Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 August 27
Научно-образовательная политика
Милитаризация гражданских ВУЗов начинается с Хакасии.

В Абакан с рабочим визитом прибыл министр обороны РФ Сергей Шойгу. Проинспектирует зенитно-ракетную бригаду и осмотрит строительство объектов военной инфраструктуры, встретится с ректорами ведущих вузов страны для обсуждения вопросов совершенствования военной подготовки студентов с учетом мобилизационной потребности Вооруженных Сил РФ. Речь идет о создании в гражданских вузах единой унифицированной структуры – военных учебных центров, которые будут реализовывать все программы военного обучения: подготовку кадровых офицеров, а также сержантов и солдат запаса.
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201808271211-ap8b.htm
источник
Научно-образовательная политика
МГУ с разных сторон готовят к смене первого лица. После серии скандалов в руководстве главного вуза страны, началась и нормативно- правовая подготовка.

Понимая, что у действующего ректора серьезное лобби в коллективе университета,  Департамент госсужбы и кадров Правительства внес изменения, исключающие его (коллектива) участие в принятии и внесении изменений в устав МГУ.
То есть теперь права голоса нет у учёных, преподавателей, профсоюза, студентов, аспирантов и иных категорий работников МГУ.

Изменения коснулись  девятого пункта, который ранее звучал как «Устав университета, а также изменения к нему принимаются конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся».

Теперь изменения в уставе могут быть инициированы лишь Ученым советом МГУ, с последующим утверждением Правительством России.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808270008?index=0&rangeSize=1
источник
Научно-образовательная политика
Концептуальный каркас нацпроекта «Наука»:

1. «Пересборка» связей - требуются сквозные, межведомственные, межтиповые каналы взаимодействия: наука-образование-промышленность-провайдеры ресурсов (фонды, технопарки, инновационные площадки и т.п.).
2. Сети - формирование вследствие этого сетевых структур науки-образования-инноваций.
3. Насыщение пространства - оборудованием (обновление 50% научной инфраструктуры ведущих организаций), лабораториями (900 новых преимущественно для молодёжи), кадрами (30 тыс. новых исследователей).
4. Целеполагание - фокусировка тематически на приоритетных направлениях Стратегии НТР, институционально на центрах прорыва (научные и научно-образовательные центры мирового уровня) и ведущих организациях, идеологически на megascience и амбициозных задачах мирового уровня.

Проблема с нацпроектом «Наука» на данный момент состоит в том, что эти установки крайне непоследовательно, неполно или неадекватно раскрыты по показателям и федеральным проектам.
источник
2018 August 28
Научно-образовательная политика
Путин на Технопроме-2018 подтвердил выбранные компоненты и вектор научно-технологический прорыва.

Необходимо формирование полной цепочки (инновационного цикла): знания - высокие технологии - коммерчески успешные продукты (внедрение, в т.ч., экспортно-ориентированное).

Кадровые вопросы должны решаться с помощью создания инфраструктуры и постановки амбициозных задач. Формируются «точки притяжения» из крупных центров (в т.ч., установок класса мегасайнс) - это привлекает в отечественную науку и молодёжь, и ведущих учёных со всего мира.

В этой связи подразумевается повышенное значение университетов как кузниц кадров, площадок трансфера знаний и технологий.

Научно-технологический прорыв и указанные его элементы «определяют эффек­тивность эко­­номики, позво­ляют карди­на­льно по­высить качест­во жизни лю­дей, модер­низи­ро­вать инфраструк­туру и гос­управление, обес­печить правопорядок и безопас­ность».

Прорыв не является самоцелью - его задача в научно-технологической сфере - предоставить знания, технологии, машинерию и продукты для комплексного «перезапуска» всех сфер и отраслей.

Важно, что сама по себе комплексная «география» научно-технологических процессов будет способна определять структуры и элементы госуправления.

