Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2017 June 09
Незаслуженный учитель России
Меня заметили, друзья.

Сайт newtonew расхваливает меня на все лады, а я не останусь в долгу. Newtonew  это то место, где вы можете почитать про быт и жизнь молодых русских учителей. Если вы думали, что я один такой прекрасный учитель, то вы ошиблись - я лишь капля в потоке. Не буду обещать вам спасения России, но скажем прямо - шансы есть.

https://newtonew.com/story/teacher-notes
источник
2017 June 10
Незаслуженный учитель России
Newtonew внезапно написал про гендеры и мне вспомнилось вот что.

Как я понял, наблюдая за своим классом (а особенно за дебатирующими), все это увлечение "гендерными ролями" - студенческий тренд. Школьники настроены к нему очень скептически. Причем если скепсис со стороны мальчиков можно было бы объяснить "страхом потерять привилегии" и прочей грошовой психологией, скепсис девочек напрягал даже меня. Так, например, когда я предложил им выбрать тему для следующих дебатов, ко мне утром подошли две девочки-подружки и сказали: "Мы подумал и выбрали две темы - либо аборты, либо феминизм. И мы против феминизма.". Ну я внутри задрожал, но виду не подал.
На следующих дебатах я описал остальным две эти темы и был удивлен тем, что феминизм не вызвал у людей никакого интереса. То есть они знали, что это такое, но реагировали на тему как если бы им предложили обсуждать какую-нибудь "роль партии в жизни страны" - то есть что-то навязшее в зубах и очень скучное. Поэтому взяли тему, которая показалась им интереснее - легальность абортов. Но перед этим я предложил хотя бы для проформы придумать аргумент "за" феминизм и "против"...
В результате две девочки отобрали инициативу у парней и сразу рассказали мне про тоталитарность феминизма, его противоречие природе и направленность женщины на семью. Особенно забавно было то, что девочки, объясняющие про различные уровни базовой агрессии мужчин и женщин, довольно быстро захватили тему и не давали парням и слова сказать.
А аргумент "за" феминизм пришлось в результате придумывать мне. Ну я вспомнил, что почитывал по теме и стал пояснять за патриархат. Девочки смотрели на меня с глубоким сомнением во взоре. Короче, феминизм мы оставили.
Начали делиться на команды по вопросу абортов - и тут одна из девочек говорит: "Я буду в команде "против"". Вторая посмотрела на нее как Цезарь на Брута.
источник
Незаслуженный учитель России
Кстати, вот эти темы дебатов - одна из причин анонимности канала.

Дело в том, что когда я описывал начальству свои идеи, оно строго-настрого запретило мне касаться хоть сколько-нибудь чувствительных тем. Никаких абортов, никакой легализации, никакой политики - пусть спорят о чем-нибудь добром, вечном. Например, об обязанностях ученика и учителя.
Я, между прочим, нисколько не виню начальство - вот так детишки расскажут дома, как учитель объяснял им про патриархат или давал вводную по абортам и все; осада школы родителями, безумная мать рвет волосы и кричит "мои дети не могут про это знать!", отец пьет валокордин. Поэтому первое время мы спорили на теме отвлеченные - драконы, автоматизация, полезность создания искуственного интеллекта, целесообразность запрета на практикование магии (про это я еще напишу). Но дети чуяли, что есть темы гораздо интереснее - а что самое главное, запретнее.
Поэтому когда я предложил им выбрать тему, парень сразу выкрикнул: "Миграция и мультикультурализм!".

Я вздохнул и прикрыл дверь в коридор.
источник
2017 June 11
Незаслуженный учитель России
Что мне очень нравится в нынешней школе - искренние попытки учителей обращаться к ученикам на "вы".

