Госдума продлила полномочия Эльвиры Набиуллиной на посту главы Банка России еще на пять лет.
Попробуем перечислить, чем же нам запомнилась Эльвира Сахипзадовна за прошедшие 4 года.
Свой нынешний пост она заняла 24 июня 2013 г. С ее приходом ЦБ начал активно «чистить» банковскую систему. Число банков сократилось примерно на треть, что, конечно, вызывало недовольство у представителей сектора и различных лоббистов. Хотя масштабные отзывы лицензий и обнаружившиеся дыры в балансе несколько подорвали доверие к банковской системе, эта «чистка» пойдет на пользу экономике, и сомнений в этом нет. У нас слишком много банков, слишком много «прачечных», а ЦБ все же пытается добиться стабильного, устойчивого и прозрачного финансового сектора.
А потом наступил 2014 г. и все посыпалось. В ноябре 2014 г., в самый разгар финансового кризиса, ЦБ отправил рубль в свободное плавание. А в декабре российская валюта рухнула почти в два раза к доллару. И долгое время руководство регулятора играло в партизан, сохраняя режим молчания, никак не общаясь с рынком, а паника только росла. Хотя тогда вербальные интервенции могли бы серьезно смягчить ситуацию. Тогда же, в середине декабря, ЦБ повысил ключевую ставку с 10,5% сразу до 17%, видимо, от испуга. Потом ее активно снижались, но было ясно, что такая реакция чрезмерная и никак не объясняется логикой.
В принципе, не очень адекватная работа с рынком и отсутствие нормальной коммуникации – это один из главных недостатков нынешнего Банка России. Все же помнят историю с кэрри-трейд, которого как бы нет (по заверениям ЦБ), но все о нем знают. Ну и яростное отрицание очевидно – это тоже из этой серии.
При всем при этом, ЦБ часто критикуют за слишком медленное снижение ставки, так как это ограничивает потенциал российской экономики. Но тут стоит сказать несколько слов в защиту Набиуллиной и ЦБ: у Банка России нет задачи заниматься экономическим ростом (это должно делать МЭР), а мандатом ЦБ, строго говоря, является ценовая стабильность и обеспечение устойчивости финансового сектора. Именно при Набиуллиной регулятор взял четкий курс на таргетирование инфляции (сейчас она почти замедлилась до 4% - цели ЦБ). Поэтому можно только аплодировать стойкости Набиуллиной, которую постоянно атакуют адепты эмиссионного финансирования экономики. Она сейчас, фактически, четко выполняет задачу ЦБ, а все претензии, в основном, можно предъявлять с точки зрения коммуникации и непонятных заявлений, который только запутывают.
Кстати, Владимир Путин неоднократно публично выражал поддержку курсу, который проводит Центробанк под руководством Набиуллиной, так что все идет по плану. Хотя, конечно, безобразие конца 2014-начала 2015 гг. – это то, за что можно снимать с поста.