Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 January 14
Научно-образовательная политика
17 января каналу исполняется 2 года, поэтому я решила собрать свои любимые материалы. Получился такой топ-20:

→ Спецпроект T&P с бывшим министром образования (1992-1996) «Выпуск-90» https://t.me/edtrends/20
→ Интервью с индийским просветителем Сугата Митра https://t.me/edtrends/29
→ Подборка лекций Даниэля Канемана https://t.me/edtrends/32
→ Карта технологических трендов до 2050 года https://t.me/edtrends/33
→ Доклад ЦСР и ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования» https://t.me/edtrends/45
→ Исследование Центра образовательных разработок МШУ СКОЛКОВО «Эпоха "гринфилда" в образовании» https://t.me/edtrends/54
→ Доклад Global Education Futures «Образовательные экосистемы для общественной трансформации» https://t.me/edtrends/92
→ Исследование «Частное образование в России: кто владеет частными вузами» https://t.me/edtrends/123
→ Выдержки из книги «Четырехмерное образование» https://t.me/edtrends/129
→ Манифест о цифровой образовательной среде от Edutainme https://t.me/edtrends/160
→ Доклад BCG «Россия 2025: от кадров к талантам» https://t.me/edtrends/167
→ Global Skills Index от Coursera https://t.me/edtrends/183
→ Лекция ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова «Тенденции развития высшего образования» https://t.me/edtrends/196
→ HRD-тренды от Accenture и PWC https://t.me/edtrends/218
→ Обзор когнитивных искажений https://t.me/edtrends/237
→ Подборка статей IQ.HSE https://t.me/edtrends/265
→ Тренды на 2020 год от TrendHunter https://t.me/edtrends/266
→ Первый выпуск моего подскаста — о школьном образовании https://t.me/edtrends/285
→ Тезисы выступлений с EdCrunch https://t.me/edtrends/286

❕И самый популярный материал канала — мое интервью с экспертами EdCrunch https://t.me/edtrends/255
источник
Научно-образовательная политика
Алексей Кудрин действительно набирает вес, используя все возможные (расширительные) толкования мандата Счетной палаты. Помимо «чиновничьей инквизиции» она становится «нацпроектной опричниной». А стратегический союз с Чайкой и Генпрокуратурой вносит силовой компонент.

Кудрин уловил самый важный тренд новой внутренней политики – эффективность и справедливость. Отметим, что правдивость в этот список не входит.

Есть, правда, одно «но» – подобное усиление Кудрина вызывает аллергию у горла все большемего числа групп, который при этом могут быть враждебны друг другу. Это явно не сделает жизнь Алексея Леонидовича в эпоху трансфера проще и спокойнее.

https://t.me/maester/1016
Telegram
Мейстер
Президент официально попросил Кудрина заняться контролем нацпроектов: «Я очень рассчитываю на то, что… Счетная палата будет даже несколько шире смотреть на проблемы, которыми вы занимаетесь, а именно в данной конкретной ситуации будет заниматься еще и контролем над исполнением национальных проектов».

На то, что глава Счетной палаты давно пытается застолбить за собой эту поляну, мы обращали внимание еще прошлой весной. Причем, не только он. С самого начала ход исполнения национальных проектов пытались контролировать все и вся, но процесс упирался в очевидный конфликт интересов: и правительство, и ЕР прямо вовлечены в реализацию и вряд ли способны эффективно проверять свою собственную работу. Но и отдавать этот функционал на сторону правительству совершенно не хотелось. Для главы же Счетной палаты это было очевидным направлением роста и способом набрать политические очки. Цели Кудрин достиг и подконтрольное ведомство усилил, теперь посмотрим, что он сможет выжать из этого для увеличения персонального влияния.
источник
Научно-образовательная политика
Региональные конструкции (научной) власти

Одним самых амбициозных управленческих проектов Сибирского отделения РАН в минувшем году было создание Иркутского филиала. На этом процессе видны несколько весьма интересных тенденций.