Дополнительно ещё раз обозначены темы научно-технологической безопасности и научно-технологического суверенитета.

http://kremlin.ru/events/president/news/58391
источник
Научно-образовательная политика
Путин на Технопроме-2018:

I. «Знания и высокие технологии определяют эффек­тивность эко­­номики, позво­ляют карди­на­льно по­высить качест­во жизни лю­дей, модер­низи­ро­вать инфраструк­туру и гос­управление, обес­печить правопорядок и безопас­ность».
http://kremlin.ru/events/president/news/58391

II. Прорыв не является самоцелью - его задача в научно-технологической сфере - предоставить знания, технологии, машинерию и продукты для комплексного «перезапуска» всех сфер и отраслей.

Важно, что сама по себе комплексная «география» научно-технологических процессов будет способна определять структуры и элементы госуправления.
https://t.me/scienpolicy/1344

III. Судя по всему, новой бюджетной идеологией будет в том числе принцип «государство — инвестор лишь в порядке исключения», и это хорошо соответствует еще одной идее бюджетной комиссии: государство поддерживает промышленность лишь в исключительных случаях.

Экономический блок правительства во главе с Антоном Силуановым намерен вполне буквально исполнить идею майского указа в бюджетевсе средства на нацпроекты требуется выделить в составе бюджета без исключений — большая часть отклонений рабочей группой заявок связана, по информации “Ъ”, со слабой увязкой предложений по расходам с измеряемыми целями нацпроектов

Наиболее серьезно расхождение желаемого и имеющегося в нацпроекте цифровой экономики. Там приняты предложения о расходовании 100 млрд руб. в следующем году при запросе в 426 млрд руб.

В целом же в составе отклоненных заявок в нацпроектах сейчас преобладают наиболее коррупционноемкие идеи: разработки разнообразных концепций развития, создание всеобъемлющих информсистем, мониторинги, субсидии юрлицам на «общественно полезные» проекты и так далее.
https://www.kommersant.ru/doc/3725479
источник
Научно-образовательная политика
Показатели нацпроекта «Наука» - текущая версия.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Многие коллеги пишут про назначение Татьяны Синюгиной и Ирины Потехиной замами Ольги Васильевой.
Не нужно тут видеть скрытой "большой политики". И Синюгина, и Потехина переназначены (в связи с переходом на работу из старого Минобрнауки в Минпросвещения) с сохранением старого функционала.
Гораздо интереснее - как разделят функционал между Раковой и Потехиной. Судя по всему, Ракова,  как основной куратор НП "Образование" от Минпросвещения, будет частично координировать и функционал Ирины Потехиной.
источник
Научно-образовательная политика
Еще два вуза из проекта 5-100 получили право самостоятельного присуждения степеней - это Национальный исследовательский Томский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

http://government.ru/dep_news/33737/
источник
2018 August 29
Научно-образовательная политика
Поздравляем коллег из
@papagaz с взятием 6-тысячного рубежа.

Вы интересно, содержательно пишете.
Мы с вами живем во время активного развития НТИ в нефте-газовом секторе. Развитие Арктики и новые проекты в ХМАО, масштабные планы по Дальнему Востоку и извечный вопрос: "Кто круче, Сечин или Миллер"?
Очень часто сфера, описываемая вами, напрямую влияет и на вопросы научно-образовательной политики. Например, как это было при создании Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ), объединившего  Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (ФИНЭК), Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономического университет (ИНЖЭКОНа) и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (ГУСЭ).
Самый крупный в России экономический вуз был создан при непосредственной поддержке Газпрома и Миллера, сделавшего серьёзное правительственное лобби ректору Игорю Максимцеву. Позже Газпром создал базовую кафедру именно у Максимцева.
источник
Научно-образовательная политика
По информации нашего источника в окружении С. Чемезова такой разговор действительно имел место в конце прошлой недели. Чемезов установил неплохие союзнические отношения с С. Кириенко и с блоком помощника Президента Д.Шальковым, который вскоре начнёт проверку хозяйства губернатора Овсянникова. Проверка затронет и всю сферу научно-образовательного хозяйства Севастополя, включая госконтракты с 2016 года. В этой связи Чемезов дистанцируется как от помощи Овсянникову через замминистра науки и высшего образования И. Комарова, так и вообще от публичной поддержки активно критикуемого по многим канала губернатора Севастополя.

https://t.me/kremlebezBashennik/2232
источник
Научно-образовательная политика
В.Путин:

"Люди старших возрастов, как правило, обладают хорошим профессиональным опытом. Это, как правило, надёжные, дисциплинированные сотрудники. Они способны принести большую пользу своим предприятиям и компаниям. При этом важно, чтобы они, так же как и более молодые работники, при желании могли пройти необходимое переобучение, получить новые навыки, повысить свою квалификацию.

