Size: a a a

Незаслуженный учитель России

2017 July 04
Незаслуженный учитель России
Заметили, как замедляется канал? Я даже сейчас запостил текстик, который уже писал в другом месте - но устыдился и удалил. Не хочу повторяться.

Но замедляется он по понятной причине - лето же. Летом учителю остается только ходить вокруг учеников, радующихся лету и страдать - их даже жизни уже не поучишь. У них своя жизнь в полный рост. Лежу с открытым окном, читаю (хотел бы сказать, что Платона, но на самом деле Аверченко). А под окном знакомый голос ученицы что-то говорит.
Я прислушался, соскучившись по школьным разговорам. А девушка со страданием в голосе говорит: "Пойми, у каждого человека свои недостатки. Но если любишь, то их не замечаешь."

Я даже книгу отложил - до того литературно-стандартным был этот разговор.
источник
2017 July 07
Незаслуженный учитель России
Я, кстати, ходил на курсы по ведению ОПК.

Ничего особенного не ожидал - и, между прочим, ошибся. Курсы вела замечательная преподавательница, в теме она разбиралась, говорила бойко и интересно. У нее иногда случались перехлесты (например, она рассказала, что компьютерные игры учат убивать), но я не ожидал такого уровня знания предмета. Я действительно слушал специалиста.
Но вот аудитория была ровно такая, какой я ожидал. По большей части это были усталые женщины среднего возраста, которым это ОПК было сто лет не нужно - но за преподавание платят деньги, так что почему нет? Но это фон - а звездами были два антипода.
Обе они были полненькими дамами уже преклонного возраста - и у каждой было Мнение. Мнение первой заключалось в том, что религия это зло, Путин тиран, а революция неизбежна. Мнение второй - ровно противоположное. В остальном они были абсолютно идентичны во всем - во внешности, в одежде, в прическе, да даже в голосе. И каждая озвучивала Мнение по любому поводу.

"И вот заповедь "Не укради"..." - начинает преподавательница. "Пусть наши чиновники выучат ее!" - торжественно кричит один антипод.  

"Программа рассчитана на пятые классы..." - а в ответ "А у нас светское государство!". Второй антипод пробуждается и начинает про Святую Русь. Аргументы настолько стандартны и ожидаемы, что я в уме уже спланировал весь диалог и дальше просто ставил в уме галочки. Но меня подвело самомнение - один из антиподов зашел с неожиданной стороны.

- Между прочим, если спросить называющих себя христианами в кого они верят, они ответят что в Христа! - торжествуеще сказала дама.
Люди задумались.
- Но, позвольте, разве это не так? - несмело начал один из учителей.
- Нет! - уверенно ответила дама. Я в уме лихорадочно затирал галочки, потому что разговор приобретал какое-то новое, неизвестное мне измерение.

К сожалению, я не узнал, кому в реальности поклоняются христиане, потому что второй антипод пошел в контратаку. Я начал успокаиваться - мои прогнозы сбывались. Я еще в начале разговора прикидывал, с какой минуты в разговоре появится Великая Отечественная Война - и честно говоря, она появилась даже раньше, чем я ожидал. Антиподы стали ругаться на тему того, помог ли Бог выиграть русскому народу эту войну. Но либеральный антипод решил перевернуть доску - и задала вопрос о том, не помогал ли Бог немцам и почему? У них же даже на пряжках было написано!

Державный антипод была потрясена подлостью аргумента и не замедлила всем об этом сообщить. Ее соперница торжествовала - немцев крыть было нечем. Но напрасно - ведь оказалось, что во главе СССР стоял избранный Богом человек - товарищ Сталин. В аудитории кто-то издал протяжный стон.

В какой-то момент я отвернулся от спорящих и оглядел аудиторию. За моей спиной говорили два абсолютно одинаковых голоса, и мне казалось, что я слушаю разговор безумца с самим собой.

Учителя переводили взгляды от державника к либералу, от либерала к державнику; снова и  снова всматривались они в лица той и другой, но уже было невозможно
определить, кто есть кто...
источник
2017 July 10
Незаслуженный учитель России
Как оказалось, дети полностью потеряли страх.

