Новые «майские указы» частично перешли в обновление старых нацпроектов, а стоить эта вся радость будет 25 трлн рублей в ближайшие 6 лет. Причем необходимо будет найти еще не менее 8 трлн руб. на их реализацию [
https://bit.ly/2IeCcY6]. И почему-то есть уверенность в том, что по старой и доброй традиции финальные расходы будут выше.
Среди крупнейших проектов оказались автодорожный (8,42 трлн рублей до 2024 года), демографический (3,55 трлн рублей), инфраструктурный (1,79 трлн рублей) и проект «цифровой экономики» (1,31 трлн рублей).
Автодорожный и инфраструктурный можно смело объединять в один, так что вот эти самые 10 трлн руб. в виде расходов на инфраструктуру и появились [
https://t.me/mislinemisli/2783]. Вспомним пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который утверждал, что цифры относительно инфраструктурных расходов будут иными. Формально он прав, но что это меняет?
И бенефициары инфраструктурного строительства давно известны [
https://t.me/mislinemisli/2808]. А если вспомнить, что по многим проектам основные расходы – это стройка (школ, детских садов и т.п., не говоря уже о строительства жилья), то можно порадоваться за Виталия Мутко. Зря депутаты хохотали, тут впору поплакать.
Безусловно, планы необходимые и нужные – можно только порадоваться за пристальное внимание к здравоохранению, образованию, науке, культуре, проблемам жилого фонда и т.п. – но вопрос эффективности реализации нацпроектов будет основным.
Ведь принципиальных отличий от старых нацпроектов нет – бюджетные деньги пойдут за закупку оборудования, стройки, инвестиции, оплату госзаказов и т.п. То есть схемы «распила» известны и привычны, только денег еще больше станет. Позитивный эффект, конечно, будет, и очень сильный, но он мог бы быть еще сильнее.
Явно где-то надо будет сокращать расходы, и, судя по всему, этими статьями станут оборона и национальная экономика. И это печально, потому что «цифровая экономика» никак не заменяет реальную, а в реальную поддержку развития малого и среднего бизнеса, как и фермерства, верит только тот, кто с этим не сталкивается. В результате, хотя мы и подтянем определенные показатели, с экономической точки зрения все будет сложно через эти шесть лет: качественных изменений не будет, а бюджетные расходы будут оставаться единственным серьезным источником стимулирования. И если затем эту подпитку придется серьезно сократить (а это неизбежно случится), то нашу экономику ждет жесткое «похмелье». С другой стороны, ничего, в принципе, не поменялось - большая часть расходов уже была заложена, перераспределить необходимо только недостающие 7,99 трлн руб. Так что вывод прост: никаких серьезных изменений в структуре экономики или ее качестве никогда и не предполагалось. Да и зачем, когда можно ограничиваться лозунгами и заявлениями?
И, кстати, оплачивать все это буйство расходов все равно придется нам с вами. Повышение пенсионного возраста, судя по всему, это решенный вопрос, да и налоговая (как и неналоговая) нагрузка будет расти.