Первая – реальная работа «советов старейшин». Именно к подобному «органу» Сибирского отделения РАН обратились инициаторы создания филиала. Отметим, что аналогичный совет существует (только вот действует ли?) в структуре головной Российской академии наук. А пример данный примечателен тем, что, во-первых, «совет старейшин» рассматривается как одна из возможных формаций в рамках трансфера, а во-вторых, показывает, насколько значимыми становятся полуформальные структуры в политическом управлении (в частности наукой – вторым примером является Комиссия по противодействию фальсификации научных исследований при Президиуме РАН).

Второй – изменение управленческой структуры. Иркутский филиал стал первым подобным структурным подразделением РАН или ее региональных отделений. Да, он не является юридическим лицом, а скорее дистанционно размещенным подразделением Президиума СО РАН, однако, не только в подобных форматах идет региональная экспансия академии. В частности, головная РАН создает свои представительства. А вот сибиряки затеяли филиалы. В чем также вполне четко выразилась фронда по отношению к головной Академии – та работает полуформальными методами (те же представительства или, например, региональные кураторы опорных школ). Сибирское же отделение напротив – создает реальную управленческую структуру. Которая формально не является независимой, а фактически «обойти» которую практически невозможно.

Крайне примечательны слова директора Иркутского филиала СО РАН Игоря Бычкова:

«Филиал – это продолжение линии Российской академии наук, это отдельная структура, которая является полномочным представителем Сибирского отделения РАН, со всем функционалом, который есть у Сибирского отделения на территории Иркутской области. Это научно-методическое руководство академическими учреждениями, взаимодействие с региональной властью, экспертные функции, главная площадка для координации всех институтов в Приангарье с учетом того, что сегодня отсутствует любая другая нормативно-правовая форма для интеграции институтов, выработки своих предложений для органов государственной власти, бизнеса, взаимодействия с высшем образованием. Именно поэтому такая площадка была создана в виде Иркутского филиала СО РАН».

А также фраза директора Института земной коры СО РАН Дмитрия Гладкочуба: «Это путь для тех, где не были созданы федеральные исследовательские центры».

Итак, от сепаратизма по отношению к «головной РАН» Сибирское отделение во главе с председателем Валентином Пармоном нацелились на отделение и от Министерства науки и высшего образования. Только так можно трактовать игнорирование функционала Минобрнауки и его территориальных управлений (в которых, кстати, существуют советы директоров научных институтов). И тем более очевидно стремление СО РАН подменить собой (где это еще возможно) структуры федеральных исследовательских центров.

Конечно, инициаторы создания филиала напирают на «единодушную и единогласную поддержку» со стороны профессионального сообщества. Однако, наши коллеги из Иркутска откровенно начинают бить тревогу. Во-первых, часть директоров институтов выступали против филиала, но их мнение фактически проигнорировали. Во-вторых, мало кто из инициаторов и кураторов проекта в кулуарах скрывает, что фактически филиал будет альтернативной и параллельной Министерству структуров. В-третьих, серьезные опасения есть у иркутских вузов, которые в части фундаментальных и поисковых научных исследованиях находятся под научно-методическим руководством со стороны Сибирского отделения РАН, а теперь, следовательно – Иркутского филиала.

По всем выкладкам получается, что Валентин Пармон и СО РАН, усилившись на прошедших выборах, переходят к очередному этапу отделения от головной Академии и получения научно-политической субъектности и независимости.

