Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2017 August 30
Незаслуженный учитель России
Печальный пост.

У нас в школе был ОБЖшник. И это самый достойный ОБЖшник, которого я только видел. Он молод, женат, с детьми, служил в ВДВ, пономарь в местном храме. Уже понятно, что это столп общества. Мало того, по образованию он историк и в школу пришел с прицелом забрать себе историю. ОБЖ он превратил из обязаловки, на которой дети зевают, в смесь истории и военной подготовки - урок рассказывал о победах русского оружия, урок показывал, как этим оружием побеждать.
Я читал его программу учебную - я бы в школе за такое отдал бы все. Мне особенно запомнились темы уроков "техника засады", "зачистка помещения" и "передвижение на вражеской территории". Дети под его руководством слушали интереснейшие истории и разбирали-собирали макеты автоматов. Парень был ну очень приятный - отзывчивый, веселый, очень добрый. На дебатах дети мне его хвалили бесконечно - я прямо ревновал.
Почему же "был"? А потому, что неделю назад он уволился. Уволился, потому что никакой истории ему давать не собирались - сиди, дескать, ОБЖшником еще лет 5. Молод еще отбирать у заслуженных учителей часы. Вот прямо так - человека мариновали на бесполезном предмете (который он умудрился сделать интересным) и не давали расти.
Я говорил с ним - он действительно надеялся, что историю ему дадут. У него были планы, программы, какие-то экскурсии и идеи специальных уроков. Но - уже есть учителя истории. Им по 50 лет, они ведут урок с помощью презентации в PowerPoint и иногда вспоминают о руководящей роли партии.

А молодой пример всем добрым людям ушел искать счастья на другую работу. И скажите мне, разве это справедливо?
источник
2017 September 05
Незаслуженный учитель России
Во всех статьях для молодых педагогов прослеживается один мотив - насколько же приятно видеть людей, для которых каждый день в школе чреват новыми открытиями. Приходишь с утра одним, а домой возвращаешься уже другим.

Это, конечно, правда. Но кто сказал, что это касается только учеников?

Летом я зашел в школу подписать какие-то бумажки. На улице лил дождь и дул пронизывающий ветер. У всех встречных были недовольные лица, а в раздевалке лежали десятки мокрых зонтов. Я поднялся в канцелярию, выслушал жалобы на погоду, пожаловался сам и стал читать подсунутые бумажки. Тут в канцелярию заглянула и/о директора, посмотрела, насколько мы все мокрые и несчастные и риторически спросила: "И что ж с погодой-то?".
И внезапно нашелся ответ. Одна из моих коллег пожала плечами и ответила: "Так у американцев на Аляске станция по управлению погодой стоит".
Новости удивления ни у кого не вызвали.

- А, и это они так устроили? - покачала головой и/о. Никакого гнева в ее голосе не было - лишь легкое любопытство и досада, что американцы, взрослые вроде люди, такой глупостью занимаются.
- Ну не знаю, но ведь странно, - продолжила коллега.
- Да, странно, - подтвердила и/о и ушла в свой кабинет переваривать информацию.

Все вернулись к бумагам.
источник
2017 September 08
Незаслуженный учитель России
Репетиторствую, учил ребенка писать сочинения.

Составляли план. Ну понятно: введение, тезис, подпункты, развитие, заключение. Сначала делали планы по картинам (несчастных детей все еще заставляют писать сочинения по картинам). В результате по "Утро в сосновом бору" у нас вышел мистический детектив - потому что никто не задумывается, а ведь кто-то не только вырвал дерево с корнем, но и сломал его пополам. Озадаченные медведи пытаются разобраться, кто это был, не зная, что им уже угрожает опасность - то, что сломало дерево, никуда не ушло. И картину мы, быть может, видим именно с его точки зрения...
Но это было просто развлечение. А потом я предложил ученику сделать план по сочинению на свободную тему. Я думал, он начнет писать про "как я провел лето" и "почему осень называют золотой". Я опять недооценил восьмиклассников - он стал писать о том, как развивался бы мир, победи Австро-Венгрия в Первой мировой войне. Пока я думал над темой, у парня был уже готов сеттинг по альтернативной истории - Австро-Венгрия доминирует в Европе, Россия оттеснена к Уралу, уцелевшая Османская империя получила Кавказ и часть средиземорского побережья, а Англия заперта морской блокадой (это, кстати, ученик вспомнил план Наполеона).
Когда я опомнился, он уже задавал вопросы о судьбе славян под властью автрияков. Мы сообща подумали и решили, что Чехия была бы ассимилирована полностью и задумались на судьбой Польши. Дальше парень предложил версию, что с востока в ослабленную Россию вторгаются японцы и, например, американцы, переплыв пролив. Я был поражен размахом его фантазии и предложил уже писать заключение.

