Size: a a a

2019 March 31
Groks
Занимательная история взлёта и падения телекоммуникационной корпораций WorldCom, которая в начале нулевых по своему масштабу была сопоставима с AT&T и Verizon. Особенно примечательна судьба инвесторов, ведь 25 июня 2002 года капитализации компании упала на 99% со $180 до $2.7 млрд. Как так произошло? — Всё просто. Друг банкир из Citi Group до последнего дня рисовал хороший рейтинг, а аудитор в лице Arthur Andersen закрывал глаза на махинации с отчётностью.

https://vc.ru/story/60959-bankrotstvo-worldcom-istoriya-bystrogo-vzleta-i-padeniya-telekommunikacionnogo-giganta
источник
2019 April 01
Groks
Редко делюсь тематическими новостями, но хочу отметить лидера инфоповодов в прошлом месяце по моему субъективному мнению. Я про Яндекс: партнёрство с Hyundai, Аура, профили в Дзене, покупка TheQuestion, слухи про Суперчек, тестирование доставки продуктов, поиск по патентам и многое другое. Поздравляю с успехами всех причастных!
источник
Groks
Обычно «богатство» меряют по капитализации. Мол Apple стала первой триллионной компанией, посмотрите на Fortune 500, как изменился мир за 10 лет, бла бла бла. Только вот чистая прибыль Saudi Aramco (нефтянка) за 2018 год превысила 100 миллиардов долларов! Чистая прибыль, не выручка. Это больше, чем у Apple, Google и Microsoft вместе взятых.

https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-04-01/saudi-aramco-profit-dwarfed-the-biggest-global-companies-in-2018
источник
Groks
Стоит ещё добавить, что Saudi Aramco платит пятидесятипроцентный налог на прибыль, в отличии от долго скрывающейся в Ирландии Apple (уже вроде нет). Для справки: аравийская корпорация заплатила больше 100 ярдов налогов, яблочная — 13. Плюс ко всему Saudi Aramco выделяет стабильно кучу бабла не дивиденды, сумма которых в 2018 году превысила 58 ярдов. Хотя в долине такими вещами заниматься вообще не модно. В общем денег по-прежнему гораздо больше в земле, чем в полупроводниках.
источник
2019 April 02
Groks
groks
Говорят, Lyft в ходе IPO был оценен в $24.3 млрд, что позволило привлечь $2.2 млрд.

https://www.reuters.com/article/us-lyft-ipo/lyft-raises-2-2-billion-in-ipo-source-idUSKCN1R92P4
Второй день торгов закончился. Акции Lyft упали на 11.85%, а капитализация уже меньше $19 миллиардов. В пятницу многие СМИ писали, что Lyft вырос на 9% к IPO —  вырос для тех, кто купил на размещении за $72. Но стартовая цена на бирже была $87.24 за акцию. То есть те, кто закупился в начале торгов потерял 12%. Текущая же цена — $68.80. Следовательно люди купившие акции Lyft на старте уже в минусе на 21%. Для того, чтобы они вышли в ноль акции должны подняться на 26% (со 100 до 50 — пятидесятипроцентное падение, с 50 до 100 — стопроцентный рост). Сколько компаний вы знаете, чья капитализация увеличилась на 26% за год? Вот тут то и оно.

«Today, investors took off their rose-colored glasses (and pink-colored mustaches) and looked at Lyft’s shares with fresh eyes after Friday’s ebullient debut» — TechCrunch.
источник
2019 April 04
Groks
groks
Бескассовые магазины — это дискриминация, потому что 50% афроамериканцев и мексиканцев не имеют банковского счёта. По этой причине власти Сан-Франциско рассматривают решение о закрытии магазинов Amazon. И да, я не сижу на The Onion.

https://sf.curbed.com/2019/3/20/18273994/amazon-cashless-store-ban-vallie-brown-sf
О курьёзах американского права вновь. Есть такой секс-маркетплейс Backpage, который запретили в США из-за торговли людьми. Но примечательно другое — 50 женщин подали коллективный иск на SalesForce за продажу ПО этому магазину 5 лет назад. То есть перед совершением продажи нужно убедиться, а не плохому ли ты клиенту предоставляешь услугу, иначе жди претензий в суде.

https://www.businessinsider.com/50-women-suing-salesforce-allegation-sex-trafficking-customer-2019-3

А ещё меня очень удивило, что в США существует такой механизм, как «приказать продать». Grindr — это ЛГБТ соцсеть, которая однажды была куплена китайской компанией Kunlun. Однако недавно власти США посчитали, что у новых владельцев соцсети слишком много личных данных их граждан, которые могут быть угодны Пекину и потребовали продать Grindr. В Kunlun согласились.