О пресс-конференции по Иркутскому филиалу.
источник
2020 January 15
Научно-образовательная политика
Если размер правительственной премии для молодых учёных за значительный вклад в развитие технической и естественной науки и другие достижения повышен в 2020 году с 500 тыс руб до 1 млн руб, то создаваемый при вершине власти новый антикоррупционный фонд, по сведениям Кремлевского БезБашенника,  назначает за лучшее профильное расследование 1,5 млн рублей. По размеру материальных поощрений можно судить о приоритетах вертикали: похоже, что борьба с коррупцией волнует государство в полтора раза больше, чем молодёжный вклад в развитие науки и техники. Но это лишь на первый непосвящённый взгляд. Так, про премию молодым ученым уточняется, что она делится на весь коллектив участников. Скорее всего, такой же подход ожидается и в вопросе премирования за антикоррупционные расследования. Конечно, госпремия что за науку, что за борьбу с коррупцией больше важна как символ, чем как возможность заработать. В советское время на Государственную премию в 5 тыс руб было не купить даже жигулёнок, зато премия открывала перед лауреатом все широкие возможности общественного и политического признания. Вместе с тем в сфере премирования выдающихся россиян за успехи на благо страны давно наблюдается явный перекос: например, олимпийцам за медали полагаются импортные автомобили премиум- класса, квартиры и другие блага, а футболистам за удачные выступления в международных чемпионатах - и вовсе миллионы долларов, не считая таких же щедрых клубных контрактов. Молодёжная наука с антикоррупционной борьбой также не менее важны для России, чем спортивные достижения, и размер определяемой государством премии в этих областях должен сам по себе являться индикатором заинтересованности власти в соответствующих результатах. Тем более, среди социально ответственных олигархов, готовых подставить плечо власти, найдутся такие, что связаны как с наукой, так и с достижениями других премируемых сфер. Красиво выглядели бы премии за антикоррупционные расследования в 1 млн долларов от Ротенберга или Усманова, а за прорывы молодых ученых - в 1 млн $ от Ковальчуков. https://t.me/scienpolicy/7279
Telegram
Научно-образовательная политика
Больше премия молодым

Размер денежной части премий правительства России в области науки и техники для молодых ученых с 1 января увеличивается с 500 тыс. рублей до 1 млн рублей. Соответствующее постановление правительства премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал 31 августа 2019 года.

В целях развития научного потенциала РФ и стимулирования творческой активности молодых ученых с 1 января 2005 года были учреждены семь ежегодных премий в области науки и техники для молодых ученых, первоначальный размер денежного вознаграждения составлял 500 тыс. рублей каждая. Согласно положению о премиях, они присуждаются за научные исследования, вносящие значительный вклад в развитие естественных и технических наук, а также за разработку и освоение передовой техники, материалов и технологий нового поколения, обеспечивающих повышение темпов и эффективности развития экономики.

В конкурсе работ на соискание премий могут принимать участие молодые научные работники, профессора и преподаватели образовательных учреждений, аспиранты…
источник
Научно-образовательная политика
Экпортно-образовательный all inclusive

Министерство науки и высшего образования хочет расширить спектр затрат, покрываемых по квоте на образование иностранных студентов в России, а также пересмотреть механизм установления квоты, сообщили РИА Новости в пресс-службе ведомства.

Эти преобразования должны способствовать более эффективному экспорту российского высшего образования в виде привлечение большего количества иностранных студентов.

Сейчас квота на обучение иностранцев ежегодно устанавливается правительством РФ без учета продолжительности различных образовательных программ.

«При этом квота считается использованной полностью даже при освоении иностранным гражданином непродолжительной программы повышения квалификации. Тогда как другие иностранные граждане по такой же самой квоте обучаются, например, по длительной программе бакалавриата», – говорится в сообщении.

Поясняется, что минимальный срок программ повышения квалификации – 16 часов, в то время как обучение на очном отделении по программе бакалавриата – четыре года, а специалитета – пять.

«В связи с этим законопроектом предлагается пересмотреть механизм установления квоты с целью обеспечения максимальной эффективности ее использования», – добавляют в министерстве.

Возможны несколько вариантов. Первый – выделение квот по каждой категории. Это логично, но грозит неравномерностью их «выборки» - по ряду видов явно сложится дефицит, а остальных – кризис «переквотирования». Второй – чуть более сложный. Он предполагает введение условных «баллов», которые могут в зависимости от запросов конвертироваться в те или иные форматы. Фактически их можно приравнять к объему программ в часах (или использовать сами эти показатели).