Заключение гласило, что нам очень повезло - Австро-Венгрия проиграла. В принципе, верно же.
источник
2017 September 09
Незаслуженный учитель России
Есть свои плюсы в жизни рядом со школой, конечно. Под окнами практически каждую неделю развлечения.

Сегодня, например, проснулся от страшного детского крика. Так кричат погибающие под завалами. Я спросонья даже испугался, так как крик был совсем нечленораздельный, но уже подходя к окну, вслушался. Ребенок (я затрудняюсь определить его пол; страдание уравнивает людей) кричал: "Мама, пожалуйста, я не хочу в школу! Мне плооооохо!".
Мать не отвечала; равнодушная, она, видимо, просто наблюдала холодным взглядом как ее ребенок готовится умирать. Готовился ребенок всерьез - он даже закричал "Я умираааю!".

Не знаю, чем кончилась эта история и умер ли ученик - я пошел спать дальше.
источник
2017 September 15
Незаслуженный учитель России
Каждый раз удивляюсь, насколько же взрослые пошли школьники.

Я был (да и остаюсь) человеком инфантильным, мечтательным и довольно одиноким. В школе мне казалось, что вот сейчас я выпущусь и откроется мир приключений, чудес и подвигов. Подвиги я прокручивал в голове сотни раз - вот я дуэлянт, а вот я тайный агент, а вот обо мне наконец узнают властители мира сего и я вхожу в тайные общества, где мне открывают древние тайны человечества. Ведь не может же мир быть таким скучным, как его описывает моя учительница алгебры?

А мои ученики не мечтают. Они просто знают, что в мире есть все - дуэли, чудеса и тайные общества. И все это уготовано именно им. И почему бы им так не считать? Они мало во что верят, кроме как в собственную исключительность - и они действильно исключительны. Я искренне не понимаю конфликта отцов и детей - мне очень нравится нынешнее поколение. Они умнее, сильнее и достойнее меня - а это, доложу я вам, очень сложно.

Хотите доказательств? Да вот: я уже второй год слышу о самом настоящем  братстве русских студентов. Они называются Fraternitas Ruthenica - и я мечтал о таких людях в свои студенческие года. Но напоминаю - я-то был человеком инфантильным, поэтому все ждал, когда меня примут в братство вампиров, рыцарей или тайных героев. А нынешние студенты не мечтают - они просто сделали.

И я искренне надеюсь, что мои ученики выйдут из школы и придут в братсво. Не могут же красота и фантазия кончаться после школы?
источник
Незаслуженный учитель России
Кампания по набору ещё даже не началась, а в личку Петру Аркадьевичу продолжают писать всё новые и новые желающие. Некоторые даже получили особые корпоративные задания, которые им зачтутся, когда настанет Тот Самый День. Отбор же собирается быть жёстким и бескомпромиссным: чтобы увеличить свои шансы на попадание в корпорацию, заполняйте анкету:
http://fraternitas.ru/query.html

Возможно, удача вам улыбнётся. Возможно, нет. В любом случае, вы пытались.

Коллективный Пётр Аркадьевич также готов к вашим вопросам
https://vk.com/fraternitas.ruthenica
источник
2017 September 16
Незаслуженный учитель России
Я уже писал, что мой самый страшный порок как учителя - болтливость.

Я ничего не могу с собой поделать. Как только меня начинают слушать, во мне сразу просыпаются все комплексы и страхи и я начинаю показывать, насколько же я образован. Но есть и хорошая новость - дети не понимают, что это минус.
Тот парень, которого я учу писать изложения и сочинения, быстро просек, что я люблю рассказывать. Я стараюсь пресекать совсем уж бессмысленные разговоры, но на прошлом занятии рассказал ему про четыре сюжета Борхеса (я оправдался тем, что для изложений пригодится). Но идея запала ученику в душу - он стал рассуждать, какой из просмотренных им фильмов относится к какому сюжету.

