП поддерживает направление Устойчивого развития и выстраивает свою научную, образовательную, воспитательную, просветительскую и хозяйственную деятельность в соответствии с этими принципами. Мы понимаем, что достойная работа и экономический рост наших выпускников напрямую зависит от форматов наших программ. Именно поэтому мы реализуем и индивидуальные образовательные траектории, и предоставляем возможность получения дополнительного образования. У нас работает центр карьеры, но, самое главное  - стартап студии, которые дают ребятам возможность реализовывать свои идеи и создавать собственные производства и новые рабочие места.

При этом особый акцент идет на проекты связанные с экологичным производством с инновационными технологиями как в области экологичной биоразлагаемой упаковки, технологий производства ферментированных и функциональных продуктов, продуктов для здорового питания и проектам по экологической безопасности продуктов и самих предприятий пищевой промышленности. Сегодня наглядный пример реализации этой стратегии - в рамках Глобального продовольственного Форума в МГУПП проходит форсайт-сессия «Студенческие проекты: устойчивое будущее», на которой студенты МГУПП представляют свои стартап-проекты, на базе которых будут сформированы готовые бизнес-проекты.

Гости Форума - они же опытные цензоры. Это менеджмент крупных компаний и НИИ, руководители вузов, колледжей, иностранные гости  (ГК Черкизово, Объединенные Кондитеры, МПЗ Богородский, ФНЦ Пищевых систем им. В.М. Горбатова РАН, МОК Запад, ВГТУ, Кыргызский государственный технологический университет, Волгоградский государственный технический университет)».
источник
Научно-образовательная политика
Одна из задач 2021 года – рассказать какими научными достижениями может гордиться наша страна. А гордитсья нам и правда есть чем. Только за последние несколько месяцев ученые запустили самый мощный в мире нейтронный реактор нейтронный реактор и разработали несколько вакцин от коронавируса.вакцин от коронавируса. То ли еще будет!

Кроме этого, в 2021 году мы отмечем 60-ти летие первого полета человека в космос. Эти события отмечены и в дизайне ПМЭФ-2021. Заметили? Кроме динамичной аббревиатуры SPIEF/ПМЭФ,  в оформлении мелькают образы космоса и технологий. А цифры 2021 не случайно стали  "двухэтажными", по задумке дизайнеров это отсылка к "пропуску" в 20-м году, и долгожданному форуму в 21-м.

Фирменный синий цвет и кораблик- на месте. Ждем фотоотчет с площадки, скоро там наведут космическую красоту. @roscongress #ПМЭФ
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Завершился марафон «Новое знание» о самые актуальных и ярких знаниях, о достижениях в России и мире, о людях, создающих будущее сегодня.

Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, для НОП о марафоне «Новое знание»:

«Уникальное и очень полезное мероприятие. Невероятный пул спикеров в самых разных направлениях! Такие мероприятия помогают быть в тренде передовых научных знаний в самых разных областях, а как уже очевидно на данный момент, прорывные решения сейчас рождаются на стыке наук. Именно поэтому современному ученому важно иметь максимально широкий спектр знаний, не замыкаться в свой узкой специализации.

Более 100 часов самой актуальной информации за три дня – это уникальная возможность расширить свой кругозор. Марафон наглядно продемонстрировал, что наука не имеет границ. Вместе со студентами МАДИ слушал выступление специального гостя Илона Маска, тема которого во многом пересекалась с тематикой научной и образовательной деятельностью МАДИ.

В целом в ходе марафона «Новые знания» много вопросов поднималось о транспорте будущего, именно об автомобильном транспорте в экологическом контексте. Сейчас на нашей планете эксплуатируется более 1 миллиарда автомобилей, а к 2050 году аналитики говорят о 2,5 млрд. Автомобильный парк бурно растет и вносит существенный вклад в экологические проблемы. Перед человечеством стоят задачи создания новых технологий, и университет здесь идет в авангарде, является драйвером развития этих технологий: электрического транспорта, водородных источников для автомобилей на топливных элементах, беспилотного транспорта.

