Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 August 16
Научно-образовательная политика
В АП из ФСБ передана анатическая записка и материалы (с перспективой возбуждения уголовного дела) в отношении члена ректората РАНХиГС  Игоря Барцица. По информации нашего источника из ФСБ, история показательная: Счётная палата точечно запросила материалы в Минэнерго по одному из госконтрактов, где исполнителем от РАНХиГС значится Барциц, но при этом подписантом контракта является ректор Владимир Мау.
В АП тоже подтверждают, что к Мау накопилась критическая масса замечаний, и несговорчивость Мау  мешает выполнению многих задач, ожидаемых Кремлем от РАНХиГС.
Смотрим дальше за развитием ситуации...
источник
Научно-образовательная политика
Дважды пилотная Новосибирская область

Замминистра науки и высшего образования г-н Трубников заявил, что Новосибирская область может стать пилотной и типовой для «научно-технологических» регионов в рамках Стратегии пространственного развития РФ. Именно в Новосибирской области г-н Трубников хочет начать прорыв.

Интересно, что ни он, ни журналисты как-то не упомянули о занимательном факте - вообще-то Новосибирская область уже является (наравне с Томской) пилотной областью по реализации Стратегии научно-технологического развития.

Результатов пока не столь много в сравнении с Томском, но планов громадьё - ими отчитываются по поручениям президента. Всё развивается - от Академгородка до всего Сибирского федерального округа.

Да, Новосибирская область - регион уникальный, но такой подход по различным стратегиям - дважды пилотная, ордена поручений президента, Академгородковская и пр. Новосибирская область - приведёт ровно к обратному эффекту. То есть к полной неприменимости выработанных типовых механизмов. Да, сама область, может и рванет в прорыв, но остальные регионы эти типовые модели только затормозят в развитии по научно-технологическому вектору.

http://tass.ru/nauka/5460639
источник
Научно-образовательная политика
РАНХиГС в идеале должна быть и школой управленцев регионального уровня (с драйвом, этатистским зарядом, психологической устойчивостью для работы в кризисных ситуациях и настроем на работу с обществом), и экспертным ресурсом АП
https://t.me/kremlebezBashennik/2067

Будем надеяться, что так и будет
источник
Научно-образовательная политика
Немного о развитии цифрового образования в России

За две недели до начала учебного года Минобрнауки не имеет своего сайта.

Зато есть целых два сайта с Министром Ольгой Васильевой и её командой- старый Минобрнауки и новый Минпросвещения.

А вы как проводите лето?
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Подпрограмма по селекции и семеноводству картофеля Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства вызывает много вопросов у специалистов.

Действительно, есть ощущение, что тяжесть её веса перенесена на научную составляющую, которая реализуется через комплексные планы научных исследований. Эти КПНИ в определённом количестве (первый - как раз по картофелю) успешно сформировало ФАНО, а научные институты из числа подведов уже выполнили многие работы в рамках госзаданий. Далее эта схема будет работать по связке во главе с Минобрнауки.

А вот со стадиями трансфера и коммерциализации возникают вопросы. Действительно, разработок уже достаточно - нужно стимулировать их производство и коммерческую привлекательность. Для этого действительно проще и эффективнее использовать совсем другие механизмы. Те же меры поддержки за тонну семян и (или) за гектар засева ими. Кстати, такие механизмы намного более понятны сельхозпроизводителям.

Вообще подпрограмма по картофелю в силу данных обстоятельств сама по себе, а также из-за того, что разработчики имеют связь с потенциальными участникам, всё больше схлопывается. Комплексные проекты затачиваются под «разгон» сорта. А КПНИ - под выведение и эколого-географические испытания.

Однако это всё не решает ключевых проблем, отмеченных в статье - «долина смерти» между наукой и широким внедрением только нарастает. Тем более, что до собственно товарного картофеля подпрограмма не рассчитана - всё ограничится на стадии производства семенного материала. А вот купит ли его кто-то - вопрос вообще другой. И отвечать на него очень неудобно.

Судя по всему, интерес к подпрограмме по картофелю и её механизмам среди сельхозпроизводителей совсем не велик. Схема проектов и их финансирования слишком сложна, полный инновационный цикл необязателен ни по логике, ни по тексту подпрограммы (а тогда тут научная стадия ни к чему), а на горизонте всегда маячит тень Счетной палаты.

