В конце прошлого месяца на ВДНХ завершился Московский международный салон образования (ММСО), важнейшее событие в деле обгладывания гранита науки (и федеральных бюджетов, чего уж). Как и раньше, павильон был набит стендами образовательных и, кхм, «образовательных» организаций всех мастей и оттенков: от региональных школ и ВУЗов до корпоративных монстров 1С и Hewlett Packard (лайк за гибких девчонок в обтягивающих трико на стенде). Вдоль рядов важно прогуливались региональные чиновники со своими свитами, вокруг них текла беспокойная река из старшеклассников-абитуриентов. Честно сказать, живой интерес детей к происходящему вызывал некоторую оторопь: все привыкли видеть подростков, не знающих и не желающих знать собственное будущее, живущих по грустному принципу «хоть куда, только не в армию». Но нет, школьников привлекали не только яркие и напичканные электроникой бохатые стенды как у Сколково, но и вполне рядовые, казалось бы, мало чем выделяющиеся стенды региональных ВУЗов.
Прогулявшемуся по выставке наблюдательному человеку стало бы очевидно, что российская система образования изменилась и продолжает меняться самым серьезным образом. В хорошую или плохую сторону – открытый и весьма животрепещущий вопрос, но факт остается фактом. Первое что бросается в глаза: обилие стендов, посвященных робототехнике и IT. В затылок им дышат производители интерактивных досок, проекторов и прочих хай-тек приблуд. Всевозможные поставщики новой школьной мебели с модными нынче комнатами отдыха для учителей (и нет, это не учительская) с мягкими «икеевскими» подушками. Издательства учебной литературы с целым вагоном электронных форм учебников, от физики и китайского языка до шахмат и астрономии. Новейшие системы безопасности, европейские детские площадки (все как Варламов любит), система коучинга для учеников и родителей… в общем, всюду жизнь.
Наш человек привык, что все это благостное великолепие обычно дальше Москвы и Санкт-Петербурга не уходит, однако и регионы давно уже работают сами по себе, не особо нуждаясь в столичном опыте: представители Казани, Екатеринбурга, Грозного, Воронежа, Тюмени и других городов приезжали сюда не столько народ повидать, сколько себя показать.
По итогам прошедшего события можно сформулировать пять главенствующих трендов в российском образовании:
1. Полностью изменившийся подход к преподаванию в условиях ФГОС (пресловутая формула «учить ребенка учиться»).
2. Открытость системы образования для родителей и учеников, ставка на вовлечение их в жизнь школы (и не поборами с покраской заборов), в процесс принятия важных организационных вопросов.
3. Информатизация учебного процесса: электронные учебники, электронные журналы, общение с детьми и родителями посредством мессенджеров. Разумеется, старые добрые мел, доска и родительские собрания никуда не делись.
4. Повсеместное распространение робототехники и IT: технарство входит в моду, стране снова нужны технические кадры, причем прямо сейчас и много. Характерный штрих: лет десять назад главенствующие позиции здесь прочно удерживали иностранные языки.
5. Наряду с технарством – ставка на гуманизацию образования: ребенок должен уметь не только читать и писать, но также грамотно излагать свои мысли, доносить до окружающих свою точку зрения. Сюда относятся и (частичная) реабилитация сочинений-изложений, и танцы вокруг списка рекомендованной литературы, и бубнеж первых лиц на тему «креативной личности», «засилья угадайки в этом вашем ЕГЭ», и многое другое, не попадающее в новостную повестку.
Сложно сказать, куда это нас всех приведет. Тренды – они не хорошие или плохие, они просто есть. Но они прямо сейчас формируют людей новой России, которым будет суждено изменить облик всей нашей страны.