Также отмечается, что иностранцы, приезжающие в РФ учиться за счет квоты, вынуждены нести расходы, связанные с проездом, размещением, питанием, медстрахованием, «из-за чего некоторые иностранные граждане в виду своего материального положения вынуждены отказываться от обучения в Российской Федерации».

«В этой связи, законопроектом предполагается расширить направления финансовых затрат, покрываемых за счет бюджетных ассигнований по квоте»,
– уточняют в министерстве.

В принципе, система типа «all inclusive» должна появиться и в формате привлечения иностранных студентов – не всех подряд, конечно, но талантливых – однозначно.

Согласно плану законопроектной деятельности правительства РФ на 2020 год, законопроект должен быть представлен кабмину в октябре, а внесен в Госдуму в январе 2021 года.

Источник: https://ria.ru/20200115/1563424633.html
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Предлагаю ежегодно увеличивать количество бюджетных мест, в приоритетном порядке отдавать в региональные вузы, в те территории, где сегодня не хватает врачей, педагогов, инженеров. Необходимо не просто увеличивать цифры приема, но и заняться развитием и укреплением образовательных, исследовательских и социальных функций университетов, повышением квалификации сотрудников.

Нужно дать возможность студентам после 2 курса выбирать новую программу обучения, включая смежные профессии.
источник
Научно-образовательная политика
Путин только что подчеркнул, что система проектов «Россия — страна возможностей» будет развиваться дальше.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: В новом учебном году предлагаю серьезно изменить порядок приема на медицинские направления подготовки.

По направлению «Лечебное дело» – 70% бюджетных мест отдать под целевой прием, по «Педиатрии» – 75%.

Квоты на целевое прием будут формироваться по заявкам регионов России. Но они должны предоставить гарантию трудоустройства будущим выпускникам. (Отметим, именно в этом суть преобразований, которые сейчас реализуются Министерством науки и высшего образования во главе с министром Михаилом Котюковым).

Ординатура. Предлагаю по самым дефицитным направлениям – почти 100% целевое обучение. Приоритет при поступлении получат врачи первичного звена, особенно с опытом работы на селе.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Россия готова поддержать совместные исследования отечественных и зарубежных ученых по вопросам загрязнения окружающей среды.

Перспективные направления: искусственный интеллект, генетика, новые материалы, источники энергии, цифровые технологии.

В исследованиях и технологиях мы можем достичь того же прорыва как и в военной сфере.

Особое внимание исследовательской инфраструктуре – проектам класса мегасайенс. Это стимул для прихода молодежи в науку.

Это уже происходит. К середине десятилетия каждый второй ученый России будет моложе 40 лет.

Необходимо обеспечить свободу работы научного инновационного поиска.

Ориентация на стартапы. Необходимо ускорить цифровую трансформацию реального сектора экономики. Нацпроекты должны осуществляться преимущественно на основе программных продуктов отечественного производства.

Акции вверх – «группа прорыва» (Ковальчуки и Кириенко) + более широкий «фронт прорыва» (например, Чемезов и Греф).
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин предложил ввести примат Конституции над международным правом.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Главы субъектов, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, а также судьи не могут иметь иностранные гражданства, вид на жительство или иной документ, который разрешает постоянно проживать на территории другого государства.

Требования к президенту – постоянное проживание на территории России не менее 25 лет, а также отсутствие гражданства или ВНЖ в другом государстве когда бы то ни было.

Великое сокращение списков кандидатов на основные посты в рамках Большого трансфера.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Закрепить в Конституции соответствующий статус и роль Государственного совета.

Госсовет становится еще одним высшим органом власти, а пост его председателя входит в обойму «козырей» Большого Трансфера.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Предлагаю доверить Госдумы утверждение кандидатуры председателя правительства, а затем по его представлению всех вице-премьеров и федеральных министров, при этом президент будет обязан назначить их на должность.

Усиление парламента – акции Володина вверх.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Предлагаю предусмотреть, что назначение всех силовых ведомств – по итогам консультации с Советом Федерации. В том числе, по прокурорам регионов.