Конечно, не во всех школах, и, конечно, не все учителя так делают. К классным руководителям претензий нет - человек практически живет со своими учениками, в курсе всех их проблем (ну или должен быть), знает их родителей, звонит практически каждую неделю; они заслуживают говорить ученикам "ты".
Но вот остальные учителя стараются быть вежливыми. Особенно это заметно на экзаменах. Я сидел на регистрации с двумя коллегами и наблюдал за ними - ученики подходили, отмечались в списке, а учителя желали им удачи, называя при этом по имени-отчеству. Да, думаю, для вас эта деталь звучит излишне, но я довольно консервативен и для меня важны все эти знаки уважения.
На самом деле, по словам учеников (уже после конца учебного года), я выглядел немного забавно, так как называл детей "господами". "Господин такой-то, ответьте...". "Госпожа такая-то, встаньте.". Но очень быстро они привыкли и стали находить в этом удовольствие. Именно это мне и надо было - они должны были меня уважать, зная, что я уважаю их в ответ.
Звучит выспренно - но я просто помню себя в школе. Меня невероятно раздражало панибратство учителей. Все они - люди мне посторонние, любое неуважение от них воспринималось мной болезненно, поэтому я бунтовал. Например, однажды явилась к нам какая-то дама из РОНО и стала совершенно хамски с нами "беседовать". Кончилось все тем, что из простого подросткового бунта я просто не встал, когда она зашла в класс на следующем уроке.
Понятно, учительница на меня набросилась, но что она могла мне сделать? В результате учительница, которая мне в принципе нравилась, попала в унизительное положение - ученик отказывается ей подчиняться, а сделать ему ничего нельзя. Я прекрасно понимал ее чувства, но слишком уж меня раздражала РОНОшница. Именно поэтому, придя в школу, я и решил быть подчеркнуто вежлив - чтобы такой же паренек, каким я был в школе, вот так меня не унизил перед всеми.
И, надо вам сказать, это работает. Можно повышать голос, добавлять в него железа, но при этом быть вежливым - это прекрасно действует. Стоило мне раздраженно сказать классу: "Господа мои...", и они замолкали. Да, думаю, это еще связано с тем, что я довольно внушительно выглядящий мужчина, но вежливость обезоруживает - особенно если дети к ней не очень привычны.

Но есть и еще одна причина моей вежливости. Когда-нибудь ученик меня достанет, я не выдержу и скажу ему "ты". И, думаю, он дернется как от пощечины.
источник
2017 June 12
Незаслуженный учитель России
Не удержусь от горячей темы реконструкции всего сразу на Тверской.

Выхожу я зимой с семинара в школе где-то в Ясенево, во дворе детская площадка. На горке дети играют в осаду крепости. На вершине укрепились защитники, снизу лезут осаждающие. Защитники затаскивают в шапках снег на вершину и бросают вниз - это, как я понял, была то ли смола, то ли кипящее масло. И вот снег летит одному из осаждающих в лицо, он хватается руками за щеки, картинно падает на колени и кричит: "Проклятые русские!".

Защитники крепости радостно воют.
источник
2017 June 14
Незаслуженный учитель России
Расскажу, пожалуй, о своих уроках про богатырей. Благо, и детям понравилось, и тема интереснейшая. Постов, думаю, будет несколько - нужно же молодому каналу поддерживать интерес.

