Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 February 11
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
«Миром правят люди и идеи» (1/2)

На пресс-конференции ТАСС, которая была посвящена вопросам внутренней политики в сфере науки и высшего образования, особое внимание привлекла проблема ВУЗов-пустышек (термин с совместного заседания Президиума Госсовета и Совета по науке и образованию).

Приведем ответы на самые значимые вопросы.

Валерий Фальков дал неоднозначный ответ на вопрос о количестве ВУЗов-пустышек. Он ответил, что, если назовет количество, то будет очевидно, что список ВУЗов есть и установлены показатели эффективности. В конечном счете, он сказал, что перечень таких ВУЗов отсутствует. Причина их появления кроется в росте в 90-е гг. большого числа ВУЗов, которые не заботились о качестве образования. Одно из распространенных социальных убеждений это то, что высокий уровень образования гарантирует успех. Однако образование не просто должно быть, оно должно быть качественным.

Поступил вопрос о порочной практике покупки дипломов и курсовых, которая часто связана с тем, что преподаватель вынужден ставить «3» студенту, чтобы сократить количество отчислений, так как финансирование университета зависит от количества обучающихся. С одной стороны, этот факт представляет собой противоправное деяние, с другой, свидетельствует о формализме образования. Наличие интереса к диплому, а не к образованию и характеризует ВУЗы-пустышки. Есть тенденция низкой вовлеченности в процесс выбора среди студентов. Студент оказывается простым исполнителем образовательной программы; та сформирована без его участия – это ведёт к незаинтересованности, поэтому и должна быть индивидуальная образовательная траектория развития, это повысит заинтересованность студентов, в том числе посредством включения бизнеса в эти процессы. Все это исключит возможность покупки оценок. Т.е. может быть карательная практика, а могут быть созданы условия для вовлеченности. При этом для пересмотра системы финансирования потребности нет.

Страхи относительно будущего студентов ВУЗов-пустышек не оправданы, заверил Валерий Фальков. Государство научилось делать все корректно с учетом интересов и прав и студентов, и преподавателей. Это подтверждает и практика последних лет.

Академия наук в 2019г. заявляла о необходимости принятия нового закона о РАН, однако в настоящее время более актуальным является вопрос о статусе науки как таковой, подчеркнул Валерий Фальков.

Что касается работы министерства, то необходима комплексная настройка. Структура при этом имеет сильный кадровый состав, как отметил Валерий Фальков. В настоящее время работа ведется в том же составе, но темп не был утрачен. Никаких кадровых перестановок в ходе конференции анонсировано не было.

Кардинальных изменений нормативно-правовой базы образования не планируется, но будут внесены корректировки. Кардинальные изменения министр назвал вредными и контрпродуктивными.

Давно наболевшим для публики вопросом остается установка класса мегасайенс СКИФ. В настоящий момент ведется поиск организации, ответственной за проектирование объекта, при этом необходимое финансирование уже доведено.

Успешный опыт ТюмГУ Валерий Фальков не торопится повторно использовать, потому что Россия большая и есть опыт и других вузов. В связи с этим будут учтены лучшие практики. «Мне некогда жить прошлым, у меня слишком много дел в настоящем», - сказал министр.
источник
Научно-образовательная политика
«Миром правят люди и идеи» (2/2)

После вступления в должность Валерий Фальков уже имел встречу с Президентом РАН Александром Сергеевым. Она прошла в формате конструктивного диалога Главное задача, по мнению обеих сторон – разговаривать. Если не научиться общаться и понимать друг друга, то не будет возможности действовать сообща, считает министр. Сам лично он рассматривает РАН в качестве партнера. Дальнейшее развитие отношений будет осуществляться, исходя из понимания партнерства с обеих сторон.

Сейчас обсуждается вопрос о продлении Проекта 5-100. Обсуждается увеличение участия отраслевых ВУЗов в новой версии проекта: количество ВУЗов будет расширено, а критерии отбора - скорректированы. Сегодня важно посмотреть на ВУЗы с точки зрения реального сектора экономики. Должна быть заложена экономическая проекция исследовательской деятельности.

Эксклюзивную точку зрения на развитие регионов имеет Валерий Фальков. Роль университетов в региональном развитии заключается в том, что вузы должны заглядывать «за горизонт» и формировать повестку новой экономики, а не только готовить кадры для действующей экономики.

Сложно переоценить значимость популяризации науки, это одна из точек, в которой необходимо объединиться с Академией наук, подчеркнул министр. Роль науки и образования стала принципиальной для успешности страны в целом. Работа совместно с РАН должна быть:
1. Системной;
2. Масштабной;
3. Должны быть понятные показатели эффективности-работа на результат.
Популяризацию науки Министерство науки и высшего образования видит одним из приоритетов своей деятельности.