Напомню, Борхес выделил четыре вечных сюжета человечества - возвращение героя, поиск, осада города и самоубийство бога. Ученик верно определил что практически каждый боевик это вариация "возвращения героя" - простой агент спецслужб уходит на покой, но тут террористы похищают его дочь и ему приходится вспомнить былые навыки. Точно так же почти вся фантастика - вариация "осады города". Внешняя сила ломает мир землян и им приходиться отбивать страшное вторжение.

Но дальше он принялся анализировать "Последний самурай" и "Игра в имитацию". Мы с ним согласились, что "Самурай" это смесь "поиска" и "осады", но вот на "Имитации" застопорились. Напомню, что этот фильм - биография Алана Тюринга, расшифровавшего код "Энигмы" и пострадавшего за свой гомосексуализм. Я действительно затруднился с классификацией фильма (скорее всего потому что не смотрел его - вместо этого ученик написал кратенькое изложение сюжета). По идее, "Имитация" скорее всего "осада города" - герой вынужден спасать свой мир, которому угрожают немцы, и расшифровывать сложнейший код. Но что делать с гомосексуальной линией? Тюринг был приговорен к химической кастрации, что быстро свело его в могилу. Я, конечно, перед учеником виду не подал, но до сих пор думаю - а к какому сюжету это отнести?

Борхес что-то не продумал.
источник
2017 September 20
Незаслуженный учитель России
Сегодня писал с учеником фантастические рассказы.

Ну как писал - я предложил ему придумать фантастический сюжет, основываясь на планах, которые мы составляли для сочинений. Он сочинил два рассказа. Попробую кратко пересказать один из них.

"На Марсе основана первая колония... (тут он смотрит на меня со значением) строгого режима. Там сидит главный герой. Он хочет сбежать и долго готовиться к походу через пустыни Марса к космодрому. Наконец, после долгих попыток, он сбегает, но понимает, что припасов недостаточно. Он идет по пустыне пока может, и на горизонте видит торговый караван. Он останавливает караван и обещает заняться любым делом в обмен на доставку до цивилизации."

Я прикидываю варианты и говорю, что этого для концовки мало.

"Хорошо. Тогда он присоединяется к каравану, сходится с главным и тот обещает доставить его к цивилизованное место. Герой спрашивает: "Какое?". И оказывается, что караван едет в ту колонию, откуда герой сбежал".

"Ну это новый Шекли растет," - подумал я и предложил написать второй рассказ. Но тут ученик не понял с кем связался и попытался украсть сюжет "Прометея" про прародителей человечества. Когда я указал ему на плагиат, он понурился.

Пожурив его, я принялся объяснять, как воровать сюжеты так, чтобы это было менее заметно.
источник
2017 September 24
Незаслуженный учитель России
Однажды я сильно увлекся уроком.

Обсуждали Рим. Рим я обожаю и считаю вершиной человеческой цивилизации - поэтому я горячо рассказывал, как много мы взяли от великого государства. В качестве примера привел римские жесты и сказал, что в школе до сих пор используется римский жест. Какой? Ученики затруднились. Я предложил вспомнить жест "прошу слова" и рассказал, как жест Сената превратился в поднятие руки в школах.

- А это римский салют? - спросил меня один из учеников.
- Ну что вы, - ответил я, - Римский салют - это вот.

И показал.

В это мгновенье, когда я стоял перед классом десятиклассников со вскинутой рукой, у меня в голове пронеслось множество мыслей - и все они были о том, как же я ошибся.
источник
Незаслуженный учитель России
Так как я в хорошем настроении и хочу сделать кому-то приятное - вот вам канал про Рим.

ROMA AETERNA

https://t.me/signleg
источник
2017 September 27
Незаслуженный учитель России
Порадую вас еще одним сюжетом от ученика.

Человек творчески растет - теперь заготовка читалась от первого лица. На острове Святой Елены умирает гроза Европы - и при нем лишь главный герой, английский врач. Врачу все тяжелее и страшнее - великий Наполеон впадает в приступы, во время которых кричит и грозит невидимым собеседникам. Врач не может найти лекарства от приступов и убеждается, что Бонапарт сходит с ума.