Я к этим урокам довольно серьезно готовился, выискивая интересные вещи. В конце концов это русский эпос, позорно было бы заставить детей скучать над историями про супергероев. Наибольший успех у учеников снискала история заморских богатырей - им в богатырском эпосе принадлежит отдельная категория. Есть романтический заморский богатырь Чурила Пленкович, дамский угодник и щеголь (девочки осмеяли его). Есть Михайла Поток, татарский богатырь-кочевник; по-видимому, преломление Гэсер-хана, монгольского эпического героя.
И есть Дюк Степанович. Дюк Степанович снискал острую нелюбовь моих учеников - и вполне заслуженно.
Дюк Степанович прибыл из "Индий заморских". И это не Индия (там геройствовал другой богатырь, Волх Святославович), это, скорее всего, Индии Кастильские. То бишь, как заметили пораженные дети, Америка.
Дюк Степанович приехал в стольный град Киев и там все оскорбительно раскритиковал. Сначала ему не понравилась грязь на улицах, и он рассказал, как дома у него, у матушки Мамелфы Тимофеевны, дороги посыпают песком. Потом ему не понравился княжий терем - у матушки его, Мамелфы Тимофеевны, терем больше и икон там висит с десяток. "А у тебя, Владимир, и десятка нет". Ну а когда подали калачи, совершенно обнаглевший Дюк начал срезать донца калачей и выбрасывать, говоря, что ест только мякиш; да и мякиш у вас плохой, вот у матушки его, Мамелфы Тимофеевны...
На этом месте дети уже начали друг другу шипеть. Я услышал сказанное вполголоса "мудак", но притворился, что слишком увлечен рассказом. Дюк Степанович обретал плоть на глазах.
Заморский богатырь достал киевлян так, что Чурила Пленкович (сам иностранец) вызвал его на состязание в щегольстве. Чурила приоделся с иголочки, но у Дюка был волшебный конь, который каждый день носил ему платья из Индий заморских. Добрый Чурила был побит. Девочки завздыхали - Чурила им не нравился, но Дюк был уж совсем сволочной.
Чурила вызвал Дюка на состязание по скачкам, но и тут волшебный конь помог проклятому иностранцу. Дети уже начинали злиться.
И вот тут я нанес самый тяжелый удар - заносчивого Дюка никто не наказал. Вот так - он приехал, все раскритиковал, похвалился маменькой и уехал себе в Индии. Есть одна былина, как он в чистом поле нарвался на шатер, где отдыхал Илюша Муромец, и Илюша на него осерчал ; но даже в ней Дюк не выхватил заслуженного.
Дети остались ну очень недовольны историей Дюка Степановича.  Думаю, слушатели былин были недовольны точно так же.

До "Брат 2" русскому народу оставалось ждать сотни лет.
источник
2017 June 17
Незаслуженный учитель России
Интересно, это нормально - видеть сны как ты заваливаешь урок?

Пока был учебный год, ничего подобного не видел. А тут все закончилось - и все мои тщательно скрываемые комплексы поперли в подсознание. Сегодня ночью, например, приснилось, что я веду урок и не могу выдавить ни слова. А дети смотрят этак устало и начинают шушукаться.
Я еще подумал: "Наверняка я голый.". Но нет, во сне я был одет. От этого я успокоился и проснулся.

И оказалось, что я в одних трусах.
источник
2017 June 18
Незаслуженный учитель России
Когда рассказывал про Василия Буслаева, ученики не поняли тему.

Василий - это богатырь из новгородского цикла, славный своим буйством и презрением к авторитетам. Презрение доходило до такой степени, что однажды он (по не очень понятной причине) избил половину Новгорода, всю новгородскую рать и пару заезжих умников. Последовал логичный вопрос от класса: "А в чем его геройство?". Я предположил (ну как предположил - я это вычитал), что суть здесь в образе разудалой новгородской демократии и силе простого новгородца, противостоящего власти и заезжим конкурентам. Дети не прониклись, посчитав Буслаева простым хулиганом.
А следующая история вообще осталась им непонятна. Буслаев по просьбе матушки поехал в Святую Землю, чтобы там искупаться в Иордане и смыть грехи, которые накопил за годы избиения новгородцев на рынках. Василий прибыл в Святую Землю, искупался (попутно, кстати, выказав неуважение всему вокруг, так как купался голый), а затем отправился странствовать. В странствиях он нашел череп первого и великого богатыря, который своей наглой улыбкой вызвал у Василия гнев. Буслаев череп пнул - и через это и погорел. Оскользнувшись на камне, он свалился с горы и разбился.

