В академическом сообществе Канады разгорается скандал. Дерек Пайн, уважаемый профессор экономики в Thomson Rivers University (TRU), был отстранён от должности за "клевету и несостоятельные обвинения". Чем же провинился почтенный 54-летний профессор? Господин Пайн опубликовал статью в научном журнале Journal of Scholarly Publishing, из которой следует, что минимум 20 преподавателей из его университета регулярно размещали свои научные работы в левых, никем не рецензируемых журналах. Как известно, каждый обладатель научной степени обязан публиковаться в специализированных научных журналах. Больше статей - выше рейтинг цитируемости - больше карьерных и финансовых перспектив. Де-юре требования к публикации в подобных изданиях весьма высоки: каждую статью должны отрецензировать как минимум два независимых эксперта на предмет достоверности написанного, и вынести окончательный вердикт (нередко статью отклоняют). Так вот, по мнению профессора Пайна, большая часть его коллег публиковались в журналах, статьи в которых не рецензировались от слова совсем, а главным условием публикации являлись денюжки. Остается только догадываться, что именно публиковали господа профессоры и как скрупулёзно подходили к вопросу достоверности написанного. Статья Пайна вышла в апреле, затем о ней написал The Economist, после чего профессора и отстранили. В администрации университета комментировать произошедшее отказались.
Мятежный профессор утверждает, что ситуация характерна для многих высших учебных заведений Канады, США и ЕС. Научное сообщество прекрасно осведомлено о происходящем, но все предпочитают молчать, видимо, у слишком многих коллег, что называется, рыльце в пушку. Так, в США хорошо известна судьба Джеффри Биэлла, библиотекаря Колорадского Университета, опубликовавшего в Сети список из 12 тысяч (!) псевдонаучных журналов, которые следили не за достоверностью публикуемых статей, а за стоимостью публикации одного листа. Отношения с коллегами у Джеффри моментально испортились, через некоторое время на его электронную почту стали поступать многочисленные анонимные угрозы. Борьба за достоверность научных исследований стоила Биэллу карьеры - в прошлом году он уволился из Университета и перестал пополнять базу данных псевдонаучных журналов.
Вывод из всей этой истории самый печальный. Современный мир привык полагаться на силу науки, на ее неоспоримую правоту. Апелляция к многочисленным научным исследованиям давно стала излюбленным приемом в общественно-политических дискуссиях, позволяющим выгодно отделить Единственно Верную Точку Зрения от фейк ньюз и "мракобесной пропаганды". Но что делать, если сама научная деятельность стала жертвой человеческой жадности, своекорыстного стремления заработать и получше устроиться в этом мире? Что является критерием истины, если сама истина с лёгкостью продается за несколько сот долларов любому желающему?
И, конечно, подобные скандалы разрушают самое главное - веру в непогрешимость Западной научной системы. Ведь, как любит проповедовать (да, именно проповедовать) наша прогрессивная общественность, Западный мир живёт по строгим, но справедливым законам научной истины, достоверность которой в принципе не может быть подвергнута сомнению. Иногда подобная уверенность принимает форму чуть ли не религиозного фанатизма, с гневным и подчас жестоким осуждением немногих сомневающихся. Впрочем, вряд ли печальные истории Дерека Пайна, Джеффри Биэлла и многих других учёных, пострадавших за правду, хоть немного поколеблет этот фанатизм.
https://vancouversun.com/opinion/columnists/b-c-economist-locked-in-grim-battle-against-deceptive-scholarship