
ГНИЛАЯ КОММУНАЛКА ИСЧЕЗНЕТ ЗА ТРИ ГОДА
На днях саратовский городской депутат Максим Самсонов заявил, что ни люди, ни концессионеры, не местные власти не смогут обеспечить ремонт коммунальных сетей, изношенных на 70-80%. Закрыть эту огромную российскую проблему может только федеральная власть из своего большого федерального бюджета.
После прочтения это новости, многие хотели бы повернуться к гордепу Самоснову и по-товарищески покрутить пальцем у виска. Но, как показало изучение темы, о нацпроекте по модернизации коммунального хозяйства за счёт госсредств в федеральном центре тоже уже думают не первый год.
С 2016 года роль оператора госсубсидий на замену изношенных коммунальных сетей примерял на себя фонд содействия реформированию ХКХ. Ему дали 16 млрд рублей на пять лет, чтобы в пилотном режиме посмотреть, как ей воспользуются в регионах. Фонд размазал эти деньги на 40 субъектов РФ. И на 2021 год новых денег Фонду не подбросили.
Зато почти 1,5 млрд рублей получил на год федеральный Минстрой. Эта структура распределяла госпомощь по 5 маленьким российским городам, оплачивая полную модернизацию изношенных сетей. Какую оценку получит такая форма госпомощи пока не известно. Скорее всего, она будет зависеть от того, как скоро наверху договорятся о том, кому под контроль отдать 4 триллиона рублей. Кроме Фонда ЖКХ на них претендует некая, ещё не созданная госкорпорация.
Сумма в 4 трлн сложилась из губернаторских оценок существующего бедствия в их регионах. Эксперты понезависимее от власти говорят минимум о 10 трлн рублей, которые нужно найти и вложить в российскую коммунальную инфраструктуру за пять лет, а лучше за три года. Чтобы реальный результат был виден каждому россиянину к президентским выборам. А мир начал хвалить российскую власть за видимый рост экономики с нынешних 2-х аж до 10%.
4 триллиона рублей можно начинать тратить хоть в следующем году, исходя из того, что профицит федерального бюджета-2021 составит минимум 3 трлн. Но старт нового нацпроекта задерживается не только из-за того, что в верхах нет согласия по оператору этих денежных потоков. Там ещё не решили, какую роль отвести в этой схеме финансирования простому российскому люду – рядовым потребителям коммунальных услуг.
Вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин считает, например, что сначала имеет смысл поднять тарифы на воду и тепло, дотируя часть коммунальных платежей совсем бедным. Но у него есть серьёзные оппоненты, понимающие, что это бесполезная затея. Во-первых, регион от региона тарифами отличается иногда в разы, а процент изношенности сетей остаётся одинаковым. Во-вторых, резкое увеличение тарифов большинству людей может оказаться просто не по силам. И какой тогда смысл тратить на миллионы микродотаций огромные бюджетные деньги, если их сразу можно отдать концессионерам.
Процесс перехода к повсеместной передаче трухлявых сетей в частные руки предлагается ускорить. Государственной думе выдали задание изменить закон, и не тратить время на конкурсы по выбору концессионеров, а просто передавать коммуналку в государственно-частное партнёрство тем, кто сегодня её арендует. Действующим, и вновь назначенным концессионерам, предполагается не только выдавать прямые транши на модернизацию хозяйства, но и предложить 15 лет кредитоваться в банках под 3% годовых.
Реальность принятия этих законов косвенно подтверждает обостряющееся противостояние власти и неугодных ей сегодняшних концессионеров и арендаторов труб и проводов в регионах. В Саратове, например, и областные, и муниципальные чиновники враз воспылали претензиями к Концессии водоснабжения и ЗАО «СПГЭС».
Ольга Копшева, Саратов