В этой связи поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета"


В важнейшем социально-ориентированном выступлении Президент напрямую поручает использовать дополнительное профессиональное образование (ДПО) как инструмент актуализации компетенций для граждан предпенсионного возраста.
Минобрнауки есть о чём серьёзно задуматься.

1. В оргструктуре Минобрнауки управление допобразованием прописано весьма невнятно и сильно "по остаточному принципу" (после науки и высшего образования). То есть понятно, что есть курирующий департамент у замминистра Марины Боровской, но непонятно, как организационно будут решаться масштабные задачи по ДПО, сформированные в нацпроекте "Образование", во многих "цифровых" подпроектах других ФОИВов, а теперь и в "пенсионном" поручении Путина.

Одно дело- запрашивать отчёты о выполнении индикаторов у подведомственных вузов и писать о выполнении "наверх" Татьяне Голиковой. И совсем другое- запустить механизм госуправления самым динамично растущим сегментом профобразования в мире.

2. ДПО сегодня- это гораздо более сложный образовательный формат, нежели 5-7 лет назад. Для эффективного использования этого инструмента в "социальных лифтах" (включая переобучение "возрастных" граждан), недостаточно видения ДПО, какое было в Минобрнауки последние 10 лет. То есть- наблюдать лишь достижение цифровых индикаторов  (столько то человек прошло обучение в таком то году) и вести их статистический учёт.

Нужно (в команде с вузами, онлайн-платформами, центрами развития типа АСИ и Сколково, ведущими игроками корпоративного ДПО типа Сбербанка, Росатома и Роснано) актуализировать нормативно-правовую базу в ДПО,  пересмотреть формат сетевого взаимодействия "Минобрнауки-университеты-образовательные платформы-региональные власти- бизнес", нужно подготовить целое поколение управленцев системы ДПО на уровне страны, наладить региональные сети- системы ДПО, построенные вокруг ведущих университетов и т.д. и т.п.

С этой задачей сможет справится только практик со стратегическим видением системы переобучения взрослых.
Таким специалистом мог бы стать Евгений Сжёнов, с сентября открывающий "Управление в ДПО" в Институте Образования НИУ ВШЭ и имеющий большой управленческий и экспертный опыт именно в этой сфере. Или Олег Подольский из АСИ, много лет исследующий систему повышения квалификации по всей стране и отвечающий сейчас в АСИ за подготовку кадров для цифровой экономики.
Решение- за Минобрнауки.

В любом случае, перед Правительством наконец то поставлен серьёзный вызов в сфере непрерывного обучения взрослых. Так или иначе, развитие сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов серьёзным образом подтолкнёт к развитию всех игроков в профобразовании- от небольших образовательных стартапов до университетов и региональных властей.

Как с этим справится Минобрнауки- скоро узнаем.
источник
Научно-образовательная политика
За развитие надо платить. И хорошо, если это не плата суверенитетом.

Вытянуть развитие на своих ресурсах можно:

1) гениальными и экономически выгодными решениями российских ученых и конструкторов;

2) четким планированием параметров нацпроектов и контролем качества расходования выделяемых средств из бюджета;

3) качественным скачком в предпринимательском мышлении, ориентированном на интересы России, на безопасность страны;

4) эволюцией системы госуправления, направленной на интеграцию цепочек/циклов "образование-знания-технологии" в масштабе страны;

5) консолидацией элит даже с учетом всей их вписанности в мировые "политико-торговые цепочки";

6) искоренением причин, которые сделали 90-е сопоставимыми с Великой Отечественной войной:
- элита должна быть выше уровнем по оперативности и качеству стратегических решений, чем зарубежные партнеры;
- граждане должны быть уверены в своем будущем, удовлетворены качеством и стилем жизни больше, чем граждане других государств;

7) реальными делами, а не словами.

***

Гражданин РФ - это ценность и стратегическая инвестиция.

