Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 May 28
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН, д.ф.-м.н., академик РАН, на первой Международной научно-практической конференции «Анализ данных в медицине»:

IT – дисциплина, развивающаяся в нашей стране с 1948 года. В этой области у нас большие заделы. Репутация нарабатывается годами: в плохие помогает удерживаться на плаву, а в хорошие - создавать новые ценности.

Цифровая трансформация – это переход в новую реальность, а не автоматизация процессов.

Половина успеха – это сами данные. Они должны соответствовать территориям и людям.

Опасность технологий искусственного интеллекта в том, что всем нам кажется, что они очень простые. Между тем, медицинские данные размечать очень сложно. Зачастую этих данных не может быть много. Нужно решать задачу в соответствии с текущим состоянием науки, и тогда двигаться вперёд. Важны площадки, где можно обсуждать  серые зоны.

Мы не знаем, что будет завтра. В течение 5 лет могут появиться новые технологии, и появится новый путь.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Симон Мацкеплишвили, заместитель директора Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М.В. Ломоносова (МНОЦ МГУ) по научной работе, член-корр. РАН, д.м.н., профессор:

Мы глубоко погружены в тему цифровизации. Опасения, что ИИ заменит врача, беспочвенны. Окончательное решение будет принимать живой человек - это незыблемо.

Если говорить про данные, то сегодня есть ещё одна важная проблема - безопасность данных и доверие к ним.

Доказательная медицина находится в кризисе. Это показал 2020 год.

В будущем компьютерные выборки сократят время исследования и сделают данные безопасными.

Важно иметь здравый смысл. Он часто теряется. Необходимо, чтобы произошло взаимопроникновение. Чтобы мы врачи начали понимать, что существует ИИ, потому что главная наша цель - здоровье наших пациентов, близких и сограждан.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Ташкент Менделеева

В столице Узбекистана
состоялось торжественное открытие филиала Российского Химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева.

Фоном для события стало прошедшее 25 по 27 мая в Узбекистане Заседания Подкомиссии по науке и образованию Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Все мероприятия проводились под патронажем Администраций Президентов двух стран.

Александр Мажуга, ректор РХТУ, на открытии филиала:

«Образование и наука плотно связывают РХТУ с Республикой Узбекистан. Еще будучи МХТИ, во время Второй мировой войны, наш университет был эвакуирован в Коканд, город в Ферганской области Узбекистана.

Сейчас в республике активно развивается химическая и полимерная промышленность. Выпускники нашего филиала будут востребованы не только химическим комплексом Узбекистана, но и Российско-Узбекскими предприятиями».


Специально для НОП Александр Мажуга рассказал о системном значении открытого филиала:

«Россия обладает огромным потенциалом для выхода на мировой рынок образования, наша система конкурентоспособна и многие иностранные студенты проявляют интерес к отечественным вузам.

Филиал РХТУ в Ташкенте - яркое тому подтверждение. Мы создали портал в глобальное инженерно-техническое образование и будем готовить химиков и материаловедов высокого уровня по нашим Менделеевским стандартам образования».


Программы обучения Ташкентского филиала РХТУ отвечают российским стандартами и будут осуществляться на русском языке. Обучение предусматривает грантовую и платно-контрактную основу. По окончанию обучения выпускникам будут выдаваться дипломы установленного образца РХТУ им. Д.И. Менделеева, которые признаются документом о высшем образовании в Узбекистане, России и других странах СНГ. Выпускники, обучавшиеся на основе государственных грантов, будут трудоустроены в организациях производственно-промышленной отрасли с условием отработки не менее пяти лет.

Выпускники Российских вузов пользуется повышенным спросом в Узбекистане. По данным «Россотрудничества», сегодня в российских вузах обучаются 35 тысяч узбекистанских студентов. За последние два года число филиалов российских вузов в республике выросло с четырех до 12.

