Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, на Профессорском экономическом форуме 2021
«Экономическое образование для экономического роста: постпандемическая перезагрузка»:
Сейчас идет обсуждение фронтальной стратегии России.
В принципе ножницы российского бытия связаны с тем, что мы имеем высокий человеческий капитал, но, к сожалению, ножницы работают, отрезая многих успешных людей за границу. Сейчас санкции и пандемия приостановили этот процесс.
В начальной школе мы в первой пятерке, в средней школе падаем до 32 места, в высшем образовании мы только в топе-200.
Корпорации - под ветрами мировой конкуренции, им нужны сильные мозги.
Что важно изменить в институте образования? В 90-е годы отнеслись к образованию как к рынку. Да, это рынок, но здесь есть свои нюансы вроде специфики школ, на нем равновесие устанавливается как плохое равновесие. Наш успех не в статьях, а в выпускниках. Нужно переходить к инвестиционному подходу. Надеюсь, что министры просвещения и высшего образования и науки услышали премьера при этом обсуждении.
Мы в трогательном согласии переворачиваем программы в сторону искусственного интеллекта – это субстантивный признак цифровой трансформации. Но с чего вы взяли, что ИИ будет кооперироваться с нами? Во многих случаях он будет нас вытеснять, вытесняя профессии среднего класса: финансовая аналитика, юридический анализ – весь стандартный вид анализа. В чем мы видим выход?
Наши конкурентные преимущества в естественном интеллекте. Надо разворачивать образование в сторону поддержки естественного образования. Поэтому у нас экономистов начали учить [в рамках модели] Liberal arts.
Поколение Z обладает исключительными способностями многоканальности, но как это использовать, мы не знаем.
После первой промышленной революции люди начали хиреть, Англию спасли бокс и футбол. Поэтому нам нужно что-то сделать, чтобы спасти память поколения Z.
До 27 мая министерство образования просит сообщить все ФУМО мнения о списке специальностей.
Образовательное пространство должно быть единым, но вузы должны быть автономными. ФУМО – институт, который решает эту проблему. Мы планируем формировать «золотой фонд» учебников.
Принципиальная установка на укрепление специальностей, нужно помнить о существовании профессиональных стандартов, надо понимать, что мы идем к междисциплинарности, формула 2+2+2 будет реализовываться и должна быть вузовская мобильность.
Планируется, что в середину будет утвержден макет ФГОС, а к концу – стандарты нового поколения. Мы предлагаем держать их как проект, пока не будут разработаны стандарты.
Подробнее:
https://profsobranie.ru/224.html