Size: a a a

Научно-образовательная политика

2018 December 20
Научно-образовательная политика
Путин: Нам нужен прорыв. Нам нужно прыгнуть в новый технологический уклад. Без этого у страны нет будущего.
источник
Научно-образовательная политика
Журналистка из Новосибирска:

«Не разобьются ли наши научные амбиции об быт? Будет ли, где жить ученым?»
Путин: «Не хотелось бы»
источник
Научно-образовательная политика
Путин (о ролевых моделях молодежи):

Что касается потери или приобретения авторитета у молодежи. Когда мне говорят о молодежи, я вспоминаю трагические и героические события нашей истории. Давайте вспомним роту десантников. 96 молодых парней против двух тысяч. Дрались лопатами и ножами. Вот это молодежь, вот это герои. А волонтеры? 35 тысяч на ЧМ. А молодые люди, которые занимаются поисковой деятельностью. Тысячи тоже. Есть и молодые ученые. Этот слой - и есть наше будущее. Есть среди них и рэперы.
источник
Научно-образовательная политика
Екатерина Гагарина, телеканал Россия: Не разобьются ли наши научные амбиции в Новосибирске о быт?

Путин: Это очень важная составляющая всего этого процесса. С руководителем региона я буду говорить об этом. Когда я был в Новосибирске, мы об этом с коллегами тоже говорили. Если что-то будет нужно по социалке для учёных, для академгородка, мы, конечно, будем это делать.

Для господ Травникова и Локотя - это весьма серьёзный сигнал. Именно на них в значительной степени находится решение бытовых (жилищно-коммунальных) вопросов в рамках Академгородка 2.0. Учёные (Сибирское отделение РАН) свою часть работы сделать готовы, на то и умение исследователей мыслить широкими горизонтами. А вот региональные власти чаще всего живут электоральными циклами. От этой пагубной привычки будет необходимо избавляться, а про науку придётся помнить постоянно, а не только перед выборами.
источник
Научно-образовательная политика
Редакция "Научно-образовательной политики" поздравляет с днём ФСБ редакцию одного образовательного канала (как поговаривают - проекта Караульного).

Коллеги! Рады, что помните о науке и образовании, а также работаете, не щадя клавиатуры и мышки, над серьёзной аналитикой.

Вот вы смогли поднять настроение в Минпросвещения, поделимся и мы радостью с читателями.

С праздником, творцы!
источник
Научно-образовательная политика
Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместном заседании Наблюдательного и Попечительского советов МГИМО МИД России, Москва, 20 декабря 2018 года
🎥 https://www.youtube.com/watch?v=-82jmJ7o26Q
источник
Научно-образовательная политика
Завтра, 21 декабря, на заседании Совета Федерации сенаторы рассмотрят проект ФЗ «О ратификации соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Абхазия о взаимном признании образования и (или) квалификаций».

По линии Минобрнауки России в мероприятии примет участие замминистра Марина Лукашевич.
источник
Научно-образовательная политика
Секьюритизация прорыва

Мы видим, что безопасность России сегодня испытывается на прочность практически на всех направлениях, в том числе растёт активность зарубежных спецслужб.

Всё это предъявляет повышенные требования к органам контрразведки. Необходимо закрыть доступ к конфиденциальной, секретной информации военно-политического, экономического, научного характера, обеспечить надёжное оперативное прикрытие наших новейших разработок в области обороны, где по ряду позиций мы серьёзно опережаем другие ведущие государства мира.

(Президент Путин на торжественном вечере по случаю Дня работников госбезопасности)


Прорыв будет характеризоваться не только взаимообусловленностью научно-технологических и социально-экономических достижений; «перезагрузкой» кадрового измерения госуправления и отношений центр-регионы; но также и серьёзной секьюритизацией всех этих компонентов - приданием им статуса необходимых элементов госбезопасности.

Вопросы защиты биоданных россиян, потенциальной возможности создания генетического оружия, принципиальной значимости энергетических вопросов для науки-технологий-цифры-инноваций - уже поднимались в публичной сфере.

