Чай-чай, чиновника обучай
Минтруд выступил с инициативой систематизировать и ужесточить подходы к целевому обучению чиновников. На данный момент под целевое обучение выделяется от 10 до 100% в зависимости от уровня (бакалавриат-специалитет-магистратура плюс нормируется аспирантура) и направления подготовки. А Министерства наравне с остальными заявителями (промпредприятиями, региональными органами власти и даже ИП) могут заключать договоры с абитуриентами, формируя конкурс на эти места.
Минтруд хочет регулировать отдельную очередь чиновников на получение образования в обмен на обязательство последующей работы на госслужбе. Министерство намерено консолидировать заявки госорганов с указанием необходимых специальностей и количеством бюджетных мест в вузах — и согласовывать итоговое их распределение с Минобрнауки. Де-факто это ужесточение подхода к обучению целевиков — теперь Минтруд намерен увязывать цели обучения с потребностями экономики. При этом ведомства будут сами проводить отбор кандидатов на отведенные им Минобрнауки целевые места по конкурсу — а студентам-госслужащим увеличат срок обязательной отработки на госслужбе с минимального сейчас года до трех. Об этом 20 июля
написал «Коммерсант».
Проект Указа Президента
размещен на специализированном портале по подготовке НПА.
Приоритет на обучение получат вошедшие в кадровые резервы органов власти. При этом целевое обучение будет означать для выпускника необходимость отработать три года в направившем его для получения образования ведомстве.
Данный механизм должен позволить навести порядок в системе целевого обучения. Этот процесс был запущен весной, когда были пересмотрены подходы к этой форме подготовки кадров.
Однако, в предлагаемом механизме есть некоторые слабые места.
Для подготовки на уровне магистратуры или аспирантуры все достаточно понятно – сотрудники ведомств смогут достроить свои компетенции для более эффективной работы в рамках своих должностных обязанностей, интегрироваться в систему управленческих конкурсов и социальных лифтов (например, для занятия руководящих должностей в вузах и научных институтах).
А вот уровни бакалавриата и специалитета вызывают больше вопросов. Какие специалисты нужны в ведомствах: с подготовкой в области управления или профильным образованием? Ответ на этот вопрос весьма и весьма сложен. Как подготовить толкового сотрудника Минздрава или Минсельхоза – нужны ли нам выпускники по направлению «государственное и муниципальное управление» или все же врачи и агрономы?
Решение этой задачи далеко не тривиально – ведущие вузы страны (ВШЭ, РАНХиГС и др.) уже давно пытаются ввести в программы по ГМУ и менеджменту отраслевую специализацию, однако, очевидно, что это требует высокой подготовки преподавателей, тесных контактов с Министерствами, но в любом случае – не сможет закрыть все потребности органов власти.
Ответов на эту задачу, в принципе, два (причем, взаимосвязанных) – и оба требуют и от ведомств, и от университетом изменении парадигмы мышления.
Первая траектория – долгие инвестиции в кадры, когда специалиста, желающего связать свою карьеру с госслужбой, будут последовательно проводить через 1-2 формы целевого обучения (самый распространенный вариант – бакалавриат + магистратура). Это позволит получить сотрудника с необходимым набором компетенций.
Вторая траектория – «перезагрузка» программ ДПО для чиновников (дополнительной подготовки и профпереподготовки) для более оперативного формирования необходимой компетентностной модели чиновника.
Оба трека должны сочетаться с активным включением резервистов и целевиков в профессиональные конкурсы и социальные лифты. Обо всех этих вариантах очень много говорили и дискутировали на завершающемся сегодня образовательном интенсиве «Остров 10-22».
В итоге можно сказать: сама по себе инициатива Минтруда способна решить лишь часть проблем. А система подготовки управленцев новой формации должны включать в себя не только традиционное обучение, но и ДПО, и социальные лифты.
https://www.kommersant.ru/doc/4038485