И дети вообще не поняли, что это за череп был. Я им и намекал, и про Голгофу рассказывал, и призывал подумать, кто может быть первым богатырем. И ничего. То есть брезжило что-то - они понимали, что череп какой-то крутой и обижать его не следовало. Но вот понять, что это череп первого человека, они так и не смогли, пока я им не объяснил напрямую.
Вот, кстати, одна из причин, по которой я за ОПК (ну или новую сумасшедшую аббревиатуру) в школах. Люди хоть Адама будут знать.
источник
2017 June 19
Незаслуженный учитель России
Вы думали, я шутки тут шутил про тюремные порядки на экзаменах?

Сегодня по аудиториям кинолог водил огромную черную собаку. Вот идет чувак в камуфляже, с ним огромный пес чернее ночи и они ходят по кабинетам - вдруг какой враг что-то там оставил? Коллеги шутят что пес натаскан на поиск шпаргалок, но шутки шутками, а я не понял, на что там натаскан пес и зачем он в школе. В прошлый экзамен внизу, на регистрации, вообще сидела полицейская капитанша.

А знаете, что общего между всеми нами? На лицах и учителей, и капитанши, и кинолога и собаки написаны усталость и непонимание, для чего они вообще здесь сидят.
источник
2017 June 20
Незаслуженный учитель России
источник
Незаслуженный учитель России
Чурила Пленкович был романтичным богатырем. Я искренне думал, что девочкам в классе будет интересно послушать про богатыря, который не дрался - но я недооценил их воинственность.

Чурила не вызвал у них вообще никакого отклика. Все его геройство заключалось в том что он был очень красивым иностранцем, гоголем ходившим по Киеву. "Чурила", кстати, по-видимому является преломлением имени "Кирилл". Что до отчества - есть версия, что это переиначенное "Франк". С другой стороны, жену Святогора звали Пленка Поморская, поэтому толком про Чурилу ничего неизвестно, кроме его романтичной гибели.

Чурила - герой так называемых "женских" былин, историй о любви и всяческой трагедии. Трагедия Чурилы заключалась в том, что он совратил жену боярина, но не кинул монетки служанке. В результате служанка донесла, боярин явился в самый неудобный момент и зарубил и Чурилу, и жену. Русские женщины когда-то плакали над этой историей, но современные девушки только презрительно фыркали. Когда я показал им портрет Чурилы, они вообще стали хихикать и что-то друг другу шептать. Парни молчали, но видно было, что несчастный стиляга их тоже не впечатлил.

Честно говоря, мне даже стало немного обидно.
источник
2017 June 21
Незаслуженный учитель России
Проникновение технологий в школу порождает сюрреализм.

Сидим на педсовете, обсуждаем прошедший год. Ну понятно - никому с плохим настроением в отпуск не охота, поэтому все всех хвалят. И тут заходит речь о родительских жалобах. Родители, сидя в чатах классов в Ватсаппе, иногда задают учителям вопросы, а потом коллективно обсуждают ответ. Каждый родитель сам по себе человек умный, но, как и все люди, в группе становится дураком с самомнением. Это ожидаемо, никакого ужаса в этом нет, и все понимают что таким же дураком можешь стать и ты.
Но я давил смех, слушая как пожилые учительницы обсуждают Ватсапп и соцсети. При этом смешило меня вовсе не невежество - нынешние учителя не всплескивают руками при слове "интернет". Все уже в курсе. Просто очень странно слышать из уст людей в два с половиной раза старше тебя слова о мессенджерах, о том, как создавать чаты и не нужно ли удалять логи. Я понимал, что это во мне говорит молодое самомнение и устоявшийся штамп о компьютерно неграмотном старшем поколении, но все равно тихо веселился.

Концовка вообще была ударная. Встает наша психологиня и говорит: "А не надо общаться сразу со всеми родителями. В личку, девочки, все только в личку."
источник
2017 June 22
Незаслуженный учитель России
Я не очень горю желанием участвовать в телеграмных ссорах, разговорах и взаимных беседах через перепосты, так как у канала есть одна общая тема - школа.