Россия - страна возможностей.
____

Первый вызов - обеспечение 10 трлн. в год для выхода на среднюю пенсию в 20 тыс. рублей.
Не 5/5 трлн., где половина - дефицит Пенсионного фонда, а стабильных 10 трлн. в год
(если совсем округленно воспользоваться цифрами, озвученными президентом)

И не сбором новых налогов и повышением цен на топливо, а выходом на новые рынки с новыми продуктами.

Ответ на этот и другие вызовы даст Россия, которая станет качественно другой.
Это амбициозные и значимые задачи, решение которых изменит всех.

Граждане предпенсионного возраста, прошедшие повышение квалификации по актуальным направлениям развития науки и техники;
молодежь, пришедшая в организацию/компанию, где работают такие современные "предпенсионеры", готовые к обмену опытом и его обновлению под новые идеи;
образовательные программы ДПО, обеспечивающие максимальную продуктивность этого общения (настрой, восприимчивость, чуткость, уважение, заряд на движение вперед)...

Это Magnum opus в масштабе России и мира
источник
2018 August 30
Научно-образовательная политика
Смягчающие механизмы пенсионной реформы

Федеральными и региональными льготами можно будет воспользоваться: мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 лет.

Начав работать в 18 лет, право на досрочный выход на пенсию (при непрерывном стаже) наступит: для мужчин с 60 лет; для женщин с 55 лет.

Бизнес должен быть простимулирован и граждане предпенсионного возраста (на переходный период: мужчины с 60 лет, женщины с 55 лет) получают возможность на повышение квалификации, защиту от увольнения до наступления срока выхода на пенсию, возможность трудоустройства на новое место работы, с поддержкой переходного этапа в один год пособием по безработице в размере 11 280 рублей ежемесячно.

Неработающие пенсионеры с 30-летним стажем работы в сельском хозяйстве и живущие на селе, с 1 января 2019 года получат 25% надбавку к пенсии.

***

Льготы и сохранение рабочего места с учетом повышения квалификации и заработной платы/премии.

С того же самого возраста, с которого сейчас можно выходить на пенсию.

Набирать стаж с 18 лет. Стимул к созданию рабочих мест для молодежи, позволяющих одновременно получать образование.

Не эксплуатация детского труда. Практико-ориентированное развитие.

Центры инноваций и новые образовательные программы, в которых будет место и наставникам предпенсионного возраста.

Микрообучение, цифровизация образования, адаптивные и экономные модульные технологии. Возможность оплачивать образовательные услуги, работая в научном центре при вузе или подготавливая школьников в кружках (в  образовательном кластере вокруг научно-образовательного центра) к выходу в мир возможностей.

Новая система опережающего образования, ("блокчейн-педагогика"), когда все задатки и способности фиксируются и развиваются с детского сада,  прозрачны для будущих работодателей и позволяют планировать новые экономические ниши и/или корректировать образовательные траектории.

Помните, в чем был прорыв Я.Коменского? Более интересная программа обучения, опережающая католическую в три раза.

Если в России изменятся сроки получения образования без потери/с наращиванием качества, это позволит решить вопрос и с отчислениями в пенсионные фонды, и привлечет в страну перспективную зарубежную молодежь, у которой будет возможность набрать стаж раньше своих сверстников.

"Образовательный магнит" и международный престиж.
Не в официальных рейтингах, а в востребованности специалистов с российским образованием, у которых вместе с диплом будет стаж и опыт реализации проектов.

Сознательное планирование своей жизни от школы до пенсии, инвестиционная и политическая грамотность, позволяющая создать собственный "поддерживающий механизм" к моменту выхода на пенсию.

Стимулирование и бизнеса, и граждан к интеграции с наукой и образованием. Там программы повышения квалификации, там новые решения, которые можно получить на льготных основаниях при наличии инфраструктуры взаимодействия.

Военная служба, идущая в стаж и дающая востребованную квалификацию, не будет отпугивать потерей времени.

Передовые законотворческие проекты, обеспечивающие все вышесказанное.

Новая система госуправления, в которую "зашиты" механизмы организационных изменений.

