Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 January 15
Научно-образовательная политика
Сегодня началась новая страница политической истории России. И показательно, что именно сегодня Кремлевский безБашенник (https://t.me/kremlebezBashennik) превзошел ключевой рубеж в 50 000 подписчиков. Мы прекрасно понимаем этих людей - значимые инсайды и глубокая аналитика всегда востребованы. Вот только тех, кто еще не пописан, мы понять не можем.
источник
Научно-образовательная политика
С большим удивлением узнал сегодня от помощника министра (а позже информацию мне подтвердила руководитель пресс-службы РАН) что некий жулик звонит руководителям сферы образования и науки (федерального уровня), представляется моим именем и предлагает помощь в разработке неких стратегий.

Мои коллеги и партнеры хорошо знают, что я никому не звоню и если и помогаю - инициатива и просьба  всегда исходит от того, кто ко мне обратился. Благо, наша команда работает профессионально, и недовольных партнёров не то что нет - приходится многим обратившимся руководителям  отказывать или переключать на коллег. Я научился высыпаться за 5 часов, но от дальнейших экспериментов со здоровьем воздержусь.

Друзья, если вам звонит "Евгений Сжёнов" с неким коммерческим предложением, можете его послать куда подальше.
источник
Научно-образовательная политика
Намедни тг-канал НОП опубликовал оценку рисков проекта создания государственного Антикоррупционного фонда (без всякого сомнения коррупция - это зло; зло, разъедающее каркас государства и разрушающее доверие в обществе к государственным людям).

К рискам можно причислить еще одно явление, порой свойственное религиозной среде с её, иногда, новацианским (кафарским) искаженным отношением к "чистоте" религиозного социума. Это уродливое явление - "охота на ведьм", когда любая сплетня, любое подозрение в "нечистоте", трактуемой, причем, порой весьма широко, приводит к публичному клеймению, а затем и к остракизму ("оргвыводам").
Весомых доказательств тут не требуется, достаточно "highly likely": Мф. 9.11.
Риск "охоты на ведьм" при расцвете опричной структуры только повышается. Избави нас от этого Бог.
Telegram
Научно-образовательная политика
Риски борьбы с коррупцией

Продолжаются дискуссии инициированные Кремлевским безБашенником (@kremlebezBashennik) вокруг возможного создания Антикоррупционного фонда, его полномочий и встраивания в общественно-политические процессы.

Чего не хочет никто – ситуации «серединки на половинку», поскольку примеров «общественных» контролеров много, а эффективность их работы не дотягивает до желаемых параметров. Новый «средний» игрок только внесет лишнюю сумятицу в антикоррупционную политику.

Провал – еще более болезненный вариант. И здесь дебаты идут между двумя полюсами: «красивая вывеска» или «кто написал четыре миллиона доносов?».

Относительно возможного успеха рассуждения ведутся очень аккуратно. Очевидно, что Антикоррупционный фонд создается, в первую очередь, с ориентацией на гражданское общество, ведь «силовых» контролеров у власти достаточно, а службы собственной безопасности, как недавно напомнил президент Владимир Путин, работают хорошо.

Новая структура, в принципе, должна дать ответ на четко артикулированный…
источник
Научно-образовательная политика
Важно, безусловно, что Президент в послании подчеркнул, что воспитание - органичная часть образования. Образование - это и есть обучение и воспитание. В этом смысле, когда говорят "образование и воспитание", либо имеют в виду часть и целое, либо (чаще) сводят образование к обучению - что неверно.
источник
Научно-образовательная политика
Рабочая группа по Конституции: представители науки и образования

Владимир Путин подписал распоряжение «О рабочей группе по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации». В составе 75 человек. От научно-образовательной сферы:

Хабриева Т.Я. – директор федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (сопредседатель рабочей группы)

Авакьян С.А. – заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

Белов С.А. – декан юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (по согласованию)

Блажеев В.В. – ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)»

Бокерия Л.А. – президент федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н.Бакулева» Минздрава России