Но тут нашел малюсенький канал, который сильно похож на мой. Человек оказывается в совершенно другой среде, где люди живут по новым законам, где открывается какой-то другой кусочек мира, и где происходит куча историй, совершенно неизвестных широкой публике. У меня это школа (что не очень экзотично, конечно), а вот у человека - маленький городок на 20 тысяч человек. Рекомендую почитать. Я бы еще с удовольствием почитал записки тамошнего учителя.
источник
Незаслуженный учитель России
Вышло так, что в мае сего года уехал из миллионника в городок с двадцатью тысячами жителей. Перешёл, так сказать, из категорий «понаехавшие» и «понаостававшиеся» в категорию «ну и вали в свою деревню». Из пресс-службы госструктуры уровня федерального округа в провинциальную журналистику. Разница всего в 300 вёрст, а жизнь уже другая. О ней и постараюсь время от времени рассказывать. Ни панегириков, ни филиппик глубинке, - что вижу, о том и пою.
источник
2017 June 23
Незаслуженный учитель России
Еще из интересных изменений в связи со школой - заметил, что привык стоять, когда говорю.

Я человек ленивый, и если где-то можно сесть, я сажусь. Если можно лечь - вообще замечательно. Но в школе я внезапно разучился сидеть. Дело в том, что, сидящий, я произвожу не то впечатление. Так как поначалу я детей сильно опасался, я сразу перестраховался где только возможно. Например, говорил довольно громко и твердо (при том, что в жизни скорее мягок), делал каменное лицо и вообще всячески заявлял себя как уважаемого человека. Думаю, выступай я перед взрослыми людьми, они бы сочли меня позером и дураком, но с учениками вроде прокатило. Один из учеников на дебатах даже начал мне льстить мне, сказав, что у меня сочетается агрессивная жестикуляция и вежливость. Говорил он это с искренностью прожженного лжеца.
Ну вот по той же причине я и стоял на уроках. А теперь заметил, что не могу отвыкнуть - если я с кем-то беседую, то встаю и начинаю расхаживать туда-сюда. Причем это заметно настолько, что уже пару раз мне пришлось оправдываться профессией.
При этом я понимаю, что это только первый год. Часов у меня мало, а будет больше. Так что со стоянием я рано или поздно завяжу, потому что стоять четыре урока подряд невозможно.

Этот текст - в качестве компенсации - я написал лежа.
источник
2017 June 25
Незаслуженный учитель России
Я был удивлен, когда узнал, что в школе нет больше уроков труда.

То есть мастерской со старыми станками и пахнущим водкой трудовиком уже и не сыскать. Есть кружок домоводства, там детей учать готовить после уроков; это, конечно, замечательно, но жизни может научить только учитель труда. Ну вы его помните - такой усатый костистый мужик неопределенных лет. Возможно сидел, возможно служил.  Он знал все на свете, но ничего не говорил - сам поймешь когда-нибудь. Никакого труда он в жизни не знал, поэтому уроки состояли из историй о боевой юности и упреков нынешним властям.
Вот вы уже готовы сказать, что у вас было не так - и я вам верю. Но никаких других трудовиков я не знал. Самое яркое впечатление моей школьной юности - трудовик идет показывать нам, как наконец работать на станке и отрезает себе кусок пальца. Врать не буду, это было очень круто, но героя педагогики уволили. Вместо него пришла дама средних лет и следующие три года я плел куколки из бумаги. В результате любой труд я возненавидел на всю жизнь.

Не диво что я стал учителем.
источник
2017 June 27
Незаслуженный учитель России
Иду из магазина, курю, потею.

Навстречу мужик. Спрашивает: "А вы учитель в здешней школе?". Я говорю: "Да. МХК и дебаты. А откуда вы меня знаете?".
- А у меня там жена работает, в канцелярии. Зовут ее так-то.

