Lyft опубликовал
поправку к своему проспекту IPO, которое состоится уже на следующей неделе. Компания намерена продать 10% акций при верхнем ценовом диапазоне в $68 за бумагу. То есть Lyft хочет привлечь пару миллиардов, как однажды я и насчитал. А теперь несколько подробнее о свежих цифрах из этой поправки.
Изучая новый документ, мне вспомнилась книга «Как лгать при помощи статистики». Вот посмотрите на гистограмму выше. Ошеломляющий рост вглубь наводит на мысль о том, что все «разоблачения» о чрезмерных убытках компании — враки квази-экспертов. Ведь одна и та же когорта пользователей за 3 года стала почти в 3 раза чаще пользоваться услугами сервиса. После нескольких лет с таким negative churn любая компания станет сказочно прибыльной!
Но Lyft же работает не по подписке, да и на графике отражён не MRR. К чему это я? Представьте, что некий Илья Пестов первый раз воспользовался сервисом 31 декабря 2015 года, а в 2016 году уже совершил с ним 21 поездку. В таком случае его YoY вовлечённость составила бы 2000%. По этой причине мне захотелось посмотреть на рост количества поездок по когорте от следующего года. Итак, люди, оплатившие первый заказ в 2015 году совершили 48.3 миллиона поездок в 2016. Значит рост их вовлечённости к 2018 году равен 38% (+23% за 2016, +15% за 2017).
Безусловно, увеличить частоту покупок за пару лет на 38% — это очень круто и многие мечтают о таких цифрах. Но потенциал роста при +38% за два года выглядят уже не так впечатляюще, как при +166% за три. А теперь посмотрите на людей, которые первый раз воспользовались Lyft в 2016 году. YoY rides по ним равен 63% в 2017 и всего 2% в 2018. Темпы роста резко сокращаются и они разные в зависимости от когорты. Хотя последние результаты по base year по-прежнему велики.
Однако я заметил, что YoY рост поездок по разным когортам за первый год тоже падает — 92%, 63%, 44%. Закономерность сразу показалось мне знакомой: «This allowed us to reduce sales and marketing costs as a percentage of revenue from 127% to 54% to 37%». Коррелировать может всякое, но мы можем сравнивать количество поездок на одного пользователя по кварталам и увидим совершенно другой рост: 2016 Q4 — 7.96, 2017 Q4 — 9.23, 2018 Q4 — 9.59.
Следовательно, рост вовлечённости по когортам в большей степени обусловлен баблом на реактивацию по воронке, а не органическим удержанием, как это могло показаться в начале. Теперь скажите, а что есть удивительного в увеличении частоты покупок почти в 2 раза за год, при повышении расходов на маркетинг до 127% от своей выручки? Какой бы прибыльный интернет магазин так не смог? Но посмотрите на когортный анализ от Lyft, впечатляет не так ли? #мысливслух