Недавняя ситуация с установлением законности в общежитии Геологоразведочного университета, активизация борьбы с коррупцией в вузах и НИИ - это всё звенья цепи секьюритизации научно-образовательного и научно-технологического пространств.

Эти «принуждения к нормальности» правоохранительного толка идут рука об руку с повышением эффективности управления в этих сферах - за это будут отвечать системы кадрового резерва, профессиональных конкурсов и социальных лифтов.
источник
Научно-образовательная политика
Насколько конкурентоспособно российское среднее профессиональное образование?
Знают и ценят ли в мире наше профобучение?
Может ли Россия обучать рабочим профессиям на мировом уровне и отстроить систему так, чтобы выпускники гордились своими профессиями и компетенциями?

В недавнем интервью глава Рособрнадзора Сергей Кравцов пытался, но так и не ответил на вопрос "что ждет выпускников школ в следующем году?".
В последние годы в нашей стране произошёл колоссальный скачок в развитии СПО - совсем недавно выпускники "путяги" ассоциировались с неудачниками и маргиналами.
Сегодня СПО - это сново модно и круто, а мероприятия World Skills Russia Роберта Уразова по эмоциям участников и присутствию первых лиц государства ничем не отличаются от тех же "Лидеров России".

Безусловно, развитию среднего профессионального образования посвещены и индикаторы нацпроекта "Образование".

Тем не менее, развитие СПО как направление в работе Минпросвещения освещено гораздо меньше, чем начальное образование.

Критики и вопросов очень много, и редакция "Научно-образовательной политики" это ощущает ежедневно.

Ответы на эти и другие вопросы даст Министр просвещения Ольга Васильева завтра, 21 декабря в эфире программы "Доброе утро" на НТВ. Эфир начнется в 7:50 (по Мск).
источник
Научно-образовательная политика
В последние месяцы в странах восточной Европы всё чаще звучит интерес к российским университетам, находящимся за уральским хребтом. ТюмГу в этом тренде выглядит не просто хорошо, а прекрасно.
Совсем недавно (в ноябре) в болгарском Шумене имя университета звучало в контексте потенциального члена - партнёра для участия в международном консорциуме вузов (об этом писали коллеги из "Научно-образовательной политики" @scienpolicy ).

Наши источники в Софии сообщают, что в мае 2019 года Правительство Болгарии планирует провести круглый стол по вопросам менеджмента в профессиональном образовании на постсоветском пространстве и в восточной Европе.
Планируется, что ТюмГу будет приглашён выступить не просто участником, а соорганизатором мероприятия.

https://bg.rbth.com/document/5bb4901b85600a60ec6f0dae/amp
источник
Научно-образовательная политика
Нас внимательно читают на самых известных политплощадях Москвы.

Связь и сотрудничество - sciedu@protonmail.com и @SciEdu_bot
источник
2018 December 21
Научно-образовательная политика
Может ли онлайн-обучение полностью или частично заменить традиционные подходы? Как сказывается на качестве образования внедрение онлайн-технологий? Готовы ли преподаватели к внедрению цифровых образовательных инструментов? С какими трудностями они сталкиваются? Насколько велика роль цифровых сертификатов о прохождении онлайн-курсов при поиске работы?

Замминистру Марине Боровской уже давно не привыкать быть ключевым спикером от Минобрнауки по данной проблематике. Не так давно на эту же тему она дискутировала в компании ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора МИСиС Алевтины Черниковой.

24 декабря в 11:00 в пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоится пресс-конференция на тему: "Восприятие онлайн-обучения различными целевыми группами: от студентов и преподавателей – до представителей бизнес-сообщества".

Компанию Марине Боровской составят проректор корпоративного университета Сбербанка Игорь Баранов, председатель Координационного совета Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александр Волков, основатель компании "Профессиональное электронное образование", эксперт в области дополнительного образования и электронного обучения Александр Молчанов, представители университетов-участников реализации проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ" и эксперты в сфере онлайн-обучения.

