Меж-бед-омственность НОЦВ управленческой России есть много процедур формата «(по)беда». Одна из них - межведомственное согласование. На нём можно и душу отвести / получить ответку, и себя выставить умным / дураком, и помочь дружественным структурам / получить удар в спину и так далее.
Кажется, Минобрнауки в лице заместителей министра и (видимо) его самого вгрызлись зубами в формулу «НОЦ должны быть межведомственными». Складывается ощущение, что по этому вопросу какой-то экзистенциальный момент настал - словно «отступать некуда, позади Минобрнауки». Управленцы цепляются за эту межведомственность словно за спасательный круг.
Вот и Трубников настаивает на этом, и замминистра Медведев говорит, что НОЦ должны быть межведомственными - дабы не класть «это в шахту [единственного] министерства» (
https://tass.ru/obschestvo/5525734).
В чем вообще смысл НОЦ? Майский указ говорит лишь о том, что это должна быть интеграция научных и образовательных учреждений, а также предприятий реального сектора экономики. Тот самый треугольник Лаврентьева - «наука-кадры-внедрение».
В чем же принципиальная значимость «межведомственности», о которой словно заклинанием последней надежды твердят управленцы Минобрнауки?
Очевидно, что львиная доля вузов и научных институтов сейчас находится в подведах Минобрнауки. Следовательно, говорить о «межведомственных» НОЦ получится разве что в некоторых случаях - медицина, сельское хозяйство, транспорт. Да и вообще вектор идёт на окончательное вливание всех университетов и всех научных организаций в Минобрнауки, значит речь здесь не (совсем) об этом.
Разгадка может крыться в заложенной Стратегией НТР формуле «многоканального и многостороннего финансирования» комплексных научно-технических программ и проектов.
Многостороннее - это средства от бизнеса, который, конечно же, вложится в НОЦ, если туда войдёт. А если не войдёт - есть знаменитый уже «способ Белоусова» для принуждения к инвестициям. Это также - средства из региональных бюджетов.
С многоканальным всё интереснее - это различные распорядители бюджетных средств. О фондах здесь говорить не будем, а вот механизм субсидий, например, Минпромторга или Минсельхоза, вещь более интересная.
Судя по всему, именно это имеют в виду в Минобрнауки - участники НОЦ, которые реализуют нечто комплексное научно-техническое (будь то целая программа или отдельный проект) должны получать финансирование и в совокупности как весь НОЦ, и по отдельности в соотвествии со своей спецификой - промышленные предприятия по линии Минпромторга, сельхозпроизводители - Минсельхоза, медицинские учреждения - Минздрава и т.п.
Кажется, именно это имел в виду замминистра Медведев, когда говорил о «шахтах» - он имел в виду не «одноведомственный междусобойчик», а многошахтный источник средств - черпать и извлекать нужно будет из нескольких источников.
Можно сделать много выводов из казуса межведомственности НОЦ, слов управленцев Минобрнауки, представителей РАН и экспертного сообщества, а также наших рассуждений, но один из них крайне неутешительный. Межведомственность - это не изящная находка для научно-технологического прорыва и нацпроекта, а банальная вынужденная мера, поскольку все постепенно начали понимать - денег на этот самый прорыв у одного Минобрнауки явно не хватит даже с нацпроектным финансированием.