Важная тема – инвестиции в науку. Справедливо формулировать задачу, чтобы бизнес увидел в ВУЗах партнеров. Вузы и бизнес должны вместе совершить прорыв. Но для этого бизнес надо убедить. ВУЗам надо содействовать развитию и самим перестроится, чтобы получить результат, подготовить площадку для взаимодействия. Должна быть искренняя подлинная заинтересованность.

Необходимости в переориентации экспорта образования и взаимодействия с Китаем из-за короновируса Валерий Фальков не видит. «Партнеры друг другу помогают в беде, а не отказывают», - сказал он. Все решения приняты и рекомендации даны. В превентивном порядке меры отрабатываются на ежедневной основе. На данный момент рисков нет. Все приоритеты определены, работа будет вестись по заданному направлению.

Сквозь всю конференцию красной нитью шла мысль о развитии и расширении НОЦ и усиления с их помощью регионов. Это и неудивительно, поскольку до назначения на должность Валерий Фальков был ректором Тюменского государственного университета, который является базовой площадкой Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, поэтому он на личном опыте знает о всех преимуществах создания и функционирования НОЦ. Кроме того, все слова министра в очередной раз подтвердили те принципы, которые были им заявлены после вступления в должность: преемственность, открытость и сотрудничество. При этом очевидно, что Валерий Фальков имеет собственное четкое видение развития Министерства и научно-образовательных проектов в его компетенции.

А завершить наше повествование хочется словами самого министра Валерия Фалькова: «Миром правят люди и идеи». Задача Министерства, профессионального и экспертного сообщества предоставить им максимально качественные условия для раскрытия и реализации.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Хороший старт тяжелого маршрута
@szhenov для @scienpolicy

Очень хороший старт для Валерия Фалькова: обозначение круга приоритетов, столь ожидаемых научно-образовательной общественностью (например, заслуженный поворот лицом к университетскому сообществу), две содержательные пресс-конференции с конструктивным ответами на самые каверзные вопросы, верные и смелые решения (такие, как отмена известного приказа по ученым-иностранцам).

Важно, что у министра настрой не на «снести всё старое», но именно по вектору конструктивного сотрудничества в строительстве нового силами лучших – а хорошие специалисты есть и среди «старослужащих». Вместе с тем, очень важно, что в новую команду ожидаемо должны прийти молодые специалисты с сутевым и экспертным мышлением.

Кадры, не навязанные элитными группами, а именно отобранные и приглашённые лично Валерием Фальковым с учётом их компетенций исходя из задач и приоритетов научно-образовательной политики.

Очень важно также вывести на новый уровень диалог не только с сетью «подведов», но и экспертным сообществом, существенно окрепшим в последние пару лет.

Верный шаг сделан министром и тут: на первой совместной пресс-конференции министра науки и высшего образования и президента РАН на вопрос про общественные советы министр Фальков сказал, что в ближайшее время будет создан Совет по научно-технологическому развитию с включением представителей бизнеса.

Если Валерию Николаевичу удастся добиться того, чтобы слова не расходились с делами (а все кто его лично знает - подтвердят, что он человек формата «сказал – сделал»), есть большой шанс стать настоящим Министром 2.0.

Пока - без ошибок👍
источник
Научно-образовательная политика
СКИФские перспективы

Все больше ясности появляется вокруг сооружение флагманской мегаустновки – сибирского СКИФа. Долгое время ученые опасались, что будут пересмотрены параметры, не доведут средства, не определят проектировщиков. Теперь практически все эти страхи предварительного этапа развеяны.

Средства выделены и доведены – это подтвердил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. За основу взят проект именно сибирских ученых. Решился и вопрос с проектировщиком.

«Центральный проектно-технологический институт» (входит в Росатом) проведет проектировку Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП "СКИФ") в 2020 году, сообщил журналистам в понедельник директор Института катализа СО РАН Валерий Бухтияров.

Первый зампред СО РАН Павел Логачев 21 января на заседании президиума РАН в Москве рассказал, что производство оборудования для ЦКП СКИФ должно быть начато не позднее марта 2020 года, чтобы не сорвать сроки выполнения проекта – 31 декабря 2023 года. Однако физики в регионе до сих пор не получили на это необходимых федеральных средств, при этом Институт ядерной физики СО РАН разработал документацию на почти половину необходимого оборудования и готов производить его, но объемы работ настолько велики, что институт не может выполнить их заранее за свой счет. Для получения финансирования необходимо получить распоряжение правительства, в котором будет указан заказчик проекта, генподрядчик, проектировщик и генеральный конструктор.