"Научно-образовательная политика" примет участие в мероприятии и расскажет о результатах. Будет интересно!
источник
Научно-образовательная политика
Компромиссно-программное интервью

Мы много писали о большом весе, который имеет в научной политике и Академии наук академик Алексей Хохлов. В своем недавнем интервью Коммерсанту он говорил не только о науке, но и о вопросах управления – на них и сосредоточимся.

Концептуально подтверждается траектория на природоподобные и конвергентные технологии – это «концептуальный конёк» Михаила Ковальчука, имеющий под собой реальную динамику развития научного знания. В этих вопросах практика науки не так уж сильно будет отрываться от своей «идеологии», а академические процессы от университетских и автономно-институциональных (Курчатник, Росатом и т.п.).

Программу г-на Хохлова непосредственно в вопросах управления можно сформулировать достаточно кратко и емко: баланс – коммуникация – прагматика.

Текущая ситуация с распределением сил в РАН его вполне устраивает – ведь это позволяет говорить и делать то, что нужно. Отметим - много блоков, сочетающих в себе политику и практику, «зациклено» именно на Алексей Хохлова. Это не просто отдельные области, а целые сектора ответственности – да, ближе к стратегическому уровню спектр полномочий сужается, но не исчезает. Это позволяет на основе запуска практики постепенно переходить к лоббированию нужных с политической и финансовой точек зрения решений.

Властям (ранее ФАНО, ныне – Минобрнауки) необходимо выстраивать коммуникацию с управляемыми. (В интерпретации г-на Хохлова это только ученые, но понятно, что сюда же относится и вузовский блок). Ключевой составляющей должно стать «разъяснение» сообществу сути и мотивации в принятии тех или иных решений. Здесь опять же необходим баланс между интересами чиновников и ученых. Это интересный дрейф от позиции «наукой должны управлять ученые» и «дайте денег и отойдите в сторону», еще некоторое время назад бывшими сакральными для многих в РАН. Постепенно прагматики заменяют прагматиков. Но идея о том, что надо слышать ученых, также подразумевает и «прислушиваться» к их мнению. Главное адекватно воспринимать ситуацию – и Министерство должно больше слышать науку, но и не все будет делаться так, как хотят академики.

Прагматика также четко видна в кейсе издания журналов. Да, есть издательство «Наука», но выгоднее и эффективнее распределять заказы в конкурентной среде. Это позволяет устанавливать нужные требования и повышать качество.

Слова г-н Хохлова отражают его двойственную (а то и тройственную) позицию. Он дрейфует между тремя качествами – ученого (РАН), университетского управленца (МГУ), чиновника. Все эти ипостаси объединены профильными и отраслевыми компетенциями менеджера – обустройство науки и научных журналов, популяризация, работа с молодежью, выстраивание международных связей и т.п. Это всё делает г-на Хохлова достаточно подходящей, компромиссной и при этом договороспособной фигурой.

Как управленец он востребован и в Президиуме РАН, однако, есть и более интересные перспективы. Трансфер власти в МГУ (ректорские перспективы для Хохлова также по-прежнему актуальны) потребует цементирования позиций и договоренностей. Если за политические вопросы, скорее всего, будет отвечать г-жа Тихонова, то в сфере науки вполне возможно возвращение с этими целями г-на Хохлова.

У Минобрнауки команда достаточно гибка и динамична. Потенциально Алексей Ремович мог бы занять место г-на Трубникова, благо функционал практически идентичен. В пользу Хохлова будет говорить и вузовский опыт, и академический функционал, и председательство в консультативном совете при старом Минобрнауки.

