Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 January 16
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Бизнес-школы vs. Корпоративные университеты (1/2)

Интересная экспертная дискуссия прошла в первый день Гайдаровского форума-2020 на тему «От любви до ненависти один шаг. Бизнес-школы и корпоративные университеты в поисках сотрудничества» в стенах РАНХиГС состоялась между представителями двух этих образовательных сущностей.

Валерия Заболотная, ректор Корпоративного университета Сбербанка рассказала о потребности корпоративных университетов соответствовать тем реалиям, которые существуют в бизнесе. С чем сталкивается сегодня Сбербанк: переход в Agile, упрощение организационной структуры, работа проектных команд. Что касается работы в коллективе – не хватает управленческой компетентности. Бизнес-школы Валерия Заболотная описала как внешнюю структуру и инструмент развития, который обобщает теорию и смотрит на лучшие практики в различных бизнесах. Основные принципы построения программ бизнес-школ – обогащение через опыт. Основной клиент – индивид.

Потребность корпоративных университетов – люди, которые пришли и сразу начали работать. Особенность обучения связана с быстро меняющимися ценностями и потребностями бизнеса и корпоративной культуры. В корпоративных университетах о есть ярко выраженная ориентация на сотрудника, стратегическое развитие и операционную эффективность. Валерия Заболотная отметила, что важно соблюдать баланс – есть принципы, которые лучше дают бизнес-школы как базис, а более глубокое понимание специфики ценностей корпорации и стиля ее культуры предоставляют корпоративные университеты. Существует много возможностей для кооперации бизнес-школ и корпоративных университетов – большой профессорско-преподавательский состав бизнес-школ привлекателен для корпоративных университетов, которые не могут себе такого позволить, а значит, заинтересованы в сотрудничестве.

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», начал свое выступление с заявления о том, что нет почвы для ненависти между бизнес-школами и корпоративными университетами, и что сотрудничество уже существует. Плюсы корпоративного обучения заключаются в глубоком знании своей специализации. Одновременно это и недостаток, т.к. знания узкоспециальные. Еще один плюс – гибкость и встроенность в технологические процессы своей компании, в то время как бизнес-школы себе этого себе позволить не могут из-за разнообразного круга клиентов.

Здесь присутствует и недостаток корпоративных университетов – они почти не имеют внешних клиентов, это вопрос наличия обратной связи внешней по отношению к самому университету. Важное конкурентное преимущество корпоративного обучения заключается в его встроенности в проекты стратегического развития своей компании и ее стратегической трансформации. Риски обучения внутри компании часто связаны с тем, что выпускники B2B и B2С могут начать смотреть «на сторону», т.е. после обучения человек может начать иначе видеть свое будущее, в частности, уйти из компании. При этом у корпоративных университетов больше возможностей управления карьерой, чем у обычных бизнес-школ. Специфика корпоративных университетов заключается в том, что они в меньшей степени ориентированы на исследования, а в больше – на практику.
источник
Научно-образовательная политика
Бизнес-школы vs. Корпоративные университеты (2/2)

Юлия Ужакина, генеральный директор Академии Росатома в своей речи упомянула о нововведения в стратегии Росатома, таких как: «Стать лучшими в раскрытии потенциала» и клиентоцентричность. Негативной тенденцией были названы «квалификационные ямы» сотрудников – много либо переквалифицированных, либо недоквалифицированных специалистов. Еще одной негативной тенденцией является экзистенциальный кризис многих корпораций, который можно свести к формулировке – «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» Реалия сегодняшнего дня – применение устаревших методов обучения, необходимость обновления и совершенствования. Новые форматы работы, которые могли бы дополнить корпоративную жизнь, рождаются за пределами корпоративных университетов и бизнес-школ. Наиболее эффективным вариантом сотрудничества Юлия Ужакина считает партнерство с бизнес-школами в части поиска и привлечения новых форматов обучения, в частности, Юлия выразила пожелание твердой позиции бизнес-школ в процессе внедрения новых форматов. Партнерство корпоративных университетов и бизнес-школ представляется сегодня как сотворчество, поэтому необходим диалог.

