"К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года)" Б.М. Бим-Бад.
Считается, что в основе немецкого национального характера лежат три важнейшие добродетели: Ordnung (порядок), Punktlichkeit (пунктуальность) и Sauberkeit (аккуратность, или чистоплотность).
Объединение Германии в империю в 1871 году придаёт новый стимул укоренению национальной идеи в довузовском образовании. Национальное движение получило мощный импульс благодаря установке императора Вильгельма II, который на школьном съезде 1890 года заявил: "Это наш долг воспитать молодых людей так, чтобы они стали молодыми немцами, а не молодыми греками или римлянами".
После образования германской империи школьное дело стало заботой отдельных "составных частей империи", образцом для которых выступала Пруссия.
В Пруссии же образовательная система была целиком и полностью подчинена государству. Это обстоятельство соответствовало задаче такого воспитания человека массы, которое давало "на выходе" тип конформиста, лояльного гражданина, патриота-националиста, главное же - умелого, прилежного, исполнительного работника.
Школа готовила основную массу населения к четко означенному положению в обществе (Stand). Гражданство рассматривалась как добродетель подчинения. Система социальных институтов государства, важнейшей единицей в которой было народное образование, держала пульс на руке каждого члена общества от колыбели до могилы.
Правовая регуляция распространялась на труд, семью, досуг, здоровье, несчастья, старость, знания, культуру и развлечения (досуг). Независимость и самостоятельность искоренялись у всех немцев, кроме юнкерства.
Подлинно массовый характер начальной школы в Германской империи очевиден. Подавляющее большинство будущих граждан Германии получало здесь навыки дисциплинарного подчинения, в них взращивалось чувство долга перед государством. Работа в связке с конфессиями, начальная школа, учительский персонал которой тщательно отбирался и деятельность которой непрерывно контролировалась, ковала характер будущих солдат, чиновников, рабочих и матерей.
В 1913 году неграмотных в Германии на тысячу мужчин было менее двух, на тысячу женщин - менее четырёх. Цель начальной школы формулировалась как "обучение богобоязненному, патриотическому и практически полезному знанию"
Однако главным предметом, изучавшемся на каждом уроке, был отсутствующий в учебном плане и тем не менее присутствующий в каждом из его компонентов предмет - подчинение. Школьники повторяли вслед за учителей, всё, что он говорил, подражая даже его интонациям.
Подросток выходил из начальной школы, не имея навыков самостоятельной работы с книгой, не умея задавать вопросы, без собственных суждений, отличных от внедренных в его сознание идей.
Школа рассматривалась как эффективное средство консервации существующего положения и господствующих доктрин. Система образования призвана была готовить не личности, а "винтики" в государственной машине.
Именно государство определяло уровни (стандарты) образованности, "спускало" сверху учебные планы и методы обучения, регулировало назначение на учительские должности. Школа функционировала как хорошо отлаженный механизм, строго бюрократизированный в его управлении. Новое допускалось в школу лишь в той степени, в какой он представлялось государству безопасным для него.
Благодаря "умственному дисциплинированию" всё неясное, непонятное и недоказанное в царстве знания становится для обучающихся окончательно ясным, понятным и доказанным, ибо дисциплина требует признания его таковым.
Запоминание, почти дословное, слов учителя и материала учебников не оставляет времени на раздумья, которые к тому же не поощряются, если даже они по какой-то причине вдруг случаются у отдельных обучающихся. Зубрежка же, напротив, поощряется, и самые экзамены проверяют степень вызубренности.
Так осуществляется нужная государству индоктринация масс, их подготовка к войнам наряду с обеспечением модернизирующегося производства.