Третий вектор – сама Академия. Она сейчас пребывает в стадии трансформации, встраиваясь в новые научно-политические и проектно-стратегические условия. Получается это далеко не всегда хорошо. Очевидно, что трансфер РАН в сторону экспертно-аналитических функций будет продолжен – здесь вполне возможно компромиссное решение многих участников (и самих академиков) относительно г-на Хохлова в качестве будущего президента. Но это будет уже совсем другая Академия наук.

https://www.kommersant.ru/doc/3834004
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты в Москве проходит заседание Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии.

В повестке также присутствует тема сотрудничества в области образования и науки.

Эксперт "Научно-образовательной политики", участвующий в работе заседания, сообщает: тематика "прорыва" будет присутствовать на предстоящей живой встрече Путина и Лукашенко, а сегодня ее отдельно обсудят члены делегаций двух стран.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Акценты на встрече Президента Путина и Премьера Медведева.
...
В.Путин: Дмитрий Анатольевич, мы ... вместе готовили национальные проекты.
Знаете, что возникают вопросы у губернаторов, с которыми вы должны вместе работать... Много показателей, они должны быть в компьютере, но важно посмотреть, что происходит в реальной жизни на территориях, что стоит за этими показателями... Очень рассчитываю, что коллеги в Правительстве – министры, вице-премьеры – будут уделять именно этой составляющей самое пристальное внимание. Прошу, Дмитрий Анатольевич, и Вас лично тоже погрузиться в эту работу.

Д.Медведев: Обязательно, Владимир Владимирович... Все члены Правительства будут ездить по территориям и смотреть, каким образом происходит реализация национальных проектов. И конечно, я тоже этим займусь.
источник
Научно-образовательная политика
Новая госуправленческая реальность - Идеи

1.  Разделение внутренней и внешней политики – политический реализм. Внутренняя несиловая политика – прерогатива правительства и премьер-министра. Внешняя и силовая политика – президента. Диалог Путина и Медведева – лишнее подтверждение этому. Действенное разделение этого функционала может стать основой транзита – преемником Путина будет «силовой внешнеполитический президент», премьер сосредоточится исключительно на отраслевых вопросах. Это все потребует лишь точечной настройки Конституции. Координацию будет осуществлять «национальный лидер» во главе формально совещательного органа – Госсовета. Это позиция самого Путина.

2.  Функциональность – значимость персон или институтов определяется не их формальным статусом (фамилией), а выполняемыми функциями и качеством работы. Отсюда повышение неформальных и совещательных механизмов. Необязательно под всех потенциальных приемников подбирать формальные стулья – достаточно значимости функционала (вспомним ключевой стол у Собянина и Кириенко, а также значимую роль мэра Москвы в рамках повестки Госсовета).

3.  Технократический гуманизм – целью эффективного функционирования госуправления является человек и улучшение качества его жизни. Технократия является основной для внедрения эффективного и ориентированного на результат госуправления. Чиновник – это работа, служение обществу и человеку, а не система кормления.

4.  Партиципаторная идентичность и патриотизм – формирование единого ментального пространства страны через механизмы участия (волонтеры и лифты), неформальных связей (наставники и некоммерческий сектор в «социалке» во главе с ОНФ и Общественной палатой). Патриотизм – это «национальная идея», а реализуется он только в проактивной прогосударственной деятельности гражданина.

5.  Социальная и профессиональная мобильность – отбор лучших управленцев, их «прокачка» в специализированных программах или на разных позициях; формирование кадровых насосов, систем выявления и карьерного форсажа наиболее талантливых и эффективных (от детей до учителей, от наставников до высших кадров).

6.  Прорыв – «растаскивание» провисания национальной идеи между целью (улучшение качества жизни), процессом (патриотическое участие) и управлением (нацпроекты и технократия). «Замощение» всеми элементами идеологии отсутствующих компонентов мета-идейного уровня. Прорыв и патриотизм – в разных комбинациях, будь то прорывной патриотизм или патриотический прорыв – составляют концептуальное ядро государственной идеологии.
источник
Научно-образовательная политика
Новая госуправленческая реальность - Элементы

1.  Президиум Госсовета – оперативно пересобираемый под требуемый формат смешанный орган «правительство + регионы» для стратегической стыковки федерального, регионального и отраслевого измерений крупных проектов, контроля и общей настройки функционирования системы.