Но однажды ("Например, ночью, при полной луне" - уточнил ученик) бывший император внезапно становится совсем уж необуздан. Он преследует врача, убегающего от него по дому и требует свой трон обратно - потому что за него уплачено. Врач не может позвать на помощь и вынужден вступить с безумцем в беседу, из которой становится ясна правда - когда-то Наполеон продал Дьяволу душу за власть над миром, а теперь Дьявол требует платы. Наполеон беседует с врачем, и тут невидимые силы вцепляются во французского владыку, он хрипит и падает. Вскрытие показывает, что его сердце было разорвано на части прямо в груди. Врачу ничего не остается, кроме как написать, что Наполеон Бонапарт скончался от сердечной недостаточности.

Так мой ученик изобрел жанр криптоистории.
источник
2017 October 02
Незаслуженный учитель России
Вчера провели дебаты - возникла пара соображений.

Во-первых, банальные темы все равно самые острые и интересные. Я предлагаю ученикам вкидывать в чат интересные им темы, а затем мы выбираем лучшую и говорим о ней. В этот раз дело шло туго, ученики ничего толком не предлагали - но тут один не выдержал и предложил обсудить, почему старшее поколение всегда недовольно младшим. Меня это очень порадовало; парень, предложивший тему, на дебатах довольно молчалив и предпочитает больше слушать, чем говорить. Мне все время кажется, что он ожидает, будто его слова сразу же оспорят и осмеют, а потому и говорить их не стоит. Но тут он сам предложил тему и я, в порыве педагогического гения, предложил ему написать вводную к дебатам самостоятельно. Он согласился.

Если вы думаете, что он что-то написал, вы забыли себя в 17 лет. Он сообщил мне, что "у него не было вдохновения" и "я бы рад, но не пришло ничего в голову". Поэтому я предложил ему все равно дать небольшую речь о проблеме конфликта поколений - и он, надо сказать, отлично с этим справился. В его речи чувствовалось личное. Описав проблему, мы стали ее разбирать. У всех учеников были примеры претензий, которые старшие выставляют младшим - и все обычно начинали "ну, мне сказ... то есть обычно говорят...". Промолчавших не было вообще - тема вызывала острейший интерес.

Для затравки я предложил обсудить конфликт поколений с биологической и эмоциональной точек зрения. Все ученики понимали, что неодобрение молодежи - это чисто физический страх ослабления и забвения, но эмоционально старших не очень понимали. Поэтому я предложил высказывать аргументы старшего поколения и попытаться их поддержать - даже в ущерб себе. Со скрипом, но дело пошло - страхи взрослых они смогли истолковать рационально.

А вот вторая вещь, которая показалась мне любопытной, обнаружилась чуть позже. Я решил, что пора играть за другую сторону и предложил ученикам доказать, почему их поколение превосходит прошлое. И тут выяснилось, что многие мои ученики не способны себя похвалить. Не все было так ужасно - половина прекрасно справилась, но вот оставшиеся меня удивили. Как только я просил их рассказать, почему они так хороши, они начинали играть за противную команду и сомневались в собственных плюсах.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что любой умный и достойный человек должен уметь без запинки хвалить себя на протяжении 10 минут, свою семью - на протяжении получаса, а свой народ - насколько хватит дыхания. Умом мои ученики со мной согласны - но их хватает за язык собственная неуверенность. При этом с семьей и народом проблем нет - могут и любят хвалить; а вот себя - "нет, нескромно".

В общем, надо брать банальные и избитые темы, о которых все мы думали в 17 лет - это работает безотказно и вызывает отклик. Ну а мне надо будет научить детей хвалить себя. Думаю, как это оформить.

Пожалуй, пусть прочтут в следующий раз краткие речи о том, почему говорящий - лучший человек в этой комнате.
источник
2017 October 04
Незаслуженный учитель России
Пришел сегодня к новому ученику, после собеседования поговорили за жизнь немного.

Жизнь у нынешних семиклассников, не в пример мне, интересная. Во-первых, он хочет стать архитектором и рисует чертежи на своем айпаде. Чертежи обещал показать. Я напрягся, вспомнил своего друга из семьи архитекторов и впечатлил ребенка, рассказав о том, что в проектах домов учитывается солнечный свет, попадающий в окна. Я не знаю правда ли это, но теперь ученик считает, что я специалист. А я читаю про архитектуру.

А еще парень сказал, что занимается "монтированием". Я не понял и снисходительно решил, что он про моделизм - на полочках как раз стояли наборы Лего. Оказалось, это я дурак - семиклассник занимается монтированием видео для ютуба. Я спросил, что он делает с видео - а он ответил, что хочет делать канал про игры и пока монтирует видео в стол. Хочет отточить умение (так и сказал).