https://mashable.com/article/grindr-kunlun-sale/#2xUJg2CwVZqW
источник
2019 April 05
Groks
Уже 3 год подряд (https://t.me/groks/658) я с большой радостью сообщаю вам о том, что наши талантливейшие ребята вновь стали победителями международной олимпиады по программированию ICPC. Первое место досталось МГУ, второе — MIT, третье — Токийскому университету. Также две бронзовые медали выиграли студенты ВШЭ и МФТИ. Это большой успех не только российских программистов, но и их учителей. Поздравляю и желаю успехов на следующем чемпионате, который состоится в 2020 году в Москве.
источник
2019 April 09
Groks
groks
Вновь на TechCrunch мне повстречалась любопытная статья с ироничным заголовком «В честь банкротства Tesla». Автор заставляет по новому взглянуть на компанию Маска и акцентирует внимание на том, что Tesla разрабатывает инфраструктуру для электромобилей и в целом посягает на рынок энергоресурсов. Вспомнились Gigafactory, недавние открытия крупнейших зарядных станций в Пекина и Шанхае, строительство самой большой в мире литийно-ионной батареи за 100 дней. Да даже в миссии компании написано в первую очередь про ускорение перехода мира к возобновляемой энергетике.

Всё здорово. Масштабы лишь интерпретаций мыслей Маска и то впечатляют. Тем не менее нужно отделять зёрна от плевел. Здесь изложена журналистика мнения, а на Seeking Alpha была журналистика факта. «Когда достижение некоторого показателя становится целью, то он перестаёт быть хорошим показателем» — великолепная, глубокая мысль, особенно для маркетологов. Но когда автор пытается применить её к деньгам, которые необходимы для существования компании, то это как-то инфантильно.

https://techcrunch.com/2017/11/26/in-praise-of-teslas-bankruptcy/
«When a measure becomes a target, it ceases to be a good measure» — данное выражение Чарльза Гудхарта в своё время надолго погрузило меня в рассуждения о ценности сказанного. И вот спустя полтора года мне повстречался отрывок из книги «The Tyranny of Metrics», который удивительным образом вернул меня всё к тем же думкам о необходимости постоянного переосмысления метрик.

Конкретно. Если количество тяжких преступлений на районе становится показателем, в соответствии с которым повышаются в должности сотрудники полиции, то полицейские начнут переводить тяжкие преступления в другую категорию правонарушений. Если количество успешных операций для врача будет главным показателем его профессионализма, то врачи перестанут брать на себя сложные и рискованные операции.

Абстрактно. Инновации рождаются в ходе экспериментов. Эксперимент сам по себе подразумевает вероятность неудачи. Заставляя людей фокусироваться на определённых показателях, вы сдерживаете их потенциал. Более того, метрики размывают цели для ваших сотрудников — человек может преследовать не ту цель или вовсе потерять мотивацию к работе, неосознавая результат своего труда.

В общем, вся относительность, ещё относительнее, чем кажется. Не позволяйте ключевым показателям эффективности становится целями.

https://aeon.co/ideas/against-metrics-how-measuring-performance-by-numbers-backfires #грок
источник
2019 April 12
Groks
Uber опубликовал проспект IPO. Даю ссылку сразу на EDGAR.

https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1543151/000119312519103850/d647752ds1.htm
источник
Groks
Захотелось продублировать запись 2-летней давности.
источник
Groks
По данным Колумбийского университета, 9000 уберовских беспилотников могут полностью обеспечить потребности ньюйоркцев в такси. Расчётное время прибытия - 36 секунд. Стоимость - полдоллара за милю. На таких условиях использование подобного сервиса становится выгоднее, чем покупка собственного автомобиля. Дальше интереснее.  

Uber оценивается в $41 млрд. При средней стоимости автомобиля в $25 000 компании нужно всего $4.3 млрд., чтобы встать на замену 171 000 такси в США.

На сегодняшний день в мире около 3.5 млрд. автовладельцев. В долгосрочной перспективе PwC прогнозирует 99% сокращение национального автопарка. В 2015 году было произведено порядка 73 млн. пассажирских автомобилей.

Самое пикантное то, что помимо автопрома это затронет 100-миллирадную индустрию автокредитов, 200-миллиардный сектор автострахования, 100-миллиардный рынок парковок и 300-миллиардный вторичный рынок авто.

Вспомнилось, как в 2007 Стив Джобс сказал, что если iPhone займёт 1% рынка, то это уже будет хорошо. А Убер несмотря на миллиардные убытки трудно назвать пузырём. Речь не только о такси. Дядечки из Goldman Suchs и прочих знают сколько они смогут наскрести с друзьями и на что они «скидываются». Вопрос только в поставленных сроках и технологиях. Жутко интересен итог.

http://www.nextbigfuture.com/2017/03/peak-car-ownership-is-near-beginning-of.html
источник
2019 April 16
Groks
groks
Вы, наверное, слышали, что Lyft опубликовал проспект предстоящего первичного размещения акций. И меня очень удивило предложение «We have a history of net losses and we may not be able to achieve or maintain profitability in the future» в перечне факторов риска. В связи с этим мне захотелось покопаться в цифрах.