«Существует не только договоренность, но и письменное согласие между Минобрнауки и Росатомом, об участии в этом проекте НИИ ЦПТИ Центральный проектно-технологический институт. Они обязуются за этот год проектирование закончить», - сказал Бухтияров.

По его словам, ожидается, что 1 марта появится постановление правительства, после чего может быть заключен договор с ЦПТИ. Таким образом, несмотря на небольшое отставание от графика, ученые рассчитывают начать проектные работы и уложиться в указанные сроки. Всего на проектирование установки в 2020 году запланировано финансирование 1 млрд рублей.

Стоит отметить, что в области меганауки флагманами являются Росатом и Курчатовский институт (последний выступает головной научной организацией в Федеральной научно-технической программе развития синхротронных и нейтронных исследований).

Заключение соглашения между Институтом катализа (оператор проекта СКИФ) и Росатомом означает, что все стороны окончательно договорились совместно работать над реализацией проекта без перетягивания одеяла на себя. Тем более, что такую установку как синхротрон можно построить только всей страной сообща.

Таким образом, это хорошие новости не только для СКИФа, но и для всей отечественной науки – в ней становится все больше сотрудничества и прагматичного взаимодействия, а меньше ненужного медийного алармизма.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/struktura-rosatoma-sproektiruet-novosibirskij-sinhrotron-v-2020-godu
источник
Научно-образовательная политика
Прямая речь министра: интервью Валерия Фалькова газете «Известия» (1/2)

Я придерживаюсь принципа тонкой настройки. Кадровые перестановки не являются самоцелью. В министерстве сформирована хорошая профессиональная команда. Конечно, определенные решения будут, но пока главное — сохранить набранный темп.

На самом деле эта работа [по «вузам-пустышкам»] начата много лет назад, и вы знаете, что она успешно проводится — в первую очередь, конечно, Рособрнадзором совместно с министерством. Осталось лишь ее завершить. Конечно, за последние годы система высшего образования сильно укрепилась. И тем вузам, которые заботятся о качестве образования, а также участвуют в программах развития, не о чем беспокоиться. Однако остался ряд вузов, которые в народе зовут будками по продаже дипломов. Вот подобного рода вузы и филиалы, конечно же, должны быть закрыты. Но крестового похода против таких вузов не будет, так как эта работа — очень избирательная.

Россия большая страна, и исторически так сложилось, что образовательный потенциал традиционно больше представлен столицами — Москвой и Санкт-Петербургом — по абсолютно понятным причинам. Но чтобы страна развивалась, надо, чтобы во всех городах, главным образом в столицах субъектов, были центры образования и науки. Исходя из этого, государством и поставлена задача. И надо сказать, что за последние годы очень многое уже сделано. Это и программа развития опорных вузов, и селективная поддержка академических институтов, и проект «5-100».

Будет новая редакция [программы 5-100]. Она как раз сейчас обсуждается. Предполагается, что, во-первых, будет больше вузов. А во-вторых, и по своему дизайну программа будет несколько иной. На первом этапе — и это, наверное, было оправданно — большое внимание уделялось наукометрическим показателям. Нам важно было в короткие сроки показать преимущества российского образования и продвинуться в международных рейтингах. В новой редакции внимание будет уделяться не только тем показателям, что уже есть, но и взаимодействию с реальным сектором экономики. Будут выработаны критерии, которые определят роль университетов в региональном развитии. В идеале университеты должны стать драйверами регионального развития.

Сроки [вхождения в пятерки лидеров] определены в рамках исполнения указа президента. Основных для министерства нацпроектов — два: «Наука» и «Образование». Там же прописан перечень мероприятий, и он общеизвестен и обсуждается.

[Основные приоритеты]. Что касается системы высшего образования, первая задача — дать еще более динамично развиваться лидерам. Поддержать те программы, которые себя оправдали, и запустить их в новой редакции. Я имею в виду программы повышения конкурентоспособности и поддержки опорных вузов.

Второе — вывести из инерционного режима значительную часть системы высшего образования. Надо, чтобы у вузов и университетов были подлинные программы развития. Не просто документы, а коллективные цели, поддержанные управленческими командами, регионами в лице губернаторов и ресурсами — не только со стороны министерства, но и со стороны регионов. Именно поэтому сегодня такое внимание уделяется взаимодействию университетов и регионов. Второй важный момент — вопрос партнерств. Форматы этих партнерств разные, они обозначены в нацпроекте «Наука». Это, допустим, научно-образовательные центры. В этом году пять уже созданы, и предстоит новый отбор.