Всем участникам - научным институтам, сельхозпроизводителям, министерствам - проще работать по старинке, без всякой стыковки этапов. К тому всё и идёт. Наука (ранее ФАНО, а теперь Минобрнауки) отчитается за КПНИ, а семеноводы (Минсельхоз) получат свои бонусы (раздадут их) за что-то плюс-минус подходящее в этой связи. Вместе всё это будет жить исключительно на бумаге.

Вот такая вот типовая комплексная научно-техническая программа для Стратегии НТР. Есть опасения, что очень многое в прорыве может вылиться именно в такие форматы.

https://academcity.org/content/horoshie-zadely-v-nehoroshih-usloviyah
источник
2018 August 17
Научно-образовательная политика
Интересная информация от источников, близких к ГСУ СК Москвы.
Появились новые эпизоды, связанные с нарушениями бывшего директора департамента науки и технологий Минобрнауки Сергея Салихова. По информации источника, один из экс- сослуживцев Салихова на условиях анонимности передал материалы, указывающие на коррупционную составляющую в отношении некоторых конкурсов, выигранных НИТУ "МИСиС" и реализованных Центром экологических проектов и перспективных разработок в сфере образования МИСиС.
В данном случае опять всплыло имя Дмитрия Иванова, известного " теневого решальщика" от образования времён Дмитрия Ливанова.
Также переданы материалы о финансовых махинациях, связанных с деятельностью проректора МГУ Татьяны Кортавы. Нарушения связаны с обучением мигрантов из стран СНГ.
По данной информации СК проводит проверку.
источник
Научно-образовательная политика
История об образовательном насилии в Китае🇨🇳

В июле Минобраз Китая опубликовал "Всестороннее исследование качества образования" 🧙‍♀️и пришел к неутешительным выводам. Итог, в кратце, такой: китайские детишки горбатятся как царские 🤴🏻зэки на Колыме. Каждый десятый первокласник делает домашнее задание минимум по 2 часа в день, и это только китайский язык, без учета остальных предметов. Пятая часть пятикласников страдает ожирением: у них нет времени двигать ничем, кроме глаз и ручки.

Но самой грозной критики удостоились образовательные учреждения, которые под нажимом долбанутых китайских "мам-тигриц" 🐅(намеренных вырастить из детей чемпионов по всем предметам не взирая на потери) учат школьников по ускоренной программе, выматывая их морально и физически. Такое практикуется даже в детских садах, и с этим государство намерено бороться жестче всего: детсадам велено сосредоточиться на "играх и веселье". Для контроля выполнения директивы в них будут направлены, наберите воздуха в грудь, ИНСПЕКТОРА ПО ВЕСЕЛЬЮ. 😃 На эту должность, по всей видимости, будут назначаться партийцы, забившие на директиву "не бухать на работе", вышедшую в 2016 году.

Неожиданные проверки будут направлены и в школы: там будут следить за тем, чтобы ученики не сидели в классах дольше положенного, а учителя не левачили после уроков, преподавая материал отстающим за "дополнительную плату". Впрочем, уже очевидно, что все эти меры просто ударят по карману родителей со скромным достатком, которые могли себе позволить лишь групповые дополнительные занятия для своих детей. Те, кто побогаче, просто будут нанимать гувернерев в стиле России XIX века для обучения чад английскому и математике. На каждую квартиру инспектора по веселью не напасешься.

А вобще это, конечно, повод задуматься. С одной стороны, издевательство над детьми, лишение их детства это ужасно. С другой — с этими детьми, привыкшими работать по 12 часов в сутки с 5 лет, нам конкурировать на мировом рынке труда в ближайшем будущем.
источник
Научно-образовательная политика
Правительство РФ скорректировало финансирование МГУ до 2020 года

Правительство РФ выделит Московскому государственному университету Ломоносова 890 млн рублей в 2020 году, соответствующее распоряжение кабинета министров опубликовано на официальном сайте правовых актов в пятницу.

Распоряжение вносит изменения в программу развития МГУ до 2020 года.

Предыдущей версией документа государственная поддержка из федерального бюджета была определена на период до 2019 года, причем в 2018 году предполагалось выделение 0,91 млрд рублей, в 2019 году - 0,89 млрд рублей.

Новым распоряжением установлено, что Московский университет получит в 2018 году 0,891 млрд рублей (меньше на 18 млн рублей), в 2019 году - 0,89 млрд рублей, и такая же сумма заложена на 2020 год.
источник
Научно-образовательная политика
Большая проблема российского образования - нехватка предпринимательских компетенций у начальников любого уровня.

