
Счетная палата выпустила отчеты о промежуточных результатах мониторинга хода реализации нацпроектов.
Публикуем основные выдержки и комментируем их.
Краткие итоги
Исполнение расходов на 28 декабря 2019 года – 98,3% (лучший показатель среди вех нацпроектов).
Национальный проект «Наука», как указывается в паспорте проекта, оказывает влияние на достижение 6 из 9 национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, обозначенных в Указе № 204. Наибольший вклад национальный проект вносит в достижение цели по ускорению технологического развития Российской Федерации, увеличению количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 % от их общего числа.
Состав целевых показателей НП «Наука» и федеральных проектов, входящих в его состав, требует уточнения. Так, отсутствуют показатели, характеризующие внедрение инноваций. Некоторые целевые показатели являются количественными и не отражают качественные изменения сферы науки и технологий.
Достижение результатов нацпроекта напрямую зависит от внебюджетных средств, привлечение которых не гарантировано. К 2024 году доля внебюджетных средств в общем объеме нацпроекта должна превысить 50 %. При этом механизмы привлечения и детализации источников внебюджетных средств не проработаны.
Участие субъектов Российской Федерации в нацпроекте не предусмотрено, несмотря на то, что предложения по участию поступили от 53 субъектов Российской Федерации.
Подробности
В мониторинге в основном рассматривалась работа Минобрнауки, РАН и высших исполнительных органов всех 85 субъектов РФ.
Хронологические рамки – 1 октября 2018 года – конец 2019 года.
Счетная палата обращает внимание на то, что не все положения Стратегии научно-технологического развития нашли свое отражение в НП «Наука». Данная претензия звучит весьма странно, учитывая, что СНТР действует до 2035 года, а формой ее реализации является госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ».
Еще один блок критики связан с недостаточной «региональной» ориентацией нацпроекта. Действительно, в «Науке» отсутствует уровень регионов – межбюджетных трансфертов не предусмотрено. С другой стороны, участие субъектов федерации не только желательно, но и необходимо. В частности – в рамках создания и развития научно-образовательных центров. Особых противоречий здесь на самом деле нет. Регионы выступают с инициативой и поддержкой этого формата (впрочем, делать это они не обязаны).
Далее Счетная палата акцентирует внимание на несоответствии количественных показателей по созданию НОЦ в нацпроекте и Концепции долгосрочного социально‐экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Мало кто вообще помнит о существовании этого документа, который уже почти две недели как не действует. Впрочем, нужно подчеркнуть – смысл, вкладываемый в понятие «научно-образовательный центр» в Концепции и нацпроекте кардинально отличаются, поэтому сравнивать целевые значения впрямую некорректно.
Претензия по поводу того, что количество патентов не означает их использования, а статей – их реального научного веса является достаточно традиционной и избитой. И решения у этой проблемы впрямую фактически нет. Впрочем, косвенно патентный показатель завязан на объемы инновационной деятельности, а статейный – на количество публикаций в ведущих журналах (что автоматически гарантирует как минимум удовлетворительный уровень качества).
Внебюджетное финансирование выделено Счетной палатой как одно из возможных проблемных мест. Нацпроект «Наука» действительно не содержит механизмов привлечения финансирования со стороны бизнеса, однако в рамках мероприятий содержатся требования по этому показателю.
Ожидаемо Счетка делает акцент на недостаточном финансировании науки и малых темпах его роста.
В целом Счетная палата акцентировала внимание на тех моментах, которые уже хорошо известны администраторам научной политики и по которым уже ведется работа, в том числе по согласованию целевых показателей (это один из основных объектов критики со стороны контрольного ведомства).
Отчет по «Науке».