- Но это будет новый канал, я старый не хочу еще бросать, - добавил он.
- А много у вас там видео?, - спросил я.
- Да нет, видео пятьдесят, - вздохнул мальчик.
источник
Незаслуженный учитель России
Так как я все еще гуглю себя, я обнаружил довольно забавную вещь.

Господа, "заметки сельского учителя" в информации канала - это шутка. Я москвич и живу в Москве. Пишу этот пост, потому что мне показалось, что некоторые люди всерьез считают, что я святой учитель, ушедший в народ. На самом деле первоначально я хотел назвать канал с отсылкой к "Запискам врача" Булгакова, но первое название забраковали друзья. Поэтому хотя бы описание я сунул опосредственную отсылку к Михаилу Афанасьевичу и еще более опосредственную - к Астафьеву. Простите, если ввел в заблуждение.

Первоначально канал я хотел назвать "Записки молодого рвача".
источник
2017 October 07
Незаслуженный учитель России
Я заболел.

Близкие говорят мне, что виной тому мои многочисленные пороки и разгульный образ жизни. Но инстинктом, который появляется у всех, работавших когда-либо в школе, я чувствую, что виноваты в этом дети.

Дети болеют непрестанно - и, что самое странное, по-настоящему. Я не помню, чтобы я столько болел. То есть я тер градусники об ладонь, пытался однажды съесть табак (я читал, что от этого поднимается температура, но в книгах не упоминали, что от этого выворачивает наизнанку), притворялся умирающим и научился надрывно кашлять; но все это, по уверениям моей матери, болезнью не считалось - разве что умственной. Отец был более доверчив, но даже он периодически задумывался, почему здоровый ребенок за час до полуночи превращается в развалину.

А мои ученики болеют так, словно вокруг голод и лекарства надо отбивать у банд байкеров-кочевников, захвативших местную больницу. Один прислал мне смс, где сообщил, что у него страшно болит голова - но его мать, которой я сказал об этом, каким-то чудом излечила его за полчаса. Но такое было один раз - в остальных случаях дети искренне и со страданием в голосе сообщают мне: "Имя-отчество, я бы рад сегодня, но я болею...". Каждый раз я удивляюсь, как можно заболеть ровно к моим занят...

Постойте-ка.
источник
2017 October 10
Незаслуженный учитель России
Сейчас груз десятилетий обрушился на мои плечи.

Беседовал с учеником, он мне рассказывал про свою жизнь и интересные вещи, которые он собирает. Я решил не ударить в грязь лицом и рассказал, как приценивался к фигурке имперского штурмовика.
-Кого? - переспросил он.
Я даже запнулся.
- Штурмовика. В белом доспехе солдат, из Звездных Войн, - пробормотал я.
-А. Я не смотрел, - буднично ответил ученик.

Морщины на моем лице стали глубже, а в волосах с легчайшим звоном прорезалась седина.
источник
2017 October 11
Незаслуженный учитель России
Почему заметки не очень сельского учителя - лучшее, что вы сейчас можете читать из всех медиа.

У российских публицистов любого вида в последние много лет очень плохо получается быть добрыми и приятными. Понятно что "время такое", интересно когда вся правда жизни без прикрас и т.д. Но если бы мы хотели видеть только суровую реальность - мы бы из неолита не вышли.

Про традиционные формы печати вряд ли ещё нужно что-то говорить. В ЖЖ сидели и сидят множество умных людей, которые, впрочем, были очень грустные и часто токсичные - и мы даже не про Галковского. Новые модные сетевые журналы давали интересное, но из положительного в них можно было найти разве что сарказм. Потом они так же саркастически прогорели (RIP Фур-Фур и ВОС, остальных мы уж и не помним). Издания начинавшие в ВК либо сдулись либо до сих пор объясняют как блокировку обойти. В Telegram всё совсем кошмарно - одни скоро лопнут от важности рассказывая про инсайды из Кремля и от силовиков, пока другие устало и довольно плохо пишут про оргии с амфетамином. Если вы можете такое читать больше получаса - мы даже не знаем.

Но есть ещё лучи информационного света. И наши сердца покорил Незаслуженный учитель России. Если ещё не читали - бегите прямо сейчас - вот сюда вот @leavethekidsalone. Это та самая русская литература. Когда человек без потуг и с идеально рассчитанным чувством самоиронии рассказывает что жить - смешно и интерсно - это прекрасно. Явление, увы, локальное. Но вдруг...