Гумерова Л.С. – председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре

Дудова Л.B. – первый заместитель председателя комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты

Зинченко Ю.П. – президент федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования»

Лазарев В.В. – главный научный сотрудник Центра фундаментальных правовых исследований федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Марченко М.Н. – заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»

Михеева Л.Ю. – секретарь Общественной палаты Российской Федерации, председатель совета (руководитель) ФГБНУ «Исследовательский центр частного права имени С.С.Алексеева при Президенте Российской Федерации»

Никонов В.А. – председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Рошаль Л.М. – сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», президент государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии», президент Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата»

Смолин О.Н. – депутат Государственной Думы

Султанов Е.Б. – заведующий кафедрой конституционного и административного права юридического факультета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Тихомиров Ю.А. – заместитель заведующего Центром публично-правовых исследований федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»

Фальков В.Н. – ректор федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

Чубарьян А.О. – научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт всеобщей истории Российской академии наук

Шутов А.Ю. – сопредседатель Общероссийской общественной организации «Российское общество политологов»

Практически четверть участников Комиссии связаны с наукой и образованием. Это прекрасный расклад для формирования взвешенных решений. Отдельно рады включению в состав Комиссии ректора ТюмГУ Валерия Фалькова – бесспорно, восходящей звезды нашей сферы.

Поздравляем коллег и партнеров!

Полный список: http://kremlin.ru/events/president/news/62589
источник
Научно-образовательная политика
Эпохи российской политики:
1.  Теннис
2.  Дзюдо
3.  Горные лыжи и бадминтон
4.  Дзюдо
5.  Хоккей
источник
2020 January 16
Научно-образовательная политика
«В системе исполнительной власти довольно много начальников, но мало героев, — отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, представляя докладчика, — я знаю всего трех, один их которых — Михаил Мишустин. Он создал современную систему налогового администрирования, эффективную с точки зрения мобилизации бюджета и прозрачную и справедливую для налогоплательщиков. Причем сделал это на основе цифровых технологий несколько десятилетий назад, когда ни о какой программе «цифровая экономика» и речи не было».

От имени Ученого Совета ВШЭ Михаил Мишустин был награжден медалью за вклад в развитие университета как инициатор создания Института налогового менеджмента и экономики развития НИУ ВШЭ и его бессменный научный руководитель.

https://www.hse.ru/news/edu/227792057.html
источник
Научно-образовательная политика
Здесь речь также может идти о том, что будет более четко выделяться направление и профиль подготовки. Переход к Liberal Arts, конечно, интересен как идея, но глобально реализован вряд ли может быть. А вот облегчить и узаконить студенческую миграцию между вторым и третьим курсом - вариант интересный. Получится условно три ступени: бакалавриат базовый, бакалавриат профильный, магистратура.

https://t.me/metodi4ka/3857
Telegram
Методичка
Но не правительством единым. Путин в послании предложил позволить студентам менять направление обучения после двух курсов в вузе. Сейчас вокруг этого будут идти споры. Есть две версии этого предложения: студенты смогут корректировать / перевыбирать основной профиль обучения или они смогут добавлять к основному профилю дополнительное образование (в другом вузе или внутри вуза).

Первый вариант - «привет» профориентации и среднему образованию. Получится, что вузы официально станут доучивать выпускников. Ректоры постоянно жалуются, что им по факту приходится это делать, и первые курсы в вузе - это последние классы школы. В этом случае создастся система из двух бакалавриатов и магистратуры - будет три возможности выбрать направление основного бюджетного образования (если считать магистратуру тесно связанной с бакалавриатом). Если учитывать среднее профессиональное образование, то в некоторых случаях четыре возможности. Более конкретно, какая может быть реализация: у руководства ВШЭ была идея создать сокращенный…
источник
Научно-образовательная политика
Подборка ключевых постов коллег по Телеграму о Транзите по версии @okolokremlya