Если АП становится "штабом развития", то роль ГД, СФ и Правительства меняется. Если "штаб" в силу различных причин (кадровый состав, готовый решать задачи настоящего в интересах будущего) переместится, например, в Правительство или ГД, то вновь перераспределение полномочий.
Штаб развития - способность четко сформулировать проблему, декомпозировать в задачи, спланировать взаимоподдерживающие этапы реализации и обеспечить оптимальные условия для исполнителей.

Идеи, выносимые на всероссийские референдумы, могут заменить выборы личностей, на выборы проектов. Функцией PR станет информирование обществености о планируемых структурных изменениях, а не о семейных историях из жизни кандидатов.

Россия будущего - страна грамотных и достойных граждан; страна элиты, действующей в интересах общества и государства.
источник
Научно-образовательная политика
Вчера состоялись телефонные переговоры Министра по евроинтеграции Болгарии Лиляны Павловой с Министром национального образования Румынии Валентином Попа.
В числе прочего, обсуждался опыт взаимодействия в науке и образовании между Россией и Арменией и аналогичные планы руководства Турции.

Страны Восточной Европы обсуждают и согласовывают новые каналы укрепления сотрудничества с Россией.

Активизация произошла после недавнего одобрения сближения по линии Франции, Австрии и Германии.
Интересно, что Румыния рассматривает Армению и Болгарию как посредников при активизации взаимодействия с научным и образовательным сообществом России.

По ряду внешнеполитических направлений (в первую очередь, страны Восточной Европы), новое руководство Армении выстраивает про-российскую внешнюю политику. Правящая элита Болгарии ("русофильское" звено правящей партии ГЕРБ, Партия АТАКА и Партия Веселина Марешки) усиливают такие инициативы Армении.
источник
Научно-образовательная политика
Немножко политики

Просим прощения у читателей, далёких от неё, но мимо такого ляпа от Forbes мы не можем пройти мимо.

Главный сегодняшний хит в Администрации Президента практически на всех этажах. Столько смеха на Старой площади не было ещё никогда.

Разрабатываемый почти всеми спецслужбами Костин, более влиятельный чем Бортников и Патрушев.
С самого начала на 100% управляемый Дерипаска, более авторитетный чем Шойгу и Кудрин.
Андрей Воробьёв, в разы😂 более могущественный чем Сергей Кириенко.

Расстроились, что не нашли Ольгу Васильеву, управляющую Сечиным и Патрушевым.

http://www.forbes.ru/biznes/powerful-2018366175-vlast-biznesa-forbes-sostavil-pervyy-reyting-vliyatelnyh-rossiyan
источник
Научно-образовательная политика
ЭРА научно-технологического прорыва

Президент Путин утвердил положение о военном технополисе ЭРА.

Деятельность технополиса организуется по кластерному принципу. Всего кластеров планируется три - научно-исследовательский, научно-образовательный и научно-производственный. Первые два осуществляют деятельность по направлению «Наука и образование», третий - по «Передовым технологиям и инновациям».

Важно, что технополис планируется сделать достаточно открытым. Это не будет изолированный центр для сумрачного военного гения.

Стоит также отметить серьёзный блок вопросов по фундаментальным и поисковым исследованиям - универсальность технологий на данных этапах исследований позволяет надеяться на широкое «переплёскивание» результатов в гражданскую научно-технологическую сферу.

Также подтверждено особое место представителей Курчатовского института в составе Совета Технополиса. Напомним, президент Курчатника М. Ковальчук является руководителем научных проектов Эры.

На бумаге кластерный принцип выглядит весьма интересным. Он действительно позволяет запустить полный инновационный цикл по линиям продукции военного, специального и двойного назначения и при этом всерьёз стимулировать образовательные процессы. Однако, всегда существует опасность того, что эта триединая модель развалится на три (по количеству кластеров) либо, что более вероятно, на две (по числу направлений) части. Остаётся надеяться, что дисциплина, четкая ориентация на военные и двойные научно-технологические проблемы, а также особые стимулы к инновациям в области обороны и безопасности смогут не только удержать все части вместе, но и заставят их работать как единое целое.