Например, наш физрук регулярно находил валяющиеся в раздевалке сигаретные пачки. Я неоднократно слышал, как в школе он жаловался охраннику, что дети обнаглели и даже не прячут уже сигареты. Охранник сочуственно кивал и пенял на развращение телевидением и популярной культурой. Я поддакивал и спрашивал, много ли сигарет забывают. Физрук сетовал, что да, очень много.
Я не очень-то верил, что дети так наглы. Но однажды я шел по коридору и увидел пачку сигарет, лежащую на лавочке у школьной раздевалки. Мое сердце дрогнуло. "Неужели все это правда?" - подумал я. Я вертел в руках пачку "Парламента" и думал, как изменился мир.

Пачку я забрал с собой и скурил за воротами школы.
источник
2017 July 13
Незаслуженный учитель России
На одном из занятий по дебатам дети жаловались мне на зубрежку и бесчеловечность школы.

Я, конечно, кивал, но на очередной вопрос "Почему так?" не выдержал и стал рассказывать, откуда пошла школьная система и чем суть обучения, введенного в начале XX века. Рассказал и про прусскую школу как основу всего обучения, и про начало массового образования как подготовки к армейской службы. Дети слушали меня с кислыми лицами.

Ровно такое же кислое лицо было у меня, когда я только узнал термин "прусская школа". Ознакомьтесь.
источник
Незаслуженный учитель России
"К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года)"  Б.М. Бим-Бад.
       Считается, что в основе немецкого национального характера лежат три важнейшие добродетели: Ordnung (порядок), Punktlichkeit (пунктуальность) и Sauberkeit (аккуратность, или чистоплотность).
      Объединение Германии в империю в 1871 году придаёт новый стимул укоренению национальной идеи в довузовском образовании. Национальное движение получило мощный импульс благодаря установке императора Вильгельма II, который на школьном съезде 1890 года заявил: "Это наш долг воспитать молодых людей так, чтобы они стали молодыми немцами, а не молодыми греками или римлянами".
         После образования германской империи школьное дело стало заботой отдельных "составных частей империи", образцом для которых выступала Пруссия.
           В Пруссии же образовательная система была целиком и полностью подчинена государству. Это обстоятельство соответствовало задаче такого воспитания человека массы, которое давало "на выходе" тип конформиста, лояльного гражданина, патриота-националиста, главное же - умелого, прилежного, исполнительного работника.
        Школа готовила основную массу населения к четко означенному положению в обществе (Stand). Гражданство рассматривалась как добродетель подчинения. Система социальных институтов государства, важнейшей единицей в которой было народное образование, держала пульс на руке каждого члена общества от колыбели до могилы.
       Правовая регуляция распространялась на труд, семью, досуг, здоровье, несчастья, старость, знания, культуру и развлечения (досуг). Независимость и самостоятельность искоренялись у всех немцев, кроме юнкерства.
        Подлинно массовый характер начальной школы в Германской империи очевиден. Подавляющее большинство будущих граждан Германии получало здесь навыки дисциплинарного подчинения, в них взращивалось чувство долга перед государством. Работа в связке с конфессиями, начальная школа, учительский персонал которой тщательно отбирался и деятельность которой непрерывно контролировалась, ковала характер будущих солдат, чиновников, рабочих и матерей.
       В 1913 году неграмотных в Германии на тысячу мужчин было менее двух, на тысячу женщин - менее четырёх. Цель начальной школы формулировалась как "обучение богобоязненному, патриотическому и практически полезному знанию"
       Однако главным предметом, изучавшемся на каждом уроке, был отсутствующий в учебном плане и тем не менее присутствующий в каждом из его компонентов предмет - подчинение. Школьники повторяли вслед за учителей, всё, что он говорил, подражая даже его интонациям.
       Подросток выходил из начальной школы, не имея навыков самостоятельной работы с книгой, не умея задавать вопросы, без собственных суждений, отличных от внедренных в его сознание идей.
        Школа рассматривалась как эффективное средство консервации существующего положения и господствующих доктрин. Система образования призвана была готовить не личности, а "винтики" в государственной машине.
      Именно государство определяло уровни (стандарты) образованности, "спускало" сверху учебные планы и методы обучения, регулировало назначение на учительские должности. Школа функционировала как хорошо отлаженный механизм, строго бюрократизированный в его управлении. Новое допускалось в школу лишь в той степени, в какой он представлялось государству безопасным для него.
      Благодаря "умственному дисциплинированию" всё неясное, непонятное и недоказанное в царстве знания становится для обучающихся окончательно ясным, понятным и доказанным, ибо дисциплина требует признания его таковым.
      Запоминание, почти дословное, слов учителя и материала учебников не оставляет времени на раздумья, которые к тому же не поощряются, если даже они по какой-то причине вдруг случаются у отдельных обучающихся. Зубрежка же, напротив, поощряется, и самые экзамены проверяют степень вызубренности.
      Так осуществляется нужная государству индоктринация масс, их подготовка к войнам наряду с обеспечением модернизирующегося производства.
источник
2017 July 16
Незаслуженный учитель России
Оказалось, учителю надо быть готовым к любому повороту событий - в том числе и к прорыву потустороннего.