Совместно с организацией Greenpeace МАДИ провел исследование в области экологии и комплексной оценки экологических проблем транспорта, по водородным автомобилям и водородным генераторам на борту автомобилей. И, что немаловажно, МАДИ готовит специалистов в эксплуатации и разработке такого транспорта, у сотрудников вуза есть патент на водородную установку на борту автомобиля!

Такие мероприятия, как марафон «Новое знание» популяризируют науку, пробуждают интерес у подрастающего поколения к получению новых знаний!»
источник
Научно-образовательная политика
Арт-объект в честь дня рождения АНО «Россия – страна возможностей» и Третьяковской галереи

Резидент международного фестиваля «Культурный код», художник Саша Купалян создал двусторонний мурал длиной 28 метров и высотой 6 метров.

Одна часть конструкции расположена на крыльце у колоннады Новой Третьяковки. Другая сторона направлена к главному входу музея — увидеть её могут посетители и те, кто сознательно захочет посмотреть на «обратную сторону искусства».

Полюбуйтесь на эту красоту👆😍

«Культурный код» — один из проектов платформы «Россия – страна возможностей» , в рамках которого российские и зарубежные художники создают муралы в разных регионах России.

@stranavozmojnostey
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 May 25
Научно-образовательная политика
Участие в форуме «Каспий 2021: пути устойчивого развития» мы рассматриваем как продолжение мартовского форума «Университеты и развитие геостратегических территорий РФ», который состоялся в Северо-Восточном федеральном университете.

Сейчас все более актуальным становится сотрудничество вузов, которые обеспечивают территориальную связанность и интеграцию регионов России. Ключевыми принципами новых практик управления развитием университета становятся нацеленность на реальное содействие устойчивому развитию территорий, ответственность за результаты воздействия принимаемых решений на общество и природу, учет этических норм и возможных социальных, экономических и экологических последствий. Об этом и многом другом мы более детально будем разговаривать на форуме в Астрахани.

Регистрация на форум до 26 мая: https://caspian2021.mmco-expo.ru
источник
Научно-образовательная политика
Полимерный лидер

Испытательная лаборатория полимерных композитов, созданная на базе Башкирского государственного университета, оснащена специализированным исследовательским оборудованием, позволяет выполнять полный комплекс исследований, необходимых для исследования свойств существующих полимеров и полимерных композитов, а также создавать новые материалы с заданными эксплуатационными свойствами.

БашГУ является единственным вузом в Республике Башкортостан (в том числе в близлежащих регионах: Челябинской, Оренбургской областях, Пермском Крае, Республике Удмуртия), который готовит специалистов в области высокомолекулярных соединений.

Объекты исследования новой лаборатории находятся на фронтире мировой научной повестки: природоподобные технологии, зеленая химия, суперкомпозиты на основе угле- и стеклопластиков, технологии вовлечения полимеров в повторную переработку (рециклинг), биоразлагаемые пластики, полимеры для органической наноэлектроники, компаунды биомедицинского назначения и т.п.

Прикладная направленность проекта обусловлена тем, что Республика Башкортостан является лидером в России по объёмам производству таких важных полимеров, как полиэтилентерефталат, поливинилхлорид, изопреновый каучук, полистирол и др. Уже сегодня в университете выполняются прикладные исследования по заказу крупных предприятий, производящих современные полимеры и полимерные композиты (АО «Башкирская содовая компания», ООО «ЗПИ «Альтернатива», АО «Полиэф», ООО «Автопласт», ОАО «Синтез-Каучук», ООО «Башпласт» и др.).

Николай Морзкин, ректор БашГУ, для НОП:

«Уникальное научное оборудование и подготовка квалифицированных специалистов позволяет Башкирскому государственному университету занять ключевую роль в созданном в Республике Башкортостан Евразийском научно-образовательном центре мирового уровня по направлению «Цифровая и зеленая химия, энергетика».
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас начинается Профессорский экономический форум 2021 «Экономическое образование для экономического роста: постпандемическая перезагрузка».

Среди участников форума:
- Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В.Плеханова;
- Владислав Гриб, председатель Российского профессорского собрания;
- Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ и др.

Подробнее: https://profsobranie.ru/224.html
источник