Открытие филиалов - это важный элемент «мягкой силы» России и экспорта отечественного высшего образования. Особенно важно, как в случае с ташкентским филиалом РХТУ, интегрировать образовательные и экономические процессы - работа ведущего отечественного химического университета в Узбекистане однозначно упрочит позиции России, в том числе - в стратегически значимой химической отрасли экономики дружественной страны.
источник
Научно-образовательная политика
Прямо сейчас в МГСУ проходит совещание Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина, председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Сергея Степашина и заместителя министра науки и высшего образования РФ Александра Нарукавникова с ректорами архитектурно-строительных вузов, представителями федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, руководством научных и профессиональных организаций строительной отрасли.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Архитектура будущего (1/2)

Сегодня в НИУ «Московский государственный строительный университет» прошло совещание Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина,  председателя Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергея Степашина и заместителя министра науки и высшего образования РФ Александра Нарукавникова с ректорами архитектурно-строительных вузов, представителями федеральных университетов и национальных исследовательских университетов, руководством научных и профессиональных организаций строительной отрасли.

В Год науки и технологий такая встреча с обсуждением научного и экспертно-аналитического потенциала, целей и задач вузов в работе с подготовкой кадров должна иметь продуктивный эффект: создание Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» (ОКСА). Его участниками стали 10 российских вузов: НИУ МГСУ, МАРХИ, КГАСУ, ННГАСУ, СИБСТРИН, ПГУАС, СПбГАСУ, ТГАСУ, АГАСУ, МИТУ-МАСИ, 4 научных института: НИИСФ РААСН, ИПРИМ РАН, ИСП РАН им. В.П. Иванникова, ИВП РАН, РААСН, а также общественные организации.

Консорциум создается для формирования национальной системы развития строительного профессионального образования, строительной науки, научно-технологического развития строительной отрасли, с участием профессионального сообщества, отраслевой науки, бизнес-структур, иных организаций, для реализации целей Национального развития, а также для достижения целевых показателей Программы «Приоритет-2030».

Приоритеты консорциума поставлены в соответствии с современными трендами и вызовами, которые стоят перед строительной отраслью включают блоки задач: Образование, Наука и инновации, Кадры, Цифровизация, Сообщество.
источник
Научно-образовательная политика
Архитектура будущего (2/2)

Ирек Файзулин, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:
Надо было провести такую встречу провести раньше. Объем исследовательской работы, которую мы увидели в лабораториях МГСУ, не в полном объеме затребован Министерством строительства. Это упущение надо решать, в том числе созданием Консорциума.

Мы должны по национальным целям построить около 1 млрд кв.м. Сегодня [также в приоритете] улучшение качества городской среды, автомобильных дорог.

Несколько дней назад была рабочая группа, которая занимается репутацией строительной группы, работать как прежде больше нельзя.

Здесь присутствуют образовательные и научные организации, которые должны не конкурировать, а собрать консорциум и быть консолидированными. И теперь с моим участием не реже, чем 1 раз в 2 месяца [будем] проводить встречи.

Необходимо сохранять научно-исследовательскую базу и строительные вузы в стране. Перед нами стоят серьезные задачи по всему строительному спектру.

Наша встреча происходит накануне запуска масштабной программы поддержки вузов  «Приоритет-2030», поэтому предлагаю договориться о поступательной и комплексной поддержке.

Я думаю, что мы успешно сумеем договориться и создать научно-техническую и кадровую базу.

Сергей Степашин, председатель Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:

Я скажу очевидные вещи: чем сложней экономическая ситуация, тем активней должны развиваться двигатели отрасли.

Возникла серьезная проблема, мы потеряли кадровый потенциал. В строительной отрасли не хватает 1 200 000 человек. Вопрос с иностранными рабочими сейчас решается, но важно, чтобы у нас были собственные строители.

Мы видим строительный бум, пошла ипотека, я знаю, что на ПМЭФ президент поставит в этом вопросе точку, такую, положительную точку.

Я поздравляю всех нас, что сегодня мы делаем такой шаг, который нас объединит.

Александр Нарукавников, заместитель министра науки и высшего образования:

Хотел передать слова благодарности от министра, Ирек Энварович, вам за совместную работу.

Правительство подписало большую программу «Приоритет-2030», в которую войдут и отраслевые вузы. Программа подразумевает участие и консорциумов. Мы поздравляем вас с созданием консорциума.

Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ:
Было много предпосылок, последние 10 лет Минобрнауки проводит политику поддержки различными программами.

Предпосылкой была и наша общая работа, которая сложилась в Ассоциации строительных вузов. Большой запрос у строительных вузов и на интеграцию, в том числе с научными организациями.  