Я провел урок по дохристианской Руси. Ученики с удовольствием слушали про разнообразную нечисть и духов, периодически предлагая способы с ними подружиться. Домового знали все, но вот банники, например, нескольких человек удивили. Под это дело я пересказал рассказ моего дедушки о том, как он встретил банника. Это была ошибка - дети решили что видят перед собой специалиста по контролю и изгнанию духов.

После урока ко мне подошли два ученика и спросили: "А что может ночью стучаться в окно?". Я подумал и ответил что ветка. Но ученица сказала, что проверяла - веток нет. А если это не ветка, то, логически продолжила она мысль, скорее всего это упырь. Так вот, имя-отчество, а что делать с упырем? Я с подозрением смотрел на учениц. Обе они были очень серьезны. У них возник вопрос, они, как прилежные девочки, пошли с этим вопросом к учителю. В конце концов, кто еще должен разобраться с демоном, как ни учитель МХК?

Я недолго поразмышлял и предложил им сходить к местному батюшке, который куда более квалифицирован для борьбы с нечистью. Ученицы опять совершенно серьезно кивнули. Честно говоря, в этот момент я уже начал волноваться. Девушки действительно подозревали нечистую силу в заглядывании в их окна ночью и были готовы принять любой совет. "Ну что, пойдем к батюшке?" - спросила одна другую. "Придется", - ответила та. И они, поблагодарив меня, ушли.

На следующем уроке я пристально разглядывал учениц. Не случилось ли что? Помог ли святой отец? Или же сейчас, отвечая у доски, девочка моргнет продольным веком и мельком оскалит острые белые клыки?

Вроде обошлось.
источник
2017 July 18
Незаслуженный учитель России
Перед тем, как подпускают к детям, заставляют ходить к врачам.

Особенно в наркологию и в психдиспансер. Я, когда получил направление, даже удивился - неужели все учителя в моей жизни были признаны психически вменяемыми? Но пошел. В наркологии ничего интересного не было, хотя в коридоре ходила пара личностей с глубоко запавшими глазами и пергаментной кожей. Но сама наркология меня не очень напрягла - место и место.

А вот психдиспансер - вот это да, это был экспериенс. По коридорам там ходили настоящие безумцы, с пакетами на головах, а на них смотрел усталый молодой врач. Они заходили к нему в кабинет, дверь закрывалась - а дальше я гадал, что же там происходит. Иногда люди были за дверью долго, что наводило на подозрения. Поэтому на выходящих (даже без пакета на голове) я смотрел с опаской - не будет же врач говорить с нормальным так долго.

Дошла очередь и до меня. Я был уверен, что я-то нормальный, поэтому не волновался и вошел в кабинет с улыбкой. Врач не то что не улыбнулся - даже головы от бумаг не поднял. Я решил, что он очень занятой человек. Врач начал задавать мне вопросы, первым из которых был: "Чем солнце отличается от луны?". Я ответил, что солнце - звезда. Врач хмыкнул, не поднимая головы от бумаг. Я поздравил себя с успешным ответом и решил, что так меня признают вменяемым довольно быстро.

Врач задал следующий вопрос: "Чем троллейбус отличается от автобуса?". Я, не думая, ответил: "Рогами".
И вот тут меня пробил холодный пот - потому что врач поднял взгляд от бумаг и посмотрел мне прямо в глаза. Это самое плохое, что может случиться в разговоре с психиатром: когда он наконец обращает на тебя внимание. "Почему рогами?" - мягко спросил он особым задушевным голосом. Я не видел, что делает медсестра, но был уверен, что она уже заряжает пневмошприц.