Кремлёвский безБашенник
Мы входим не в трансфер. На наш взгляд, мы входим в новый государственный автократический строй с внешними признаками социального государства, скорее всего, уникальный по своей модели.
https://t.me/kremlebezBashennik/11036

Мейстер
Это не парламентаризм, о котором заговорили горячие головы. Ключ по-прежнему в руках Президента, вносящего кандидатуру премьера, имеющего власть распустить палату (если не достигнуто согласие), отправить правительство в отставку и уволить отдельных министров.
https://t.me/maester/1023

Алексей Венедиктов
Путин оставляет за собой возможность (с учетом конституционных изменений) возглавить Госсовет (функции пока неизвестны), Госдуму (контроль за правительством), Совет Федерации (контроль за силовиками и судьями) и даже остаться президентом. Но не в премьеры (единственное ослабление)
https://t.me/aavst55/5219

НеВротик
Политологи гадают на Путине и ищут преемника, а Путин выстраивает преемственность. Собственно, вся его политика госстроительства с 2000 года, равно как и сегодняшнее Послание — ровно об этом.
https://t.me/Nevrotique/6251

Темник
Президент инициировал поправки Конституции, что автоматически очерчивает контуры будущего транзита власти. <...> Примечательный аспект в построении упоминаемого пространства — национализация элит (никакого иностранного гражданства значимым чиновникам, вида на жительства и прочее). Путину как никогда важно сохранить после себя суверенитет России.
https://t.me/polittemnik/4235

Научно-образовательная политика
Предлагаемые президентом изменения нельзя трактовать как усиление полномочий текущих персоналий на постах – все это делается под сменщиков в рамках Трансфера.
https://t.me/scienpolicy/7330

Медиатехнолог
Судя по тону Медведева, он признает, что правительство ушло в отставку потому что в нынешнем составе просто неспособно воплотить в реальность планы Путина по выходу из всех кризисов разом. Для этого нужен более энергичный человек с широко открытыми глазами
https://t.me/mediatech/8718

Политджойстик
Вся новая конституционная конструкция федеральной власти будет балансироваться процедурами, их регламентами, сроками исполнений, законодательным аудитом и кадровыми ситами. Такая сложная переплетающаяся веревочная сеть, дергающая за полномочия и ресурсы должна помочь сохранить равновесие власти и удержать её от бонапартизма, то есть контрпутинской диктатуры одной из групп элиты.
https://t.me/politjoystic/12253

Рекомендуем ознакомиться
источник
Научно-образовательная политика
Каспийский НОЦ – море возможностей

Межрегиональный научно-образовательный центр (НОЦ) по изучению Прикаспийского региона планируют создать в Астрахани на базе Астраханского госуниверситета (АГУ) по нацпроекту «Наука». Проект поддерживают университеты Дагестана и Калмыкии, сообщил в среду ректор АГУ Константин Маркелов.

«В целях укрепления позиций России и достижения ее стратегических целей на Каспии необходимо скорейшее создание интеграционной структуры, курирующей научно-технологические и образовательные процессы, включая экспорт российского образования в страны Прикаспия и координацию международных проектов, связанных с различными аспектами развития региона. Для этого необходимо создать научно-образовательный центр перспективных исследований Каспийского макрорегиона (НОЦ «Каспий») <...> В 2020 году запланирована подготовка заявки [на создание центра]», — сказал Константин Маркелов в ходе стратегической сессии «Каспийский научно-образовательный центр — точка роста экономического потенциала юга России».

По его словам, реализовать проект планируется в рамках нацпроекта «Наука». Сейчас над проектом совместно с АГУ работают 10 научно-образовательных организаций Астраханской области, а также Калмыцкий госуниверситет им. Городовикова, Дагестанский государственный технический университет и Дагестанский госуниверситет.

Заместитель председателя правительства Астраханской области — министр экономического развития региона Казбек Хадиков, приветствуя участников сессии, отметил, что создание данного НОЦ будет способствовать росту инновационной активности и развитию научно-производственной кооперации.