2.  Правительство – орган отраслевого управления, реализации проектов и функционирования вертикали «центр – регионы». На уровне Правительства и отдельных министерств идет выработка и согласование программ и проектов.

3.  Сквозные отраслевые системы – госкорпорации, кластеры, федеральные университеты или крупные научные центры. Обеспечивают стягивание региональных и федеральных пространств в единую связанную метатерриторию страны.

4.  Трансотраслевые форматы – сочетающие в себе представителей различных сфер совещательные органы отбора конкретных проектов и контроля за их реализацией.

5.  Государственная Дума - единственный представительный орган федерального уровня.

6.  Регионы – формирование мезомасштаба управления, т.е. количественного, географического и социально-экономически качественного баланса между федеральными округами, районами (в смысле Стратегии пространственного развития), конечными субъектами. В этой схеме должно быть 20-25 элементов – это и будет новый региональный уровень управления. При этом реальная степень интеграции субъектов внутри них будет отличаться. Новые образования могут являться некими микрофедеральные округа с сильным влиянием федерального центра и особым акцентом на проектно-программную и контрольно-надзорную деятельность. Назначаемые макрогубернаторы будут обладать значительными полномочиями и входить в Госсовет. При этом сохранятся сами имеющиеся субъекты, и их наименования, и частично их органы власти. Они получат дополнительные финансовые полномочия при усилении контроля.

7.  Совет Федерации – постепенно окончательно утрачивает собственное значение, особенно в свете возможного укрупнения регионов. Наиболее логичным видится ликвидация верхней палаты парламента либо ее сохранение в чисто декоративном ключе для представительства традиционных регионов.

8.  Госсовет (и его Президиум) в подобной схеме является точкой слияния законодательной и исполнительной власти, что делает невозможным серьезное изменение его статуса. Однако, в функциональном плане его роль может стать ключевой в госуправлении. Заседания Госсовета проводятся достаточно регулярно, что позволяет использовать их для обнародования стратегических установок.

9.  «Национальный лидер» – ключевое звено управления, точка сборки различных форматов – центр-регионы, отрасли-система, внутренняя-внешняя политики, прямая связь между высшими государственными задачами и конкретными проблемами человека (вспомним и прямые линии, и пресс-конференции, и исполнение желаний больных детей).
источник
Научно-образовательная политика
В последние недели в редакцию НОП очень часто стали писать преподаватели и учёные Кубанского государственного университета (КубГу) с критикой руководства вуза.

Если отсеять эмоции и вычленить здравый смысл, суть замечаний сводится к следующему:
Губернатор Краснодарского края поставил перед региональными вузами задачу развивать внутривузовское ДПО и конкретно - начать переподготовку и повышение квалификации кадров для цифровой экономики России. Ректор КубГУ Михаил Астапов губернатора поддержал (ещё бы не поддержал, он же бывший областной министр образования).

От факультетов и кафедр в ректорат последние месяцы массово поступают предложения по открытию новых программ допобразования, которые (со слов авторов уже более, чем 30 писем к нам) тихо умирают на столе у проректора по ДПО КубГУ Ольги Агровой.

По информации наших читателей и независимых источников в Краснодаре, за развитие ДПО в вудущем вузе Краснодарского края отвечают две милые степенные дамы - проректор Ольга Викторовна Агрова и Директор Института ДПО Наталья Павловна Павлова.

Обе - сильно на "Вы" с компьютером, электронной почтой, платформами онлайн-обучения и прочими "вашими интернетами".

Любые предложения по созданию программ ДПО хотя бы с минимальной долей инноваций встречают глухую стену непонимания, что уже стало причиной утечки молодых кадров из университета.

Обращаем внимание ректора КубГУ Астапова Михаила Борисовича на необходимость усиления кадровой работы по данному направлению.