Мы продолжим политику [партнерства с РАН], которая начата много лет назад. Это политика уважения, взаимодействия и совместного решения задач. Думаю, нет смысла искусственно противопоставлять РАН и министерство, поскольку РАН — это надежный партнер министерства. Нам надо учитывать интересы друг друга, взаимодействовать и вместе двигаться вперед. Задачи, которые стоят и перед РАН, и перед Минобрнауки и другими образовательными и научными организациями, — едины. И в этом смысле усилия надо объединять, а не бороться друг с другом.

Полный текст интервью: https://iz.ru/974455/anna-urmantceva/uzkikh-mest-ne-tak-uzh-i-mnogo
источник
Научно-образовательная политика
Прямая речь министра: интервью Валерия Фалькова газете «Известия» (2/2)

[О привлечении бизнеса в науку.] Мы видим, что у нас есть отдельные удачные примеры взаимодействия бизнеса и науки. Думаю, надо нам всем вместе — и министерству, и РАН — помогать университетам, вузам, научных организациям выстраивать более продуктивный диалог с бизнесом. Бизнес должен увидеть реальные преимущества взаимодействия с университетами и академическими институтами. <…> Надо понимать, какие цели и задачи ставит перед собой компания, и уважительно к этому относиться. И меняться самим. Менять язык. Потому что бизнес и наука говорят на разных языках.

Бизнес живет своей логикой. Его интересуют экономические показатели, биржевые сводки. Кроме того, нельзя сказать, что российский бизнес не проявляет интерес к науке и образованию. У нас много примеров успешного сотрудничества. Но, во-первых, должна сложиться соответствующая культура общения. А во-вторых, нужны реальные меры поддержки как бизнеса, так и научно-образовательных организаций. Сейчас мы будем интенсивно это обсуждать как с представителями реального сектора экономики, так и с научными организациями и вузами, это было четко обозначено на первом государственном совете. Опыт первых пяти НОЦ показывает, что такие меры поддержки необходимы. Это будут как организационные, так и экономические меры.

Наши приоритеты — в Стратегии научно-технологического развития до 2030 года.

Да, их много, но кое-что можно выделить. Я бы обратил внимание на генетику. Три центра мирового уровня уже созданы. Это один из плацдармов, где должен быть прорыв. Второе — учитывая наши традиции и историю — это математические центры. Все инновации так или иначе основываются на серьезных заделах фундаментальной науки. Наши математические школы, выдающиеся математики, традиции преподавания должны сохраниться, потому что это хороший задел для движения вперед в области информационных технологий. И есть области, где нам необходимо серьезно двигаться вперед. Это сельское хозяйство, урбанистика, транспорт, строительство.

Любые преобразования даются тяжело. Нацпроект «Наука» — большой и сложный. В профессиональной среде по целям консенсус есть. Как правило, много обсуждений идет по поводу ресурсного обеспечения, содержательной части, мероприятиям для достижения обозначенных целей. Думаю, это всё решаемые вопросы. Эта работа идет, как и любой проект, на начальной стадии он тяжело запускается. Мне кажется, этот год будет во многом определяющим. И в этом году, с одной стороны, нам предстоит продемонстрировать первые результаты этого проекта, а с другой — до конца сформировать механизм, который позволил бы в ближайшие пять лет спокойно работать и двигаться.
Самое сложное в любом проекте, чтобы его поддержали люди, чтобы они в него поверили. Профессиональное сообщество настроено всегда скептически, особенно в науке и образовании, где работают люди уникальные, независимо мыслящие. И в этом смысле требуется больше времени, чтобы этот проект был принят как свой. Это постепенно происходит. Когда поставленные задачи будут приняты научными коллективами образовательных центров и вузов, мы достигнем результата. В этом смысле этот год будет переломным.

Общий ответ я бы дал такой: нужно посмотреть на систему в целом и исключить излишнее регулирование там, где оно сдерживает развитие исследовательских работ. И это не только реактивы, это и взаимодействие с компаниями, и мобильность, и целый спектр направлений, где есть какие-либо ограничения. Их надо убрать.

Принимая любое решение, вы имеете 50% сторонников и 50% противников. И это понятно — в обществе еще идет формирование компромисса, консенсуса. Еще не все аргументы получили должное объяснение, стороны не до конца друг друга услышали. Еще нет соответствующей практики взаимодействия, которая складывается годами. Слом догм всегда происходит тяжело. Думаю, просто нужно время и наличие диалога — умение понимать и слышать друг друга.
источник
Научно-образовательная политика
Завтра Государственная Дума проводит Парламентские слушания на тему того, как нам привлечь иностранных студентов, в том числе из числа соотечественников. Причем обучающихся за счет нашего же бюджета.