«Основные направления деятельности НОЦ «Каспий» должны быть связаны с приоритетными для трех регионов — Астраханской области, Дагестана, Калмыкии — сферами: транспортно-логистической инфраструктурой, сохранением и восстановлением биоразнообразия моря, агропромышленным комплексом и формированием безопасного пищевого пространства, здоровьем населения Прикаспия и комплексной безопасностью Каспийского региона», — заметил Казбек Хадиков.

При этом на стратегической сессии заместитель директора департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки Алексей Семин добавил интриги, обнародовав идею увеличить количества НОЦ (нацпроектных и(или) в рамках выделения двух эшелонов): «По всей видимости, мы не будем ограничиваться 15 (НОЦ), будут созданы и другие центры в регионах».

О НОЦ «Каспий»: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/zaavku-na-sozdanie-noc-kaspij-v-astrahani-po-nacproektu-namereny-sformirovat-v-2020-g
источник
Научно-образовательная политика
Бизнес-школы: расцвет или упадок?

Открытие ежегодного Гайдаровского форума в 2020 году по научно-образовательному вектору состоялось в ходе экспертной дискуссии «Близок ли конец классических бизнес-школ?»

Представители бизнеса и бизнес-школ заняли схожую позицию по повестке встречи. Эксперты были едины во мнении, что бизнес-школы претерпевают трансформацию в соответствии с новыми веяниями. Так, были отмечены следующие общие тенденции:
•  влияние новых технологий на процесс обучения;
•  потребность в прикладном характере знаний;
•  ориентация на запросы бизнеса/общественности;
•  обучение длинною в жизнь;
•  гибкость образования в соответствии с вызовами современности.

Сантьяго Ингуэс, исполнительный президент IE Университета отметил рост значимости корпоративных университетов как основных конкурентов бизнес-школ. В своем выступлении он сравнил 2 системы образования: европейскую, ориентированную больше на классическое академическое образование, и англо-саксонскую с ориентацией на специализацию и возможность построения персональных треков развития. В качестве вывода Сантьяго Ингуэс подчеркнул необходимость сочетать базовое классическое образование с возможностью выбора персональных траекторий развития в процессе обучения для лучшей адаптивности образования. Кроме того, новые технологии приводит к росту спроса на «гибридное образование», сочетающее в себе онлайн и традиционное обучение.

Венчурный филантроп и предприниматель Рубен Варданян добавил, что многие учебные заведения занимаются профессиональной подготовкой менеджеров, однако часто успешными становятся специалисты из других профессиональных областей. Современный менеджер должен обладать новыми навыками и реагировать на новые вызовы. Сочетание филантропии, социальной активности и бизнеса является залогом успешного менеджера 21 века.

В свою очередь, Эрик Ламарк, декан Школы бизнеса Университета Сорбонна, отметил, что профессиональная подготовка менеджеров должна производится в соответствии с требованиями бизнес-сообществ и общественности, а не университетов. Эрик Ламарк рассказал о негативных тенденциях бизнес-образования: низкий интерес компаний выпускникам и его низкая наукоемкость. В связи с чем выявлена необходимость ориентации на смену методов бизнес-образования и потребность в трансформации.

Отличную от преподавательской элиты, более категоричную и жесткую позицию в вопросе будущего бизнес-школ занял Илья Доронов, управляющий директор РБК ТВ. Свое выступление он начал с утвердительного ответа на вопрос об приближении конца классического образования и жизни в целом. Илья Доронов выделил существующие проблемы, а именно:
•  неготовность к изменениям (особенно в регионах);
•  рост разрыва между поколениями (технологический аспект образования);

Также важными остается еще ряд вопросов. По какой причине образование становится доступнее, но при этом дорожает? Как поступать с «перекосами» между личным и рабочим временем, если они приводят к выгоранию? «Образование длиною в жизнь» должно ли приводить к образованию без практики? Не ведет ли современное образование к тому, чтобы «выбить» из людей больше денег, при условии, что качество образования падает? Все эти вопросы Илья Доронов поставил перед экспертным сообществом и отметил, что еще одним вызовом современности, не получившим должного освещения, является потребность в «цифровой детоксикации», поскольку современный человек уже не представляет жизни без гаджетов.

