
Одной из целей что нацпроекта «Наука», что Стратегии научно-технологического развития является форсированный выход России на достойные позиции в рамках глобальных процессов научно-технологического сотрудничества. Сюда входит и непосредственное участие в соответствующих проектов, и продвижение экспертизы российских ученых на глобальном рынке, и создание собственных уникальных научных установок (особенно – класса megascience).
На прошедшем перед Новым годом Президиуме РАН вплотную обсуждались эти вопросы в контексте обнародования Академией своей внешнеполитической программы и ее публичной защиты.
Российская академия наук претендует:
– на главенствующую роль РАН в международном научном сотрудничестве;
– исключительное право Академии на выполнение функций научной дипломатии»;
– серьезное повышение её статуса как системного института на внутриполитической и внешнеполитической аренах.
Эти подходы закреплены в обсуждавшейся на Президиуме «Стратегии международного сотрудничества РАН в сфере научной и научно-технической деятельности», которую презентовал вице-президент Юрий Балега.
Подобные претензии на монополизм в области внешней научной политики не могли быть проигнорированы ее администраторами.
Присутствовавший на обсуждении первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников четко напомнил собравшимся о нормативной и практической реальности:
«Главенствующая роль [в международном научно-техническом сотрудничестве] принадлежит МИД. РАН может выступать как участник и ключевой исполнитель. Аккуратнее стоило бы сказать и об исключительном праве РАН на выполнение функций научной дипломатии, потому что этим занимается тот же МИД, это функция Минобрнауки, Россотрудничества, а также посольств и представительств РФ за рубежом».
В целом же ключевую роль выполняет Министерство науки и высшего образования, которое выступает регулятором в области научно-технической и научной политики.
Добавим, что еще одним важным игроком на поле научной дипломатии является Российский фонд фундаментальных исследований, который обеспечивает международное взаимодействие между научными фондами и институтами развития.
Параллельно с этими дискуссиями Григорий Трубников еще раз обозначил формат работы с инфраструктурой megascience, которые будет принят в рамках нацпроекта «Наука». Именно в нем требуется участие Академии.
«Крайне важна роль РАН в участии, содействии в создании на территории РФ международных межправительственных организаций, международных центров. Пока у нас только один успешный пример такого центра – Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. [Сейчас планируется] организовать такие международные центры в Гатчине на базе реактора ПИК и на базе СКИФ в Новосибирске - центр синхротронных исследований», – сказал Григорий Трубников.
Разница в подходах очевидна: РАН видит себя как центр принятия и реализации решений, а Минобрнауки относится к ней как к важному и необходимо репутационно-экспертному механизму поддержки крупных проектов и программ, в том числе с международным аспектом.
Отдадим должное Академии и ее президенту Александру Сергееву – уникальность положения РАН адекватно воспринимается ими как конкурентное преимущество:
«Иностранные коллеги отмечают, что академия воспринимается за рубежом как негосударственная структура, поэтому работать с ней для многих предпочтительнее. Если это более комфортно нашим партнерам, пусть заключают соглашения с РАН, все равно это идет в копилку страны. Но, конечно, нам надо выверять формулировки, чтобы инициативы академии не воспринимались как посягательство на ту миссию, которая принадлежит другим организациям. Наша задача – использовать сильные стороны, которые есть у каждой из структур».
Подобное же видение присутствует и у руководства Минобрнауки. На основе этих разделяемых подходов, озаботившись идеей общего благо, а не корпоративных полномочий возможно сформировать и реализовать системную внешнюю научную политику.