Министерство патриотизма: прорывная методология против патриархального консерватизма
Есть ли в России министерство патриотизма? В явном виде нет, однако, можно выделить условный круг тех структур, которые его составляют (как минимум): Министерство просвещения, Росмолодежь, Министерство культуры, Управление общественных проектов АП, Минобороны. Важными центрами влияния также являются РПЦ и отдельные деятели искусства-культуры (типа Михалкова).
Условный нацпроект «Патриотизм» в России пока отсутствует – у нас до сих пор нет четко сформулированных подходов к тому, что это такое и как с этим работать. «Патриотическое», «духовно-нравственное», «социальная ответственность», «уважение к традициям» - все это пока разрозненные элементы, в том числе, и потому, что отсутствует единый центр управления этими процессами.
На данный момент ясен только метод – деятельностное участие. Через партиципаторные модели условно личной инициативы выстраивается коллективная идентичность и закладывается фундамент политической конфигурации нового срока. Это концепция Кириенко. При этом есть концептуальные отличия от обычного коллективизма – стимулируют к действию как таковому (в заданных рамках), а не исключительно к правильному варианту этого действия.
Если мы отбросим Минобороны, о котором рассуждать нужно отдельно, то получим перечень структур, в рамках которых стоит говорить о нескольких идеологических сгустках явлений:
1. Кириенко – куратор УОП, идеолог, разработчик модели деятельностного участия как основы стабильности политической системы.
2. Толпа общественников – Зенькович-Васильева-Потехина – зависшая и коллективно, и индивидуально между прошлым Минобрнауки и неясным будущим, в том числе (как вариант) Минпросвещением.
3. РПЦ – с влиянием на Васильеву.
4. Михалков – с ярой поддержкой Мединского.
5. Условная связка «Васильева-Мединский», которые воплощают приблизительно одно и то же видение патриотизма и госполитики в этой сфере.
6. Шмелева с поддержкой Ротенбергов и пониманием новой идеологии прорыва.
Самый главный вопрос не только в распределении постов руководителей указанных гражданских структур, но и в содержании государственной патриотической политики: Какая из двух моделей построения (и в меньшей степени – содержания) патриотизма победит – «развитие-рациональность-прагматика» или «сохранение-эмоциональность-духовность»?
Именно через эту призму надо смотреть на глобальную перетасовку постов в условном «министерстве патриотизма». Итоговые персоналии обозначат не только результаты торгов и согласований, но и возможную конфигурацию национального проекта «Патриотизм», которая в любом случае будет являть собой вынужденный компромисс и между двумя идеологическими полюсами, и между конкретными группами влияния.