Ну я улыбаюсь, знакомлюсь, поддерживаю разговор. В шутку говорю: "Да, она меня не очень любит, я с документами постоянно запаздываю."
И тут мужик так улыбается широко и говорит: "А я знаю, да."

И вот иду я дальше и теперь страдаю. И что ему мешало вежливо соврать, что жена его души во мне не чает?
источник
Незаслуженный учитель России
Смотрите, что нашел. (Да, я себя гуглил, не ваше дело, в этом нет ничего такого, что вы смотрите.)

https://pedsovet.org/beta/article/zapiski-nezasluzennogo-ucitela-rossii

Я, начиная канал, ориентировался на то, что читать меня будут люди, от школы далекие. А тут оказалось, что меня читают и коллеги. Да не просто читают, а прямо хвалят. Мне ну очень приятно было читать комментарии - прямо так тепло обо мне отзываются люди.

Но что забавно - их заинтересовали мои рассказы не о детях или уроках. Отклик нашли мои страдальческие посты о бюрократии, неудобствах и пустой трате времени. Про учеников и уроки все эти прекрасные люди вас сами расскажут тысячи историй - но из каждого учителя вытягивает душу именно система с ее монументальностью и безразличием к человеку. Так что каждый раз, когда люди жалуются на школу, они ведь не на учителей жалуются. Учителя в подавляющем большинстве отличные люди. Но вот система образования наша нуждается в очеловечивании.

Кстати, строку про "в Дагестане пишут сразу на отлично" публикаторы убрали. А по-моему, смешно вышло.
источник
2017 June 28
Незаслуженный учитель России
На одном из уроков поймал себя на том, что почти сказал сакраментальное "Звонок для учителей, а не для вас".

Поймал - и почти поседел от ужаса. Я перешел из категории молодых и вольных людей в категорию взрослых. Но ладно бы почти сказал - я понял, что это значит; понял в глубине души, самой нитью своего сердца. Вот рассказываешь ты что-то удивительно интересное, все слушают - причем слушают искренне - и тут звенит звонок. И ты, только что полностью владевший вниманием этих людей, видишь как они начинают собираться, переговариваться, скрипеть стульями и партами. И, какой бы ты не был добрый и умный, изнутри захлестывает обида: ведь они же только что слушали, задавали вопросы. Но стоит прозвенеть звонку и они больше не твои.
Я все понимаю, я помню, что звонок означал краткую свободу и возможность заняться действительно интересными вещами - обсуждать фильмы и игры, хвастать новыми игрушками и гаджетами, показывать прилежно взвизгивающим одноклассницам дохлую крысу в школьном дворе. Но вот теперь постоял с другой стороны класса и понял, почему так хочется сказать эту фразу.

Потому что после звонка ты снова становишься обычным человеком.
источник
2017 July 01
Незаслуженный учитель России
А напишу на горячую национальную тему.

Ходили ко мне на занятия по обществознанию два паренька. Приятные ребята, вежливые, вдумчивые. И, когда дошли до темы наций, они спросили меня: "А как стать русским?".
Я объяснил, что есть два понимания нации - этническое и политическое. Спросил, а частью какой нации они хотят стать? Ребята справедливо ответили, что этнически русскими им не стать, а вот на политической задумались. Я начал задавать наводящие вопросы, и наконец один, обдумав, дал такой критерий: русские - те, у кого бабушка с дедушкой русские. А второй пригорюнился и говорит: "Да, а у нас дедушка в Москву-то приехал...". Пришли к выводу, что надо ждать еще поколение.

Я этой темы, честно говоря, не ожидал (хотя до того ребята критиковали фразу "многонациональный народ России", требуя пояснить, как народ может быть многонациональным). Поэтому говорил с ними осторожно - вдруг обижу? Но оказалось, что у двух одиннадцатиклассников критерии русскости более радикальные, чем у русских националистов. Вот так вот.

А вы говорите, молодежь глупая.
источник