На бумаге технополис ЭРА сейчас выглядит как реальный институт прорыва в своей области. Необходимо дождаться состава участников и первых результатов.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201808280007
источник
Научно-образовательная политика
Линии разлома нацпроекта «Наука» и Технопрома

Ключевым событием завершившегося в Новосибирске Технопрома-2018 была дисперсно распределённая по мероприятиям презентация нацпроекта «Наука» и обсуждение его основных положений.

И ход дискуссий, и выступления, и сам текст нацпроекта прямо свидетельствуют о линиях разлома и перекосах с сфере науки-образования-инноваций.

Теория - практика: было сказано много слов о технологическом трансфере и необходимости преодолеть «долину смерти» между идеей и воплощением. Однакуо, новых реально действующих рецептов предложено не было.

Старое - новое: преобразования в нацпроекте намечены в сторону количественного увеличения нового (30 тыс. новых исследователей; 900 новых лабораторий и т.п.). Но никто, например, не подумал о том, как сохранить эффективно действующие лаборатории, у которых кончилось гранатовое финансирование.

Вузовская наука - академическая наука (РАН): нацпроект и писали, и «защищали» люди из системы ФАНО-РАН. Отсюда перекос в сторону научных институтов. Университетская наука словно задвинута в сторону. Несколькоблекло выглядели и представители вузов. Наиболее ярко указанный разлом и дисбаланс виден на примере дискуссии о научных и научно-образовательных центрах. Выступавшие регулярно путались, имея в виду что-то своё. В тексте нацпроекта мы имеем определение того, что есть научный центр мирового уровня, а про научно-образовательный центр именно мирового уровня не сказано ничего. Прямое игнорирование текста майского указа попахивает саботажем.

Высшее образование - наука: в силу этого углубляется раскол между университетами и научными организациями, РАН и ректорским сообществом и т.п. Нацпроект и Технопром показали, что пока что новое Минобрнауки - это «Миннауки и немного вузов». На это накладываются профессиональный опыт и компетенции сотрудников министерства (особенно высших управленцев). Вузовский блок пока что буксует и давление на замминистра Боровскую усиливается. На данный момент очевидного пути решения проблемы нет.

Котюков - Трубников: именно в диссонансе между министром и его первым замом по науке многие вещи стали ещё более рельефны. Г-н Трубников откровенно гнёт нацпроект в сторону академического сектора, умышленно игнорируя вузовский. Научные центры мирового уровня - вот его любимая тема. А в ней ничего кроме гибрида механизмов 5-100 (но теперь для научных организаций) и программы мегагрантов, авторы придумать не смогли. С другой стороны, «НОЦ» для Трубникова - это вообще просто некая форма межведомственной кооперации. Эти слова и мысли входят в противоречие с позицией министра Котюкова, который более осторожен и все-таки старается выдерживать баланс между научным и университетским секторами. Кстати, что такое НОЦ яснее не стало. «Наука-образование-промышленность» плюс мутное определение из нацпроекта - вот и всё.

Нацпроект - майский указ: в силу всего сказанного та версия нацпроекта, которая обсуждалась, наверняка будет весьма значительно переработана. В текущей редакции слишком много формализма, слишком мало свежих идей, размытая терминология и отсутствие общего концептуального видения у авторов.

Фурсенко - Котюков: именно этот разлад цели (майского указа) и средств (нацпроекта) проявился в том, что слова г-на Фурсенко и г-на Котюкова (тем более - Трубникова) весьма разнились. Помощник президента говорил о целях за горизонтом, о масштабных задачах, о целеполагании. Кстати, говорил фактически в унисон с недавним заявлениями Кириенко о «цели за границами жизни». Но сейчас г-н Фурсенко скорее хотел указать на те самые явные проколы и расколы в нацпроекте, а также дискурсе управленцев и экспертов.

Ранее мы писали о том, что нацпроект и Технопром станут проверкой команды Котюкова на умение оперировать концептуальными конструктами, а также публично презентовать и защищать их. Это не «неуд», но слабая тройка. Отнести недоработки стоит к болезням роста нового Министерства, но крайне скоро такие отговорки перестанут кого-либо удовлетворять.

Пожелаем успехов авторам нацпроекта «Наука». И надеемся, что в итоге он не превратится в нацпровал.
источник