Приходит новый ректор и начинает ждать поступления бюджета - от Минобрнауки, региональных властей,  или по какому-то конкурсу. У нас вообще мало кто из руководителей в образовании умеет развиваться без бюджета что в Москве, что на периферии. А бывает что из столицы в регион отправляют "эффективного менеджера", а он вообще почти ничего не умеет (даже по бюджетной линии). Например, как произошло с ректором ДВФУ Никитой Анисимовым.

Руководители вузов плохо умеют зарабатывать даже в тех форматах, которое им предлагает государство. Малые инновационные предприятия за редким исключением остались только на бумаге, прибыли нет, понимания потенциала у ректоратов - тоже. Сейчас грядут новые форматы типа центров компетенций НТИ и научно-образовательных центров с промышленностью. Масштабирование малых форм до макро и мега формата ничего не даст, если у начальства планово-хозяйственное мышление, направленное на выбивание и освоение бюджета. И эта нехватка предпринимательского мышления очень тормозит развитие страны на любом уровне - от школы до региона.

Вот вам ещё пример - платформы онлайн-образования. В США их уже несколько тысяч, и каждая из первых 500 - больше любой российской.
Где-нибудь в Сан Франциско в очередь к бизнес-ангелам выстраивается вереница из стартаперов с горящими глазами, и у каждого есть конкурентоспособный на рынке продукт. Потому что ребята понимают, что несмотря на их гениальность предстоит конкурировать с ещё сотней не менее гениальных.

А у нас даже у молодых менеджеров преимущественно мышление администраторов-бюджетников: вот мы придумали "инновационную платформу образования не хуже чем Coursera", дайте нам денег на её содержание и развитие.

В этой связи всероссийская инициатива конкурсов по отбору лучших, и затем содействие в развитии этим лучшим - это то, что нужно. Чтобы наши университеты научились не просто зарабатывать деньги, но и умело ими распоряжаться, требуется подготовить целое поколение предпринимателей от образования и вузовской науки, имеющих аналитическое мышление и не боящихся трудных вызовов.

Смена «Россия - страна возможностей» на «Территории смыслов» и формулировка задач по «пересборке» образования перед молодыми лидерами - это часть большого паззла тех самых "Социальных лифтов", задуманных Кириенко и Комиссаровым.

По сути, страна получает национальную идею для амбициозной молодёжи.
Законодателям различных уровней, а также исполнительной власти от наук и образования нужно быть готовыми к более гибкой работе с экспертным сообществом.

Очевидно, что уровень компетенций у руководителей в научно-образовательной сфере в ближайшие годы будет значительно повышаться. А это значит, что исполнительной власти о стиле работы в духе "дремучего охранительства" надо начать забывать уже сейчас.

https://asi.ru/news/94044/
источник
2018 August 18
Научно-образовательная политика
I. https://t.me/scienpolicy/1290

1. Масштабирование малых форм до макро и мега формата ничего не даст, если у начальства планово-хозяйственное мышление, направленное на выбивание и освоение бюджета. И эта нехватка предпринимательского мышления очень тормозит развитие страны на любом уровне - от школы до региона.

2. Чтобы наши университеты научились не просто зарабатывать деньги, но и умело ими распоряжаться, требуется подготовить целое поколение предпринимателей от образования и вузовской науки, имеющих аналитическое мышление и не боящихся трудных вызовов.

II. https://asi.ru/news/94044/

В образовательное пространство должны быть интегрированы центры навигации, находящиеся в постоянной связи с проектами и компаниями - лидерами перспективных рынков своего региона, подбирая для своих подопечных стажировки и наставников.

III. Региональные управленцы с ориентацией на трансляцию проектов АП и развитие региона в  сотрудничестве с обществом.

***

Россия будет страной возможностей, если будет сделана ставка на "продуктивное мышление".
(предпринимательское мышление)

Продукт/услуга на сегодня, завтра, послезавтра и...

Прибыль производителей и удовлетворенность граждан, которые, в свою очередь, сами выступают производителями продуктов/услуг.

Приносящий прибыль результат деятельности в интересах другого. С учетом перекрестных отношений, приносящий прибыль всем.

Наука и образование с "продуктивным подходом" - это повышение качества, коррекция ошибочных решений, выявление тенденций и операжающие ответы - все для повышения прибыли производителей продуктов/услуг и удовлетворенности граждан.