Автор канала, кстати, на нас подписан, мы даже чуть-чуть знакомы. Но, очевидно, этот пост он у нас не заказывал, всё исключительно из тёплых чувств. Господин хороший, знайте - вы большой молодец, спасибо, очень вас любим.
(Правда обложка канала у вас какая-то такая, но мы даже её поставим, только другим хорошим учителем разбавим)
источник
Незаслуженный учитель России
Не могу удержаться. Человек я тщеславный, а тут так хвалят. От себя же порекомендую один из лучших, по моему мнению, текстов "Канонерки".

https://vk.com/id3631973?w=wall-44898240_3004
источник
2017 October 12
Незаслуженный учитель России
Делал с учеником домашнее задание по английскому.

Если честно, это самая бессмысленная трата денег на репетитора. То есть я, конечно, не возражаю против неплохих денег за это, но не вижу особого смысла нанимать для домашнего задания специального человека. Но хозяин - барин, поэтому мы с парнем сидели и переводили тексты про авторов детективов.

И тут обнаружилось, что методика преподавания как-то сильно изменилась. В текстах были выделенные слова - это новые слова, которые ученик должен выучить. Но на уроке им эти слова не давали - они есть только в домашнем задании. Без перевода; учебник-то весь на английском. Я спросил: "А часто так?". Оказалось, что всегда; дескать, ученики должны сами найти значения новых слов и выучить их к следующему уроку. Меня это очень неприятно удивило - если бы мне так в школе язык давали, я до сих пор бы писал на форумах матерные просьбы дать ссылку на русик. В силу воли детей я не верю абсолютно; я и в своей-то сильно сомневаюсь. Чтобы вы понимали, почему с такой методикой я бы никогда не выучил английский: я  мусор-то выношу только когда развившиеся там формы жизни начинают драться с моим котом за корм.

В результате вместо бесед на английском о самых разных и дурацких вещах ученик писал новые слова, а я недоумевал.
источник
2017 October 16
Незаслуженный учитель России
Продолжаем творческий рост с учеником.

Сегодня он сетовал мне на малое количество крутых русских фильмов - и я предложил написать сценарий по интересующему его периоду русской истории. Он сочинил мне фильм про спецотряд русских витязей, зачищающих разбойников на исходе Смутного времени по приказу Михаила Федоровича. Там было все - погони, драки, предатель и заграничный враг.
Фабула такова: на престол восходит первый Романов, но Русь все еще лихорадит. По стране ходят разбойные армии, дымятся руины, а новый царь не знает, что делать.
И тут появляется главный герой, который предлагает собрать отряд своих былых товарищей и покончить с разбойными атаманами. Отряд ученик продумал не полностью, но сразу сказал, что один из них выглядит как предатель, потому что когда-то присягнул польскому царевицу Владиславу.

Герои отправляются в путь, заручившись царской поддержкой, и открывают страшную правду - атаманов спонсирует польский магнат, все еще желающий власти над Русью. Встретившись с врагом, отряд попадает в плен, а тот, кого все считали предателем, героически жертвует собой (без подробностей) и вызволяет товарищей. По пути герои убивают разбойничьего атамана.

Тут у нас возник вопрос: ясно, что злодей должен быть убит - но как реалистично убить польского магната, издалека спонсирующего разбойников? (Кстати, первоначально злодей поляком не был: ученик размышлял, кто может спонсировать разбойников - и мы сообща придумали три версии: немцы, шведы и поляки. Парень выбрал поляков, ведь, как я уже говорил, современные дети поляков не любят).  В результате ученик придумал совет польских магнатов, на котором злодей говорит что "Все надо делать самому" и отправляется на Русь.

Тут автор уже выдохся - ему было ясно, что в конце нужна финальная битва, но придумать ее было тяжело. Он решил, что царь Михаил, предупрежденный героями, собирает войско и идет к границе, а герои переодеваются в крестьян и пытаются внедриться в польский лагерь. Как и всякий сценарист, мой ученик полагал, что красивая финальная битва искупает любые дыры в сюжете.

В конце главный герой в честном поединке убивает злодея, а у нас остается задел на сиквел - в темных залах совет польских магнатов клянется отомстить за брата.

Если господину Бекмамбетову нужны контакты сценариста - обращайтесь.
источник