Буквально сегодня Владимир Путин поручил Дмитрию Медведеву лично контролировать реализацию нацпроектов в регионах. Без оперативного вмешательства с таким подходом КубГУ завалит для региона массу показателей и в "Образовании", и в "Цифровой экономике России".
источник
Научно-образовательная политика
Молодые +/- наука

Тема науки молодых звучит всё громче, поскольку тесно вплетена в «майский указ». Увеличение количества исследователей возможно лишь при активном привлечении и удержании студентов, аспирантов и молодых исследователей в сфере исследований и разработок. При этом стоит рассматривать проблему комплексно – как кадровое усиление научных организаций и университетов.

Ключевые составляющие:

Престиж
На пресс-конференции президент Путин прямо назвал молодых ученых как одну из ролевых моделей для сверстников и одновременно часть слоя опоры для будущего прорыва. Эти слова призваны лишний раз повысить статус профессии исследователя или педагога высшей школы.

Деньги
Гранты – на Совете по науке и образованию помощник Президента Фурсенко еще раз поднял вопрос о необходимости интеграции всех грантов для молодых в единую систему, которая бы позволяла четко видеть возможные перспективы.

«Научная» ипотека – эта идея прозвучала на Совете по науке и образованию из уст г-на Оганова и не была случайной. «Квартирный вопрос» очень важен для молодых, а выплата ипотеки становится практически непосильной для молодой семьи, учитывая невысокие финансовые стартовые возможности для начинающих педагогов и исследователей. Создание некоего аналога «военной ипотеки» для научно-образовательной сферы явно позволит привлечь и удержать молодых специалистов.

«Подъемные» - механизм не так часто в сфере науки и высшего образования, однако, например, в ряде регионов существуют стимулирующие выплаты для молодых учителей. Распространить эту практику на ученых и педагогов в масштабах страны будет дорого, но подобные обсуждения ведутся.

Все эти три направления вращаются, в общем-то, вокруг простой идеи – сделать науку финансово привлекательной. Конечно, достаточно часто можно слышать, что главное для ученого – организационно-технические возможности заниматься наукой и амбициозные задачи. Однако, кушать при этом тоже что-то надо.

Лифты
Несмотря на декларацию, что «лифтам все (ну почти все) возрасты покорны», становится понятно, что они рассчитаны преимущественно на людей в возрасте до 40 лет. Система «Лидеров России», естественно, наиболее универсальна из всех (хотя, и она грешит перекосом в сторону молодежи), а профессиональные конкурсы (и лифты) могут на всех основаниях иметь молодежные траектории. От собственно профессиональных вопросов до управленческих – «молодой учитель» или «молодой проректор» - планируется предоставить достаточно широкие возможности для форсированного выстраивания карьеры.

Ступени карьерных лестниц во многих сферах (а в университетах и научных организациях – особенно) забиты и перспектив нет. Следовательно, формируются параллельные механизмы – кадровые резервы, профессиональные конкурсы, социальные лифты – которые могут позволить сразу прыгнуть на несколько ступеней выше, если это соответствует талантами и способностям.

Управление
Молодежная повестка сейчас находится под серьезным и приоритетным контролем г-на Кириенко. И на заседании Совета по правам человека президент Путин дал этой начальному этапу этой работы сдержанно высокую оценку:

…плохо у нас, к сожалению, государство да и общественные организации работают с молодёжной средой в целом. Мы стараемся, как Вы видите, в последнее время всё шире и шире вовлекать молодых людей в жизнь общества, страны. Управление по внутренней политике Администрации Президента всё активнее и активнее в этом смысле работает. Мы поддерживаем движения и сами создаём: и профессиональные движения, и общественные, привлекаем молодёжь к решению крупных задач и так далее. Тем не менее, и Вы всё равно правы, этого недостаточно. Надо в этом отношении, конечно, делать больше и работать энергичнее.

А значит, направление выбрано верно, и научно-образовательная сфера продолжит оставаться на острие молодежной политики.
источник