Андрей Афонин, директор Университета Банка России, отметил, что в основе обучения Центробанка лежит работа с людьми, а именно: «первоклассно подготовленный персонал», что предполагает под собой раскрытие потенциала. В отличие от Сбербанка и Росатома, Банк России располагает большим количеством внешних клиентов, задействованных в финансово-кредитном секторе экономики как в России, так и за рубежом. Андрей Афонин рассказал об особенностях тех тенденций в обучении, что были озвучены коллегами, применительно к Центробанку; и отметил, что взаимодействие с бизнес-школами уже применяется для обучения сотрудников. Спикер отдельно подчеркнул кооперацию нескольких бизнес-школ для наиболее эффективного и объемлющего обучения, однако напомнил, что сегодня незначительное количество бизнес-школ реализуют программы подготовки топ-менеджеров.

По итогам всех выступлений можно сказать об общей позиции спикеров относительно необходимости сотрудничества корпоративных университетов и бизнес-школ для эффекта синергии. При этом остается много вопросов. Так например, неясно, каким образом стоит решать вопрос доступности образования в корпоративных университетах? Ведь сохраняется тенденция к «разрыву», когда руководитель становится «еще более образованным», в то время как обычный сотрудник остается с тем же набором компетенций, не имея доступа к образовательным ресурсам в силу особенностей бюрократического аппарата компании. Выявление талантливых управленцев и их развитие является не менее важным вопросом, чем развитие действующего управленческого состава, однако этим вопросам, увы, не уделяется должного внимания. К сожалению, данный вопрос не привлек внимания экспертов.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Высшее образование: вариативность траекторий

Минобрнауки в ближайшее время подготовит предложения по реализации механизма, который позволит студентам выбирать новое направление обучения после второго курса. Об этом сообщил Михаил Котюков в ходе Гайдаровского форума, который проходит 15-16 января в РАНХиГС.

«Вчера во время послания Федерального Собранию президент сказал очень важную вещь – в режиме пилотного эксперимента отработать модель, когда мы дадим возможность студентам менять образовательную траекторию в процессе обучения. Вопрос не новый, он обсуждался в экспертном обществе давно. Вчера мы получили решение подготовить такой пилотный проект. Я уверен, что в ближайшее время мы сможем это сделать и предложим тем нашим университетам, которые будут участвовать и претендовать на вхождение в самые амбициозные части национальных проектов, взять эту практику на себя и стать такой пилотной площадкой для разработки этих моделей», – сказал Михаил Котюков.

Президент РФ В.Путин в ходе послания Федеральному Собранию 15 января предложил дать возможность студентам после второго курса выбирать новые направления или программу обучения, включая смежные профессии.

Источник: https://www.mskagency.ru/materials/2964009
Агентство городских новостей «Москва»
Минобрнауки разработает механизм, позволяющий студентам менять направление обучения после второго курса
Минобрнауки РФ в ближайшее время подготовит предложения по реализации механизма, который позволит студентам выбирать новое направление обучения после второго курса. Об этом сообщил и.о. министра науки и высшего образования РФ Михаил Котюков в ходе Гайдаровского форума, который проходит 15-16 января в РАНХиГС. «Вчера во время послания Федерального Собранию президент сказал очень важную вещь - в режиме пилотного эксперимента отработать модель, когда мы дадим возможность студентам менять образовательную траекторию в процессе обучения. Вопрос не новый, он обсуждался в экспертном обществе давно. Вчера мы получили решение подготовить такой пилотный проект. Я уверен, что в ближайшее время мы сможем это сделать и предложим тем нашим университетам, которые будут участвовать и претендовать на вхождение в самые амбициозные части национальных проектов, взять эту практику на себя и стать такой пилотной площадкой для разработки этих моделей», - сказал М.Котюков. Президент РФ В.Путин в ходе послания Федеральному Собранию 15…
источник
Научно-образовательная политика
Госдума в ожидании выражения согласия.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Инновации: из состояния «сейчас просто есть» в состояние «будет еще лучше»

В конце первого дня Гайдаровского форума прошла панельная дискуссия на тему: «Инновации в России: планируем будущее».

Первое слово было предоставлено Анатолию Чубайсу, председателю Правления ООО «УК «РОСНАНО». На фоне отставки действующего правительства он всячески пытался разрядить обстановку и приободрить публику. По теме дискуссий Анатолий Чубайс назвал основные успехи и неудачи реализации инновационной политики. Стратегия инновационного развития 2010-2020гг. показала свою несостоятельность по всем заданным показателям. По итогу ни для госкорпораций, ни для частного бизнеса инновации не стали приоритетным направлением.