"У троллейбуса есть рога, а у автобуса нет", - я пожевал губу, - "Для электричества."
"А, для электричества...", - повторил за мной врач. Я поискал глазами ближайшее окно, но оно было забрано решеткой.

Врач молчал. Я тоже молчал. Наконец он взял у меня направление и написал, что опасности для детей я не представляю.
источник
2017 July 21
Незаслуженный учитель России
Рискую, конечно, но пальцы жжет.

Я вчера посмотрел нашумевшие дебаты, и у меня в самом начале случился мощный флешбек. Дело в том, что вот это "давайте в камень-ножницы-бумага чтобы узнать кто первый" я слышал в самом начале нашего кружка. Просто слово в слово был разговор. И все точно так же помолчали, а потом решили что это слишком... примитивно для такого интеллектуального занятия как дебаты.

Дети стали думать, как тогда - но до монетки почему-то додумались не сразу. В результате подсказал я и, гордый тем, что дети хотят видеть стиль, полез в карман. А в кармане пусто. Поэтому мы точно так же искали хоть одну проклятую монетку.

Это такая родовая черта дебатов, видимо. Или финансовый кризис.
источник
Незаслуженный учитель России
Когда я рассказывал детям про богатырей, им особенно понравилась вот какая деталь.

Ну вот живут себе разные богатыри, бьют татар, разбойников и чудовищ - а в перерывах и друг друга. Например, Алеша Попович иногда изображается в былинах хромым; а ведь есть целая предыстория про то, как он охромел. Дело в том, что Добрыня как-то уехал в очередной раз бить татар, разбойников и чудовищ, а Алеша соврал его жене, будто его убили. Жена погоревала и пошла за Алешу - но Добрыня уже вернулся, пришел тайком на свадьбу и все разгромил. А Алешу тогда и покалечил. Алеша после этого морально исправился, но ногу так и не залечил.

Так вот, такая штука теперь модно называется shared universe, и все дети ее прекрасно знают, так как читают комиксы. И именно с комиксами богатырский эпос и сравнивали. Я рассказал про лубки и попенял, что в России когда-то комиксы рисовали, но потом стало сильно не до этого.

А ведь те комиксы-то остались. Вот обнаружил краудфандинг - люди выкупили в Сербии комиксы, написанные русскими авторами, бежавшими от Гражданской, и теперь издают в каком-то потрясающем качестве. Вот просто взяли и восстановили утерянное. Я, не будь дурак, уже купил, что и вам советую.

Может, когда-нибудь и про избиение Алеши комикс прочту.

https://planeta.ru/campaigns/russiancomics
источник
2017 July 24
Незаслуженный учитель России
Будучи с утра в состоянии жесточайшего похмелья, зачем-то начал читать страшные истории на Реддите.

Честно говоря, меня иногда трясло, и не всегда с похмелья. Поэтому где-то на середине очередного треда с городскими легендами я внезапно создал собственный coping mechanism. Я просто соврал себе, что читаю это не как читатель, а с загадом на то, что когда меня пошлют с учениками в какую-нибудь поездку в Псков, например, я буду рассказывать им эти страшные истории.
И помогло, страх исчез. Я не горю желанием ехать с детьми в Псков и там наблюдать, как они пьют и дерутся с деревьями; да и вряд ли меня куда-то пошлют.
Но приближается ночь, поэтому выбор у меня небольшой. Так что...

"А вы слышали историю об охотнике и портретах?"
источник
2017 July 25
Незаслуженный учитель России
Друзья мои, вот и меня наконец признали. Теперь я "правый канал".

Завтра я напишу вам о политических воззрениях моих учеников (по деталям в прошлых постах вы о них уже, вероятно, догадываетесь), но говорю вам сразу - если я "правый канал", то нынешние школьники это "ультраправая террористическая организация". Мой канал сух, неинтересен и дегенеративен в сравнении с тем, что написала бы пара моих учеников.