Регламент мероприятия суров – все выступления должны уложиться в 112 минут. Правда, затем последует дискуссия. Из 22 выступающих 5-6 представляют научно-образовательные организации, 1 – Минпросвещения.

А вот из Минобрнауки, которое ответственно за всё высшее образование в стране, решили никого не приглашать. Действительно, а зачем?
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
♟ Дайджест новостей к 20:25, 11.02.20 от БОЛЬШОГО ТРАНСФЕРА 2024 (https://t.me/bigtransfer2024)!

МногоуважаемыЕ Незыгарь пропустили в потоке важного очень простой ответ.

Внутриполитический блок Кремля сейчас находится в простимулированном состоянии.

Министерская повестка 4-10 февраля 2020 года.

Нервничает либо заказчик, либо исполнитель "атаки" на Киринеко и АП.

Бомбежка Незыгарем по Вайно и Кириенко связана с тем, что заказчики в лютой злобе по поводу собственного неведения относительно планов и сценариев голосования по поправкам в Конституцию.

Если контуры конструкции трансфера уже вырисовываются, то с формой исполнительной власти и с конкретными персоналиями вопрос пока открыт.

В случае реализации плана по слиянию ФСБ и СВР, кандидат номер 1 на позицию руководителя новой силовой структуры - Сергей Нарышкин.

В Администрации по результатам подготовки голосования по Конституции будут применены меры штрафных санкций.

«Акции» политических телеграмм-каналов - резко вверх!
источник
Научно-образовательная политика
Пресс-конференция: первая совместная (1/2)

Сегодня состоялась первая совместная пресс-конференция министра науки и высшего образования Валерия Фалькова и президента РАН Александра Сергеева.

По словам президента РАН Александра Сергеева Министерство науки и высшего образования и Академия наук будут и дальше работать совместно.

«Мне кажется, что именно этот факт сегодня должен быть зафиксирован. Кроме того, Валерий Николаевич приехал сюда не один – он привез в здание президиума РАН трех своих заместителей», - сказал Александр Сергеев.

На повестке дня стояли самые важные вопросы – приборная база науки и образования России: проблемы и решения, принципы установления нормативов публикационной результативности для научных организаций.

«Мы очень признательны Валерию Николаевичу, что, как только представилась первая возможность, он сразу приехал в РАН. Хотел бы заверить вас, что мы будем выстраивать максимально доверительные отношения между Академией наук и Минобрнауки», – высказался президент РАН от лица научного сообщества.

Валерий Фальков отметил, что сегодня на заседании президиума РАН была совершенно необыкновенная атмосфера.

«Сложно переоценить работу президиума РАН – это, порой, жесткие споры по очень важным вопросам – то, что необходимо почувствовать и понять» - подчеркнул министр.

О том, как будут выстраиваться отношения между организациями, Фальков высказался следующим образом:

«РАН воспринимается как стратегический партнер министерства, у нее высокий авторитет, особенно в регионах и за рубежом. И этот авторитет - большое преимущество не только для Академии, но и для министерства. Партнерство - колоссальное преимущество, потому что от министерства и РАН ждут прорывных результатов. Я убежден, что в одиночку ни РАН, ни министерство таких результатов не достигнет».

Глава Минобрнауки подчеркнул, что интересы двух структур должны быть подчинены общим интересам государства.

«В противном случае можно, знаете, такой вальс закружить вдвоем и быть довольными друг другом, что все потратят свои силы только на то, чтобы выстроить хорошие отношения и не разрушить их неудобными вопросами, жаркими спорами», — уверен Валерий Фальков.

Также, отвечая на вопросы журналистов, глава Минобрануки отметил, что отсутствие прорывных результатов в области комплексных научно-технических проектов, над которыми ученые работают вместе с предпринимателями – беспокоит как РАН, так и Минобрнауки.

«Во-первых, это комплексные научно-технические программы. Очевидно, надо отследить нормативную базу, соответствующий порядок запуска проектов, возможно его нужно будет скорректировать с учетом того, чтобы эти проекты были реализованы, так как прорывных результатов здесь пока нет. И это в равной степени беспокоит и министерство, и РАН», - отметил Валерий Фальков.

Источник и видео-запись: https://scientificrussia.ru/articles/pervaya-sovmestnaya-press-konferentsiya-ministra-v-n-falkova-i-a-m-sergeeva
источник