Региональный чиновник - фасилитатор (создатель возможностей/среды для предпринимательства).

Управленец более высокого уровня - масштабирование возможностей получения прибыли производителей и удовлетворенности граждан за счет синергии нескольких региональных предпринимательских сред.

Силовик внутреннего профиля - сохраняет возможности предпринимателей/ производителей/граждан; помогает управленцу поддерживать возможности среды.

Дипломат и силовик внешнего профиля - масштабирование и защита российских предпринимательских сред, выходящих на внешние рынки; обеспечение синергии с дружественными предпринимательскими средами, политико-торговыми цепочками.

Федеральное Собрание, Правительство, АП и Президент - согласование и защита интересов миллионов производителей продуктов/услуг.

Продукто-центрированная система управления; разработки, согласования, принятия и реализации соответствующих решений.

Для подготовки субъектов такой системы управления, необходима соответствующая система образования.

Когда в юном возрасте можно приобрести опыт получения прибыли от помощи гражданам как при деятельности в локальной предпринимательской среде, так и в среде регионального, федерального и, в идеале, межгосударственного (мирового) масштаба. Пусть и в формате стажировки, но реальный собственный опыт.
источник
2018 August 19
Научно-образовательная политика
Вчера Путин побывал на свадьбе австрийского министра Карин Кнайсль.

Вот при чём тут образование и наука (на первый взгляд)?

Запомните этот пост и вчерашнюю невесту.
Через пол-года вы услышите именно её выступление, посвящённое укреплению сотрудничества с Россией в сфере профессионального образования и расширению взаимодействия в области науки и инноваций . А само мероприятие состоится в январе 2019 года в Румынии, на саммите европейских министров по евроинтеграции.
источник
Научно-образовательная политика
Знаете, что объединяет всех министров образования в истории новой России?

Порочная практика: Министр что-то неосторожно сказал - народ "поднял волну" - пресс-служба министра "отмазывает шефа".

Может быть, по этой причине, Михаил Котюков с момента назначения говорит в разы меньше, чем до него - Ливанов, Фурсенко, Филиппов? Впрочем, тактика молчания резко подрывает имидж нового Минобрнауки.

Вряд ли министр просвещения Васильева радуется из-за стартовавшего вчера всероссийского флеш-моба против ужесточения правил усыновления, к которому присоединились очень разные люди - от правозащитников до православной общественности.

И дело даже не в том, что пресса несколько исказила инициативу Минпросвещения, а иссушенные летним дефицитом новостей СМИ бросаются на любой "жареный" инфоповод.

Кто сейчас в широких массах помнит о министре Филиппове что-то более того, что он ввёл в стране ЕГЭ?

Министр Ливанов навсегда останется в памяти народа в связке со скандалами в РАН, реформой Академии и массовым плагиатом в диссертациях.

Негативная память о периоде министра Фурсенко во многом нивелирована лишь его переходом на работу в АП, но тут уже люди ассоциируют его с успехами Президента.

Ольга Юрьевна, Вы же не хуже нас понимаете, что если устами министра произнести  "ужесточить подбор так называемых родителей", то всем уже будет неважно, что Вы на самом деле имели ввиду.

Это как с "божествованием":  вроде как официально подтвердили, что звучало  "должествование", но зачем людям это запоминать? Опровержения никто не читает.

В Пресслужбе Минпросвещения хорошая команда, а само министерство производит немало стоящих инфоповодов.

Благие намерения и озвучены должны быть благим образом. И доведены до аудитории всеми возможными каналами. Может быть, стоит перейти к выстраиванию более системного взаимодействия с общественностью?

https://t.me/aavst55/1601
источник
Научно-образовательная политика
Наш канал старается не участвовать в детальном  разборе проблем управления, имеющих место в ректорате и учёном совете МГУ имени М.В. Ломоносова.

Нам не нужен хайп, хотя еженедельных инсайдов о нарушениях в МГУ столько, что мы могли бы непрерывно писать только о главном вузе России, прикрепляя сканы финансовых документов, а также резолюций ректора и членов ученого совета.

Вопрос наш похож на риторический. Раз в пол-года публикуется очередной мировой рейтинг университетов, где МГУ занимает достойное место.
Мы вместе со всей страной гордимся закономерным укреплением нашей науки и высшего образования - всё же это сейчас приоритет государственной политики.

Но люди, знакомые с ситуацией в МГУ, понимают, что во многом это "колосс на глиняных ногах", чьи рейтинги растут в основном из-за огромного количества разномастных лидеров мнений и лоббистов на факультетах (чиновники, учёные, топовые эксперты и т.д.), относительного иммунитета вуза от серьёзных проверок, финансовой подпитки из госбюджета и личной неприкасаемости Виктора Садовничего. Уже не говоря о рейтинге «Три миссии университета», созданном исключительно для того, чтобы насчитать максимум российским вузам - в первую очередь, МГУ.

Ректорат МГУ сформирован на 100% по принципу личной лояльности его членов к ВАС. В нём есть погрязшие в интригах и внутренних боях с коллегами (как проректор Татьяна Кортава), есть полные теоретики-нули, со студенческой скамьи просидевшие в главном здании МГУ (типа проректора Константина Миньяр-Белоручева, который "стопорит" 90% достойных инициатив подчинённых), а есть просто очень уставшие от работы (как проректор Сергей Егоров, при котором десятки зданий на балансе МГУ, потребляющие огромные суммы госбюджета на содержание, годами просто пустуют).

Иначе - никак. Не умеют, не хотят, не имеют потребности. Потому что сам академик Садовничий призжает на рабочее место в лучшем случае на пару часов в день.
В остальное время руководство главным вузом страны осуществляется помощником ректора Пашей, а помогают ему в этом сотни бумажек с резолюциями и подписью ректора на все случаи жизни, подготовленные заранее.
Паша на свой вкус прикрепляет эти бумажки к "служебкам" подчинённых, иногда добавляя к заготовкам шефа нужные цифры.

Вот вам новое качество управления, прорыв и такой грустный «цифровой менеджмент».
источник
Научно-образовательная политика
Володин понимает, что собственное место в прорыве свыше не дано, и его нужно завоёвывать.

"Вольные рассуждения" про помощь ГосДумы и обращение внимания Правительства на необходимость субсидирования выпуска высокотехнологичной продукции - это не более чем хорошая мина Володина при неважной игре. Ведь у Чемезова в Правительстве всё "схвачено" снизу-доверху.
Начиная от верного замминистра науки и высшего образования Комарова, без визы которого теперь не пройдёт ни один документ с упоминанием высоких технологий, до руководства Правительства, где есть и силовая поддержка К. Чуйченко, и пиитет от куратора науки Т. Голиковой.  

Чемезов планомерно интегрируется в повестку прорыва по технологическому вектору через установление прагматичного союза со всеми игроками - от Ковальчуков и Кириенко до Володина.

Мы видим ожидаемое цементирование элит вокруг прорыва и в рамках грядущего трансфера власти/страны/оргуправленческого устройства/и т.п.

https://t.me/nomenclatura/1706
источник
2018 August 20
Научно-образовательная политика
По информации наших источников в Минобрнауки и Минпросвещения, начало нового учебного года оба министерства встретят "в тесноте, да не в обиде".

Новое здание Минпросвещения не готово к размещению аппарата Ольги Васильевой, а само офисное пространство не соответствует старому минобровскому порядку закрепления кабинетов за  замминистрами, директорами департаментов и их аппаратами.
источник
Научно-образовательная политика
Продолжается советизация системы развития и управления научно-технологической сферы.

На очереди создание консультативного совета при Правительстве РФ по биотехнологиям. Это будет очередной орган в дополнение к советам по приоритетным направлениям (с многочисленными рабочими группами), координационному совету этих советов, совету по науке и образованию при Президенте, а также большому количеству других советов и подобных им органов.

У этой советизации есть вполне прагматичные задачи:
1. Объединить представителей от науки-образования-производства-власти в рамках одного органа и дать им возможность выработать единую позицию - к программам, отраслям, отдельным проектам.
2. Создать дополнительные площадки для диалога.
3. Интегрировать научные и образовательные организации (особенно - отраслевую науку), компании и госуправленцев в общую научно-технологическую систему.
4. Сформировать условную сеть органов принятия решений с пересечением по узлам - министерствам, ключевым организациям и перевоплощая.
5. Обкатать новые механизмы управления.
6. Нивелировать влияние РАН как института посредством активной интеграции отдельных академиков в советы.