А теперь они еще и дебатировать умеют. Короче, я предупредил.

http://telegra.ph/Pravye-kanaly-Telegrama-05-29
источник
2017 August 01
Незаслуженный учитель России
Ничего никому не надо обещать. Вот и я - обещал "завтра будет пост", а опомнился через неделю.

По размышлении, про политику я писать не буду. Без меня напишут. Но сегодня будет не менее горячая тема.
Когда я учился в школе, был у меня замечательный учитель истории. Прямо образец мужчины-учителя - усатый, мрачноватый и заботливый ветеран Афганистана. Историю он вел прекрасно, с учениками был корректен и ни в каких скандалах никогда замечен не был. Но каждый день в нашем 11-м классе был для него новым боем. Дело в том, что у нас было много девочек - и они следовали моде. А мода состояла в том, чтобы с утра не одеваться.

Эта мода никуда не исчезла. Год был довольно холодный, поэтому в полной мере я прочувствовал все только к середине весны. Девушки начали избавляться от стесняющей одежды как-то рывком, я сначала и не понял что происходит. Вызываешь ученицу, она встает, отвечает - а ты пытаешься понять, что не так. Во-первых, почему видно ее плечи? Во-вторых, я не знал, что у школьниц теперь такие длинные ноги. В-третьих, что она только что сказала?

Но на уроках девушки еще соблюдали дресс-код, опасаясь учительниц. На дебаты они приходили как Бог пошлет - а Бог посылал мне постоянные испытания. Одна явилась в какой-то легкой кофточке без плечиков, которая постоянно сползала. Я подумал, что она одевалась впопыхах. Но тут вторая пришла в короткой обтягивающей кожаной юбке и белой блузке.  Я героически не обращал внимания, но когда она решила встать и что-то ответить, я махнул рукой: "Да нет, сидите". Я уверен, что она все знала.

Вам все это смешно читать. Да и мне писать смешно - просто в тот момент меня все это приводило в замешательство. Чувствуешь себя полным подлецом, когда ученики выходят из аудитории, ты ее запираешь и идешь позади - а в голове только "Не, чувак, ну не смотри, голову прямо держи". И мыщцы шеи сводит. Это даже толком с коллегами не обсудишь - просто увидишь мельком, как учитель стоит у школы, провожает учеников и тоже возводит глаза к небу, когда уходит группа его учениц.  И смотрите друг на друга с пониманием.

А мой учитель истории когда-то вошел в класс, увидел Машу, которая в тот день решила надеть самые обтягивающие джинсы и улечься на животе на диванчик с учебником - и очень тяжело вздохнул. А мы посмеивались. Простите меня, Ал. Л.

Я не понимал.
источник
2017 August 12
Незаслуженный учитель России
Когда мы закончили со Средневековьем (то есть мы даже не начинали; что можно рассказать за четыре урока?), я решил помочь ученикам.

Мое глубокое убеждение состоит в том, что если желаешь сойти за умного, достаточно мелочей. Я вел себя так всегда и никто меня еще не уличил в невежестве. Поэтому в последний урок по Средним Векам я набросал список книг, которые могут пригодиться детям в их будущих разговорах на прокуренных кухнях. Я, очевидно, не надеялся что они прочтут эти книги - но хотел, чтобы названия отложились у них в голове и когда-нибудь они ими бы козырнули. В списке были эпосы про Кухулина и Беовульфа, Мэллори, Мабиногион, "Сумма теологии" Аквинского, Томас Мор и прочие книги, которые выдавали бы в моих учениках умных и образованных людей. Помогало то, что я-то это читал (и вы никогда не докажете обратного), поэтому мог кратко объснить, о чем это и почему это интересно.

Дети все это записали и я, будучи фаталистом, смирился с тем, что они тут же все это забыли. Но через пару недель ко мне подходит ученик и говорит: "Имя-отчество, я тут читаю "О Граде Божьем" и что-то туго идет. Есть ли что полегче?".  Я тут же успокоил его, сказав, что Августина читать тяжело и порекомендовал прочесть "Исповедь", которая будет поинтереснее. Все это я говорил с отсутствующей улыбкой очень образованного человека, поэтому ребенок купился и ушел читать.

Не знаю, чем из всего списка книг ученика так привлек Августин. Возможно, я интересно его описал - особенно когда сказал, что это "одна из первых средневековых утопий". И тут же застопорился, потому что следующей шла "Утопия" Мора, и я никак не мог придумать, как без потерь сказать, что "Утопию" следует назвать первой утопией.