Предполагается, что в нашей совместной работе консорциума будет достигнут интеграционный эффект, и он будет межрегиональным.
источник
Научно-образовательная политика
Президент РАН Александр Сергеев прокомментировал журналистам вопрос о важности инвестиций в фундаментальные исследования:

«Когда мы говорим о профессиональном образовании, всегда нужно помнить, что его основа – фундаментальные знания. Никогда специалист в рыболовстве, например, не сможет работать на сложном оборудовании, если у него не будет хорошего фундаментального образования инженера. Речь идет о начальном звене – 1-3 курс университета, когда закладываются хорошие базовые знания.

Вместе с тем, когда мы говорим уже о специализации, процесс получения знаний должен быть организован с учетом потребностей потенциального работодателя. С этой точки зрения финансирование фундаментальных исследований, в том числе в региональных университетах, должно осуществляться с учетом перспективы последующего практического применения. «Якорные проекты» могут стать одной из «точек притяжения» для российских ученых, чтобы они не уезжали, занимались своими разработками, зная, что они востребованы в России».
 

@rasofficial
источник
Научно-образовательная политика
⚡Руководители федеральных органов власти
⚡Главы регионов, корпораций и институтов развития
⚡Ректоры ведущих вузов
⚡Топ-эксперты

Большой разговор на главном форуме года. Даже не вздумайте пропустить
источник
Научно-образовательная политика
Увлеченное геостратегическое поколение

Открытый разговор «Молодежь в геостратегическом регионе» на форуме «Каспий 2021» собрал большое количество экспертов со всего мира, завязав плотную дискуссию, в ходе которой договорились о сотрудничестве и поделились опытом своих проектов.

Павел Красноруцкий, председатель Российского союза молодежи:

Наука – без границ, будущее развитие мира диктует свои векторы. И от того, какой будет молодежь, зависит как будет развиваться наше Каспийское сотрудничество. Главная роль влияния здесь у университетов.

Наиболее активные и перспективные взгляды формируются на студенческой скамье. Поэтому важно проводить такие форумы не только для научного сообщества, но для студентов. Фестивали по типу Международного фестиваля молодежи, который проходил в Сочи, должны повторяться и проводиться, например, олимпийскому принципу.

Мы хотим, чтобы Студенческая весна стала международной.
У нас есть бизнес-инкубаторы, которые могут стать международными. Надо делать так, чтобы вовлекать молодежь интересными им форматами, возможно, с помощью студенческого самоуправления.

Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета:

Мне очень приятно быть на форуме, очень долго летел. Это Год науки и технологий, мы делаем много, чтобы заинтересовать молодежь. Астрахань и Якутия – российские геостратегические форпосты. Наш университет имеет большую ответственность из-за своего расположения, чтобы воспитать грамотную молодежь. Очень важно, чтобы на геостратегических территориях была грамотная молодежь.

Это год молодого исследователя, когда мы в марте проводили форум, там был целый день про молодежь в науке. Тогда у нас стартовало два проекта для молодежи: Наука за пределами неизвестного и Научный журнальный клуб. Хочу сказать, может через 5–10  лет вы будете управлять страной, понимая эту ответственность, у университетов большая миссия – воспитать молодежь.

Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки РФ:

Наш департамент отвечает за молодежное сотрудничество. В 2020-2021году нами реализовано несколько программ по вовлечению молодежи в науку. Я хотел отдельно поблагодарить ректоров ДГТУ и АГУ за участие в программе, по которой они приняли выпускников в свои университеты и получили дополнительное финансирование.

Есть еще одна программа, в которой студенты вузов являются наставниками школьников, которые занимаются в «Сириусе». Министерство разрабатывает несколько проектов по развитию студенческих научных сообществ. Министр недавно по следам нижегородского форума подписал дорожную карту по этим проектам.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Министерство науки и высшего образования РФ направило в вузы письмо с просьбой предоставить информацию о студентах-блогерах.

Мы попросили Пресс-службу Минобрнауки прокомментировать решение:

Минобрнауки открыто к диалогу, мы формируем открытую информационную среду. Нам важно получать информацию из разных источников, глубже разобраться – что именно и почему волнует молодежь. В конце концов, мы хотим говорить на одном языке с ней, вести дискуссии в привычных для студентов форматах.
источник