Бонус Совету Федерации для баланса новых возможностей Государственной думы, а также траектория на сближение функций Совфеда и Совбеза.
источник
Научно-образовательная политика
Совет Федерации - контролер и координатор, Государственная Дума - исполнитель.
источник
Научно-образовательная политика
Референдум по поправкам в Конституцию.
источник
Научно-образовательная политика
В. Путин: Россия – это мы.

Я/Мы - Россия.
источник
Научно-образовательная политика
Трансфер стартовал.
источник
Научно-образовательная политика
Послание 2020: тотальная социалка и новая политическая оргуправленческая структура

1.  «Тотальная социалка»:
– президент продемонстрировал беспрецедентную детализацию мотиваций и предложений, столь же серьезная работа должны быть в каждодневной работе всей системы госуправления;

– нет отдельных проблем, есть системные, таковыми же должны быть и решения. Нацпроекты – это всего лишь главы одной масштабной истории о прорыве;

– человекоориентированность и народосбережение, человеческий капитал – основа будущего и суверенитеа (от стимулирования рождения до переподготовки кадров);

– подчеркивание и закрепление социального характера России как государства и ее гарантий гражданам.

2.  Научно-технологический прорыв уравнен в правах и внимании с военным. Повышается роль двух локомотивов: атомного и ОПК.

3.  Уравнивание полномочий всех ветвей власти при одновременном формировании системы взаимозависимостей, сдержек и противовесов.

4.  Депрезидентизация – ликвидация оговорки «подряд» о сроках президентства, передача прав Конституционному суду, Совету Федерации, Госдуме. Снижение значимости поста президента. Выравнивание значимости всех постов, участвующих в трансфере.

5.  «Легализация» Государственного совета и его полноценное встраивание в политическую систему. Функционал определен не до конца, однако пост председателя дополняет перечень высших постов.

6.  Больше всего права и полномочия делегируются народу и гражданам России – обязательно их участие во всех процессах, а также предложен  референдум по поправкам в Конституцию.

7.  Национализация элит – президентом может стать только «коренной россиянин», а в высших эшелонах (правительство, федеральное собрание, губернаторы) более не будут допускаться люди, имеющие гражданство или вид на жительство иностранного государства. Это также сокращает круг возможных претендентов на высшие посты в большом трансфере (и преемников).

8.  Выборы в Госдуму-2021 будут «большой перезагрузкой» как самого органа, так и его состава.

9.  Референдумные коннотации будут вынесены на настоящий референдум по поправкам в Конституцию.

10.  Выборы будут иметь полноценное значение как определение лидеров из числа альтернатив.

11.  Интеграция государственной власти и муниципального самоуправления в единую систему публичной власти.

12.  Дерегионализация и ремуниципализация: полномочия местного самоуправления должны быть расширены, а региональные – все большее выражение будут находить в коллегиальных органах управления (Совет Федерации и Госсовет).

13.  Открыт сбор предложений по трансферу – открыт диалог, к которому приглашены все участники: от гражданина до партии власти.

14.  Продемонстрирована полная поддержка кадровой политике Сергея Кириенко, реализуемой Алексеем Комиссаровым на президентской платформе «Россия – страна возможностей»: от «Лидеров России» и иных профессиональных конкурсов до «школы губернаторов».

15.  Однозначно усиливаются позиции Сергея Кириенко, Ковальчуков, Германа Грефа, Алексея Кудрина.

16.  Предлагаемые президентом изменения нельзя трактовать как усиление полномочий текущих персоналий на постах – все это делается под сменщиков в рамках Трансфера.

17.  Россия – это мы. Следовательно, нам всем и решать. Путин с народом, а не только с «присутствующими в зале». Важнейшей задачей обозначено конструирование и поддержка национальной идентичности. Одна из основных скреп – Победа в Великой отечественной войне.

18.  Не только Трансфер стартовал, но и президент Владимир Путин включился в него.
источник
Научно-образовательная политика
Путин: Что такое классный руководитель? Это воспитатель, а это всё-таки федеральная функция
источник