
Образование.
Ключевую роль в обеспечении прорыва играют кадры – отсюда сквозная система формирования человеческого капитала от доясельного возраста к «образованию длинною в жизнь». Образование будет: непрерывным, многоканальным и разновекторным (с ответвлениями на профессиональное, высшее, дополнительное), параллельным (имеется в виду, как самообразование и дополнительное образование, как обучаемых, так и обучающих).
На всех этапах – выявление талантов и их отправка в сформированную систему сопровождения и карьерных лифтов через механизмы конкурсных процедур, наставничества, индивидуальных или элитно-коллективных форм подготовки (тут и индивидуальные образовательные траектории, и Сириус).
На стадии высшего образования – экспорт образовательных услуг, который выражается в привлечении иностранных студентов, а также удержании лучших из них.
Наука.
Ключевые положения:
1. Инфраструктура – формирование центров прорыва с преимущественным финансированием; научных центров опережающего развития; научно-образовательных центров (университет-наука-бизнес) для комплексных проектов; объектом мегасайенс (в том числе, международных научных организаций под эгидой России). Обновление приборной базы будет, но только на 50% и только в ведущих научных организациях. – В итоге можно ожидать укрупнение научных и научно-образовательных центров, фокусирование финансовой и организационной поддержки на институтах прорыва, прагматичность оценки «по практическим результатам» с финансированием всего остального «по условиям расширения финансирования» (которое кажется маловероятным).
2. Среда – формирование условий для привлечения и удержания в сфере науки и высшего образования наиболее талантливых ученых – ведущих и молодых, отечественных и иностранных (в том числе, представителей научной диаспоры).
3. Кадры – усиление системы (пере)подготовки научных и педагогических кадров; акцент на молодых и карьерные лифты для них.
4. Финансирование – обещают увеличить, но оно будет проектно-программным, сфокусированным (на приоритеты и центры прорыва), многоканальным (от разных ведомств-фондов-институтов развития), многоуровненым (регионам придется вкладываться) и с привлечением бизнеса (в максимально возможных масштабах).
Цифровая экономика – ее технологии должны лечь в основу «перезагрузки» самой экономики, ее ключевых отраслей, государственного и муниципального управления, системы подготовки кадров. Отрадно, что 100% обеспечение отечественными разработками требуется только в вопросах информационной безопасности, в остальном – лишь «преимущественно».
Технологии и инновации.
Целью заявлено достижение 50% организаций, осуществляющих технологические инновации. Предусмотрены два параллельных трека:
1. Научно-техническая «перезагрузка» базовых секторов.
2. Формирование «рынков будущего» с высокой долей экспорта.
Инструменты стимулирования инноваций прописаны смутно – четко видны лишь налоговые преференции, акселерация старптапов (в том числе, в научно-технологической сфере), а также тот факт, что господдержка теперь будет оказываться только по трекам: цифра-кадры-экспорт. Все это, естественно, в инновационном режиме, а по экспорту – в несырьевом неэнергетическом варианте. Комплексно научно-технологические разработки и цифровые компоненты должны обеспечить базу для реализации стратегии пространственного развития России.
Итог. Откровенно говоря, мы не увидели в майском указе никаких предпосылок для технологического, а тем более научного прорыва. В нем прописаны результаты, которых нужно достичь. По линии науки всё достаточно скудно и без ярких идей. По сути – переупаковка имеющихся форматов работы, которая при детальной проработке вряд ли вызовет к жизни кардинально новые и столь необходимые инициативы. «Перезагрузка» науки пока что проблематична. Остается ждать Министерства науки и госпрограммы НТР. Может быть, там все будет, если за дело возьмется новая команда.
С другой стороны, есть подозрение, что не технологический прорыв был целью указа, а новое общество.
https://t.me/scienpolicy/355