Заметим, что инновации и улучшение инвестиционного климата были одними из важных тем в прозвучавшем вчера Послании Президента Федеральному Собранию.

Важно, что реализация инновационной политики требует создания целостной системы институтов для этих целей, которая так же не была создана в последнее десятилетие, включая финансирование венчурных фондов, которые все же были созданы. Таким образом, выраженная инновационная политика отсутствует. При этом среди успехов реализации политики инноваций Анатолий Чубайс отметил переход из состояния «не было» в состояние «есть».

Третьим успешным шагом стоит считать создание и функционирование государственных институтов развития. Подводя итоги своего выступления, Анатолий Чубайс подчеркнул, что ситуация на рынке инноваций качественно иная, чем 10 лет назад, но имеет явные «дыры». Спикер подчеркнул, что инновационная сфера не была приоритетом правительства в течение последних 10 лет и не станет в последующие 5, поэтому прорыва не прогнозируется. Цифровая экономика будет иметь сильное влияние на инновационный климат в России, в связи, с чем возникает потребность в институтах для развития цифровой экономики. Анатолий Чубайс также обратил внимание на проблему пенсионных активов, которые в настоящее время не задействованы в российской экономике по аналогии с успешным опытом западных экономик.

Оксана Тарасенко, исполняющая обязанности заместителя министра экономического развития Российской Федерации, выразила необходимость разработки нового документа инновационного развития, координацию институтов для продвижения инноваций и создания рынка. В числе еще одной недоработки было названо отсутствие конкретных цифр и дорожных карт, а также точного определения самих инноваций.

Сергей Поляков, гендиректор Фонда содействия инновациям, отметил, что существующие институты инноваций не имеют должного развития. Отсутствуют институты, которые «подхватывают» старптапы и доводят их до нужного уровня.

Вадим Медведев, директор Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования, считает, что инновации становятся приоритетным направлением и станут рано или поздно. Происходит институциональное становление инноваций. Есть необходимость минимизировать риски венчурного участия: у участников должно быть право на риск. Существует потребность в развитии исследовательской инфраструктуры. Позитивной тенденцией является рост числа молодых исследователей в инновациях. Стимулирование регионов – одна из приоритетных задач для роста конкурентоспособности на мировых рынках. Научно-образовательные центры, научные центры мирового уровня, ИНТЦ, инжиниринговые центры, поддержка молодежного сообщества – все эти меры направлены на рост числа инноваций.

От имени РАН выступил вице-президент Юрий Балега и высказал замечание, что мало специалистов, которые могут найти ценное и уникальное в науке и привнести его в бизнес и наоборот. Именно на этот результат необходимо ориентироваться в процессе подготовки молодых кадров.

По итогам дискуссии, можно сделать вывод о медленном инновационном развитии государства, но явных больших ожиданиях, связанных с ним. Потребуется длительная и согласованная работа различных ветвей и органов власти, научного и образовательного сообщества, бизнеса и регионов для достижения успеха.

Подробнее: синопсис и запись дискуссии, материал Минобрнауки.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Юристу быть или не быть?

Отдельный интерес в первый день Гайдаровского форума вызвала экспертная дискуссия «Юридическое образование и рынок труда. Трансформация или стагнация в условиях цифровой экономики?» В центре обсуждения оказались риски исчезновения профессии юриста в его классическом понимании.

Трансформация в сфере юриспруденции затронула процесс обучения. Как было отмечено, в образовании по юридическим направлениям и в профильных вузах все чаще прослеживается тенденция возврата к специалитету. В целом же программы бакалавриата по данному направлению призваны обеспечить общую базовую подготовку, а магистратуры – конкретную специализацию.

Ключевой проблемой стала трансформация профессии юриста в соответствии с вызовами современности и развития современных технологий. Может ли машина заменить человека на данном направлении? Ведь объем работы в юридической сфере не уменьшается, но машинный труд делает его эффективным, сокращая издержки. В данном случае уместно рассматривать цифровизацию как конкурента юристам. Неслучайно для обсуждения был приглашен академик РАН Арутюн Аветисян, директор Института системного программирования Российской академии наук. Отвечая на волнующий аудиторию вопрос, Арутюн Аветисян дал простой и доступный ответ: «Есть телефон. Но чтобы позвонить, трубку должен взять человек».

Таким образом, профессия юриста будет претерпевать изменения, при этом останется востребованной на рынке образования и труда.
источник