По итогам дискуссии можно отметить, что однозначный ответ по теме дал только представитель СМИ, позиция же представителей академических и бизнес кругов осталась гибкой, поскольку многие вопросы еще остаются открытыми.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Цифровая наукометрия: реальность или перспектива?

В рамках Гайдаровского форума 15 января 2020г. прошла экспертная дискуссия «Наукометрия 2.0: цифровая перезагрузка». Споры развернулись вокруг критики классической наукометрии и ее инструментов. Как отметил в своем выступлении социолог Артем Космарский, заместитель руководителя лаборатории исследований блокчейна для образования и науки ГАУГН, открывая диалог: «Ставятся показатели, после чего вся научная деятельность строится ради достижения этих показателей».

В ходе дискуссии подтвердилось, что спикеры имеют разные взгляды на процесс трансформации наукометрии.

Валентин Богоров, руководитель отдела образовательных программ, Clarivate Analytics, разделил наукометрию на 2 категории: метод анализа науки и административные практики, которые с ней связаны. В конце своего выступления Валентин Богоров отметил факт многомерности источников данных и нелинейность их использования.

Виктор Глухов, заместитель генерального директора Е-library, обозначил более категоричную позицию по теме дискуссии, заявив, что наукометрические оценки не должны заменять экспертизу, а должны дополнять ее. Он отметил, что наукометрическими показателями легко манипулировать для плагиата. Таким образом, проблема в «накручивании цитирований» с помощью методов наукометрии.

Марат Фатхуллин, вице-президент Elsevier S&T в России, выделил 2 задачи наукометрии: управление научной политикой; управление собственными научными исследованиями с применением больших данных. При этом спикер призвал не переоценивать роль наукометрии, так как в центре все равно неизбежно остается ученый, который делает открытия.

Тимур Броницкий, директор Департамента стратегического развития, мониторинга и оценки Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в свою очередь, отметил плюсы наукометрии:
•  дает понимание, как растут те или иные направления;
•  появляется возможность делать приоритизацию;
•  уход от валового принципа;
•  уход от дублирования/задваивания статей;
•  учет размещения – локализация «научности» в публикации и др.

При этом рассмотрение численных показателей обязательно производится в купе с экспертными. Система проведения экспертизы как «на входе», так и «на выходе» представляет собой цикличный процесс и проводится ежегодно. Таким образом, появляется сквозное рейтингование научной деятельности. В качестве вектора развития был задан уход от «объемных» показателей к качественным и увязка количественных показателей с экспертной оценкой.

Выступления были дополнены комментариями о том, что наукометрия должна быть наукой естественной, а не гуманитарной. Михаил Романовский, начальник Управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, высказал мнение, что наукометрию необходимо превратить в точную науку, чтобы говорить о ее цифровизации. Андрей Блинов, заместитель генерального директора - начальник Управления программ и проектов Российского научного фонда, отметил, что наукометрия является наукой узкопрофильной, а цифровизация необходима в тех сферах, которые востребованы массово.

Однако было также отмечено положительное влияние цифровизации на наукометрию. Использование цифровых технологий приводит к тому, что оценка научных исследований становится многогранной. Появляются новые формы научной коммуникации посредством социальных сетей. Было высказано мнение, что стабильность импакт-фактора тоже стоит расценивать как «малую» цифровизацию. Кроме того, цифровизацию стоит рассматривать в качестве новой формы ответственности перед экспертным сообществом. Таким образом, наукометрия медленно трансформируется и совершенствуется за счет цифровизации.

О дискуссии также см. статью Indicator.ru:Indicator.ru: https://indicator.ru/humanitarian-science/naukometria-diskussiya.htm
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник