Продолжается советизация системы развития и управления научно-технологической сферы.
На очереди создание консультативного совета при Правительстве РФ по биотехнологиям. Это будет очередной орган в дополнение к советам по приоритетным направлениям (с многочисленными рабочими группами), координационному совету этих советов, совету по науке и образованию при Президенте, а также большому количеству других советов и подобных им органов.
У этой советизации есть вполне прагматичные задачи:
1. Объединить представителей от науки-образования-производства-власти в рамках одного органа и дать им возможность выработать единую позицию - к программам, отраслям, отдельным проектам.
2. Создать дополнительные площадки для диалога.
3. Интегрировать научные и образовательные организации (особенно - отраслевую науку), компании и госуправленцев в общую научно-технологическую систему.
4. Сформировать условную сеть органов принятия решений с пересечением по узлам - министерствам, ключевым организациям и перевоплощая.
5. Обкатать новые механизмы управления.
6. Нивелировать влияние РАН как института посредством активной интеграции отдельных академиков в советы.
Однако, у советизации есть ряд крайне неприятных последствий:
1. Количество советов и комиссий начинает зашкаливать, их функционал неясен / формален /дублирует друг друга.
2. Можно прогнозировать столкновения различных советов друг с другом, особенно при наличии председателей с соответствующими амбициями.
3. Пересекающееся членство некоторых участников в нескольких советах создаёт откровенный дисбаланс возможностей.
4. Спорадический характер функционирования советов нивелирует их возможности для глубокого изучения и обсуждения программ и проектов. Это чрезмерно усиливает роль структур по организационно-техническому обслуживанию их деятельности. Редкие заседания требуют прагматики, а не дискуссий.
5. Зачастую сами члены советов не до конца понимают значение этих институтов - отсюда флуктуация функционала и полномочий. Однако, персональный политический вес членов отдельных советов может сделать их (формально консультативные) решения более значимыми, чем резолюции иных институтов с реальными полномочиями.
6. Вся система становится всё более запутанной, появляется больше инстанций согласования, а от этого резко падает оперативность решений и эффективности контроля.
7. Вместо «коллективного разума» с большой долей вероятности получит дальнейшее развитие система «коллективной безответственности», когда за решениями бесконечных советов будут пытаться скрыть сложные решения или откровенные провалы.
Вывод: советизация управления наукой и образования - процесс достаточно прогрессивный и адекватный реальности, но по меньшей мере, диалектический; он не должен становиться самоцелью, а результат может быть ограниченно эффективным.
http://tass.ru/nauka/5466949