Дилеммы и балансы «Сириуса»
В рамках движения к созданию комплексных, качественных и сквозных образовательных систем Елена Шмелева (руководитель «Сириуса») опубликовала программную статью в «Известиях». Она небольшая поэтому не будем заниматься пересказам, а сосредоточимся на сути и системных выводах.
«Сириус» и сама Елена Шмелева целиком и полностью включены в реализацию «майского указа» и нацпроектов. Лексика и идеи статьи подтверждают ее идеологическую близость к «группе прорыва».
Центр выступает не только в качестве образовательного учреждения, но и экспертной площадки. Концентрация усилий специалистов позволит, по мнению г-жи Шмелевой решить ключевые проблемы и реализовать основные мегапроекты в области образования.
1. Суть образовательной деятельности должна состоять не в «научении», а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка.
2. Эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой модели. Развитие образовательных систем — это общая задача для государства, общества, науки и бизнеса.
3. Нужна другая логика нашего взаимодействия — межведомственная, междисциплинарная.
4. Мы должны крайне взвешенно подойти к разработке новых образовательных стандартов.
Ключевые форматы работы центра, как их определяет Елена Шмелева, должны быть формата «меж-» и «транс-»: -ведомственными, -уровневыми, -дисциплинарными. «Министерство одаренности Сириуса» - это образовательный спецназ, которому даны широчайшие полномочия, но пока что исключительно в ограниченной зоне.
Сириус становится полноценным «государством в государстве» со своими школами, головным центром, лицеем, университетом, научно-технологической долиной с лабораториями мирового уровня. Из эксперимента по работе с одаренными школьниками он превращается в самостоятельную сквозную интегрированную систему. Это создает систему работы с одаренностью и талантами, которая параллельно обычной школьной.
Ключевая задача согласно заголовку – «Раскрыть талант», то есть траектория работы «министерства одарённости». Однако уже подзаголовок озвучивает несколько иную цель - как сделать качественное образование доступным всем школьникам страны.
Это и есть главная дилемма «Сириуса» - аристократизм vs демократизм; избранность vs массовость. Образовательный центр был создан для того, чтобы отрабатывать лучшие практики на лучших детях. Но детей приходится ротировать, хотя наибольший эффект был бы достигнут от концентрации усилий.
Схема Сириуса имеет определенный предел тиражирования – постепенно региональные центры и школы-партнеры охватят все регионы, а выявление талантов будет поставлено на поток. В этот самый момент возникнет кастовая система – обычные дети и дети-Сириуса. Ну а среди талантов тоже неизбежно начнут проходить водоразделы – кто-то все равно будет одареннее и успешнее.
Раскрытие таланта – это прекрасная гуманистическая цель в духе постулата «каждый ребенок талантлив по-своему». Однако, всегда найдутся дети с неяркими талантами, «спящие красавицы», ленивые, из неблагоприятной социальной среды и т.п.
Распространить все самые продвинутые практики Сириуса, даже полностью отработанные, на всю образовательную систему не получится – их не потянут ни педагоги, ни ученики.
Так что очередная дилемма и баланс – между (про)активным поиском и отбором лучших, с одной стороны, и созданием условий для их самостоятельного проявления, с другой.
«Сириус» постепенно пытается перейти от производства «уникальных и лучших» практик к универсальным решениям. И на этом поле сам центр и его глава вступают на путь госполитики и практики реальной образовательной системы.
Неизбежно (при всех улыбках) начинается топтание на одной поляне Минпросвещения и Сириуса. Долго такое соседство продолжаться, конечно, не может. Министерство уже ищет совместно с РАН собственные форматы работы с талантами – например, «базовые школы».
Ключевая дилемма для самой Елены Шмелевой заключается в том, захочет ли она из прекрасного сочинского «замка», где она является королевой, перемещаться в суровую политическую реальность.
https://iz.ru/852489/elena-shmeleva/raskryt-talant