Мне показалось, что кто-то в классе за моей спиной хихикнул.
источник
2017 August 18
Незаслуженный учитель России
Завтра обещают очередной конец света.

Люди уже устали ждать. За учебный год я обсуждал конец света с детьми то ли три, то ли четыре раза. Как все нормальные люди, мои ученики ждали апокалипсиса с нетерпением. Идеи у них были довольно избитые - метеорит, эпидемия, ядерная война. Пару раз высказывалась мысль о нормальных вещах, предсказанных в Библии и писаниях различных пророков, но нашествие саранчи пугало не так сильно, как ядерная бомба в школьный двор.

На каждый вопрос о скором конце мира я объяснял, что это мечта любого поколения - увидеть как, наконец, все это кончится. Дети не верили, считая, что хуже чем сейчас не будет. В ответ я рассказывал, как подобное мнение повторяют минимум раз в век. Конец Европы случился в начале 20 века - а потом грохнула мировая война. Фукуяма пообещал конец истории совсем недавно - а теперь история вытворяет такое, что он просто спрятался.

После урока класс быстро заполнялся потоком младшеклассников, у которых здесь был урок по ИЗО, поэтому мои рассуждения слушали серьезные 13-летние дети. Иногда они вмешивались в разговор и просили объяснить, почему все так ждут последних дней. Я объяснял, что мир вообще не внушает людям доверия и все очень хотят стать именно тем поколением, которое и увидит конец. Но каждому поколению не везет.

Младшеклассники кивали и говорили, что оно, конечно, так, но сейчас мир-то точно навернется. Я просто предлагал подождать, а дети в ответ вздыхали: "А что еще остается?".

До завтра, друзья. Если ничего не случится - не отчаивайтесь. Я слышал, в 2018 на нас упадет метеорит.
источник
2017 August 25
Незаслуженный учитель России
Я рискую выставить себя в не лучшем свете, но до работы в школе я вообще не знал, что ученики ведут тетради.

Я вот не вел ни по одному предмету. У меня были какие-то листочки, обрывки, одна тетрадь на три предмета - я думал, так у всех. А под конец года мне нужно были понаставить оценок - и я собрал тетради по МХК. С самого начала я решил, что особо ничего из этой идеи не выйдет и двойки-тройки ставить просто не собирался - я же не зверь. Но, собрав тетради, я был поражен.

Ученики серьезно записывали все, что я говорил. Причем записывали прекрасно - конспектировали, чертили схемы, на полях писали переводы латинских терминов, которыми я их угощал на уроках про Рим. Я проверял тетради и просто рыдал от умиления - дети слушали и запоминали меня. Открываешь тетрадь девочки, которая на уроках старалась не отвечать - а там конспект про Изумрудную Скрижаль и Три Операции Гермеса. А я это рассказывал просто вскользь; нужно же было объяснить, какой именно магией увлекались в Средние Века.

У одного из учеников было две тетради по МХК - одну он потерял в середине года, а потом нашел. Так он сшил их вместе, я в жизни такого не видел. Но лучшая тетрадь была у одной из девочек. Ее тетрадку надо поместить в музей как пример таланта к конспекту. У нее было несколько ошибок, связанных с тем, что она записывала на слух; я ошибки исправил и испестрил все поля похвалами.

А потом я открыл урок по Греции и вытаращил глаза - ученица от руки перерисовала карту Эллады. Я поставил ее фоном в начале урока на проекторе, а она (не забывая записывать все что я говорил) ее просто скопировала. Я бы сам не поверил, но у меня есть фотодоказательства.
источник
Незаслуженный учитель России
источник
Незаслуженный учитель России
Как пример схемы (ранней, потом они стали еще подробнее, но я не сфотографировал) привожу страницу про Мезоамерику.
источник
Незаслуженный учитель России
источник
Незаслуженный учитель России
Ну и страница, от которой я просто в голос захохотал и сразу понял, что надо ставить пять в году. Это я, рассказывая о славянах, мельком рассказал про панславизм. Вопросительный знак над "украинцы" мне до сих пор не понятен.
источник
Незаслуженный учитель России
источник