Структура Министерства науки и высшего образования (часть 1 из 3)Недавно объявленная структура Минобрнауки (можно посмотреть на сайте ведомства) дает богатую почву для анализа – особенно раздел «Оргструктура»
http://www.minobrnauki.gov.ru/ru/about/organizationstructure/Номинально первым заместителем является Г.В. Трубников. Традиционно его называли «заместителем по науке», однако в новом министерстве его роль явно иная и более представительская. В его подчинении три департамента.
Первый – государственной научной, научно-технической и инновационной политики. В идеале это «идеологический департамент», который должен определять концептуальную матрицу всего научного и инновационного вектора деятельности. По этому направлению есть серьезные сомнения в способности самого Трубникова мыслить за границами физики, мегасайнс и академического сектора.
Второй – международного сотрудничества. В данном случае более точное попадание между личностью замминистра и функционалом. В международных вопросах Трубников более подкован, он известен в международном сообществе и сможет достойно представлять Россию в международном научно-техническом сотрудничестве.
Надеемся, что на этом направлении будет координация с коллегой- Мариной Боровской, так как хотелось бы видеть на международном треке не только близкую Трубникову науку, но и прорыв по межвузовскому сетевому взаимодействию с коллегами по всему миру.
Третий департамент Трубникова – аттестации научных и научно-педагогических кадров – это бастион «ВАКовских дел». Никакие ветра трансформаций не затрагивают ни сам департамент, ни основной состав кадров, ни многочисленные подозрения в неадекватной работе ВАК (а следовательно, и курирующего департамента). Здоровая преемственность или пресловутая «ВАКовская мафия» крепко держит за горло Трубникова?
Замминистра Трубников пришёл в новое Минобрнауки со стороны «прогрессивного академического сообщества», его задача – в том числе служить «свадебным замминистра», который должен умиротворять даже не столько научные институты (тем нет особой разницы, кому подчиняться – ФАНО или Министерству), а скорее Академию наук.
Фактически же первый, ключевой заместитель Котюкова – это А.М. Медведев, имеющий с Министром общую Alma mater и "малую родину".
Именно в его руках сосредоточен основной функционал министерства – департаменты: комплексных программ и проектов («интеграция»); мониторинга, анализа и прогноза («оценка»); координации деятельности научных организаций («управление»); а также координации деятельности организации в сфере сельскохозяйственных наук.
Также г-н Медведев является администратором нацпроекта «Наука».
Именно на него будут замыкаться и вузы, и научные организации по всем более-менее значимым действиям. Стратегия НТР прямо определяет комплексные научно-технические проекты и программы как ключевой инструмент, точно так же интеграция научных и образовательных организаций предусмотрена нацпроектом. Кроме того, в руках Медведева – мониторинг и оценка эффективности.
Третья в ряду особо интересующих нас заместителей – М.А. Боровская, закрывающая блок по высшей школе и молодежной политике. Под ее началом всего два департамента – «идеологический» (государственной политики в области высшего образования и молодежной политики) и по координации деятельности организаций высшего образования. С одной стороны, всего два департамента в подчинении – это несколько снижает роль университетского сектора, с другой – под началом Боровской вполне может получится «мини-министерство высшего образования».
Смущает пока- неявные контуры управления системой ДПО, несмотря на то что в мировом масштабе этот формат профобразования растёт быстрее других.
В то же время, очевидно, что сохранение в команде Минобра Александра Соболева в качестве помощника Министра ограничит самостоятельность шагов замминистра Боровской.