Однако, у советизации есть ряд крайне неприятных последствий:
1. Количество советов и комиссий начинает зашкаливать, их функционал неясен / формален /дублирует друг друга.
2. Можно прогнозировать столкновения различных советов друг с другом, особенно при наличии председателей с соответствующими амбициями.
3. Пересекающееся членство некоторых участников в нескольких советах создаёт откровенный дисбаланс возможностей.
4. Спорадический характер функционирования советов нивелирует их возможности для глубокого изучения и обсуждения программ и проектов. Это чрезмерно усиливает роль структур по организационно-техническому обслуживанию их деятельности. Редкие заседания требуют прагматики, а не дискуссий.
5. Зачастую сами члены советов не до конца понимают значение этих институтов - отсюда флуктуация функционала и полномочий. Однако, персональный политический вес членов отдельных советов может сделать их (формально консультативные) решения более значимыми, чем резолюции иных институтов с реальными полномочиями.
6. Вся система становится всё более запутанной, появляется больше инстанций согласования, а от этого резко падает оперативность решений и эффективности контроля.
7. Вместо «коллективного разума» с большой долей вероятности получит дальнейшее развитие система «коллективной безответственности», когда за решениями бесконечных советов будут пытаться скрыть сложные решения или откровенные провалы.

Вывод: советизация управления наукой и образования - процесс достаточно прогрессивный и адекватный реальности, но по меньшей мере, диалектический; он не должен становиться самоцелью, а результат может быть ограниченно эффективным.  

http://tass.ru/nauka/5466949
источник
Научно-образовательная политика
​​Чуть больше года прошло со дня, изменившего жизнь многих выпускников медицинских университетов. Тогда, спокойным летним днем 7 июня 2017 года, в действие вступил приказ №212н. Спустя год мы решили узнать у них, насколько тяжело им далась процедура аккредитации, удалось ли поступить в ординатуру и такой ли страшной оказалась работа на участке.

Мы не пытались как-то очернить или же, наоборот, приукрасить действительность.
В нашем спецпроекте те, кто поступили в ординатуру, пошли работать на участок, смогли совместить учебу и работу и даже тот, кто разочаровался и попрощался с медициной, вспоминают прошлое лето и рассказывают о том, как они провели этот год.

Процедура аккредитации, новые правила поступления в ординатуру, лихорадочная погоня за дополнительными баллами — все они заставили выпускников понервничать. Но, несмотря на все преграды, многим все-таки удалось поступить в ординатуру.

Читать далее: http://medach.pro/post/1520
источник
Научно-образовательная политика
Вечер в хату, студиозусы!

«Ну и самое главное в студенческом общежитии: не верь, не бойся, не проси!»

Вот такое вот АУЕ разводит телеграм-канал об МГУ «Первый университетский». До чего довёл вуз Садовничий...

https://t.me/msuthefirst/2388
Telegram
Первый университетский — МГУ имени М.В. Ломоносова
ИГ МГУ добавляет про конкретные общежития: в «аспирантские комнаты» в Главном здании могут селить только одного человека; в ДАСе нет пятиместных комнат; трешки в ДСВ могут быть при желании расселены до 2 человек в комнате.

Дадим от себя пару рекомендаций (или советы бывалых):
—проверяйте наличие в достаточном количестве предметов мебели: у каждого проживающего в комнате, помимо кровати, должны быть стул, тумбочка; не расписывайтесь в описи имущества за предметы, которых в комнате нет.
— фиксируйте и сообщайте комендантам на этажах о сломанных/неисправных вещах (например, о заедаюдщем замке или отломанной дверце тумбы).
— не забудьте, что в части общежитий бухгалтерия требует хранить квитанцию об оплате до следующего продления общежития, поэтому не выбрасывайте ее.
— узнайте заранее о возможностях использования электроприборов (например, в части общежитий нельзя использовать обогреватели).

Ну и самое главное в студенческом общежитии: не верь, не бойся, не проси.
источник
Научно-образовательная политика
Бюджет цифровой экономики
https://vedomosti.ru/economics/articles/2018/08/20/778600-v

1. Развитие сетей связи и дата-центров, пятое поколение связи, внедрение платформ работы с данными, –  627,9 млрд.

2. IT-технологии для госслужбы и контрольно-надзорной деятельности -  233,1 млрд.

3. Совершенствование системы образования, создание системы мотивации по освоению цифровых навыков - 138,9 млрд.

4. Большие данные, искусственный интеллект, квантовые технологии - 125,3 млрд.

5. Защита граждан и государства от IT-угроз - 18 млрд руб.

6. Правовой режим для создания и работы новых технологий – 1,5 млрд руб.
источник