Revenue: $343.3M (2016), $1.1B (2017), $2.2B (2018)
Net loss: $682.8M (2016), $688.3M (2017), $911.3 (2018)

На руках у Lyft примерно пол ярда долларов. То есть компания уже и года не проживёт на имеющиеся деньги. И это я не говорю про обязательства на $1.479B. Дальше пуще. В Lyft вложили $5.152B, но сейчас от них осталось $2.871B, total stockholders’ equity дефицитный. Иными словами Lyft не увеличил свою ценность с привлечёнными деньгами, а уменьшил.

Для сравнения, есть пример IPO Facebook. В социальную сеть Цукерберга вложили $2.3B и перед IPO показатель total stockholders’ equity был равен $4.9B. Facebook стал дороже денег инвесторов, Lyft — дешевле. Facebook выходил на IPO, чтобы увеличить рост «ценности», Lyft выходит на IPO, чтобы выжить.

Немного и грубо про IPO. Эмитент (Lyft) договорился с андеррайтерами (JPMorgan Chase, Credit Suisse, Jefferies) о выпуске определённого количества акций. Андеррайтеры могли купить все существующие акции (firm commitment), чтобы продать их дороже (спекуляция) или же просто договориться о продаже необходимого количества акции (best efforts), рискуя только непроданной частью.

Условия эти с Lyft неизвестны. Но если не было firm commitment, то от IPO зависит судьба компании. Почему всё это жутко интересно? Помните «Волк с Уолл-стрит»? Так вот андеррайтеры — самые матёрые волки и на их авторитете держится практически всё. А если что-то пойдёт не так? Эхо неудачи послышится многим, в том числе и тем, кто ждёт IPO Uber. Карточный домик? #мысливслух
Капитализация Lyft вчера была около $16 миллиардов. Сегодняшние торги начались с плюса (что естественно после продолжительных обвалов), но с первого появления на бирже акции упали на ~35%. А ещё на Nasdaq появилась информация о держателях акций и походу $LYFT не интересен для «больших денег» — доля институциональных инвесторов составляет всего 0.07%. Для сравнения у $AAPL, $GOOG, $FB, $YNDX на институциональных инвесторов приходится 60-70% акций, у New Relic — 80%, Snap — 30%.

Как бы то ни было IPO стало успешным для самой компании — вместе с двумя ярдами Lyft получил шанс выжить. Но про успехи на фондовом рынке пока сказать нечего. Почему это важно, Groks же не про биржевую аналитику? Потому что я считаю, что финансовое состояние Uber очень похоже на Lyft (возможно я раскрою эту мысль в отдельной статье). Только Uber многогранен — это бизнес во множестве стран и совершенно другой масштаб. Но некоторый скепсис среди инвесторов к агрегаторам такси уже сформирован.
источник
Groks
Кстати, мне жутко любопытно почему Карл Айкан накануне IPO Lyft продал свою долю Соросу. Четыре года назад Айкан инвестировал в Lyft $150 лямов и перед IPO его доля оценивалась в $550. Хотя несколько иксов за столь непродолжительный отрезок времени — очень таки хорошо и мотив Айкана представить можно. Меня больше интересует для чего сие приобретение так понадобилось господину Соросу?Если повстречаете более-менее аргументированное мнение по этому поводу или увидите новость про судьбу данного актива пишите мне на @ipestov.
источник
2019 April 17
Groks
Великолепное чтиво на Bloomberg про рынок доставки в Китае и про компанию Meituan в частности. Мне трудно в это поверить, но в статье утверждается, что заказ еды через Meituan обходится дешевле, чем готовка дома. Походу вот оно будущее фудтеха с фабриками-кухнями. Однако будущее это, как мне кажется, не для всех, ибо такой баланс цены может обеспечить только сетевой эффект, который в свою очередь возможен лишь в мегаполисах с плотностью населения сопоставимой с городами в Поднебесной.

А Мэйтуань — это Grubhub, Expedia, MovieTickets, Groupon и Yelp в одном флаконе. В компании работает более 600 000 курьеров, которые за год обслуживают 400 миллионов клиентов в 2800 городах. В среднем каждый курьер за день совершает 25 доставок (на 8 единиц или 47% больше, чем 3 года назад). А за день Мэйтуань обеспечивает 20 миллионов доставок, когда лидер США Грабхаб может похвастаться всего 500 тысячами доставок. Аналитики говорят, что Мэйтуаню принадлежит около 63% рынка доставки продуктов в Китае.

Но самое интересное в Мэйтуань — их стратегия. Доставка еды для них — это лишь способ создать устойчивую базу возвращающихся клиентов — «once Wang (of Meituan) had control of the meal delivery market, he began to spend more aggressively. He discounted the food so he could upsell users on hotel bookings and airfare». Bloomberg пишет, что рынок онлайн билетов в кино в Китае вырос с 10% до 60% за несколько лет и мол во многом это заслуга Мэйтуань, что, правда, уже не подтверждается исследованиями. Но эти мои «скрупулёзности» не уменьшают величие Мэйтуань и его/eё основателя Ван Сина.

https://www.bloomberg.com/features/2019-meituan-china-delivery-empire/
источник
2019 April 18
Groks
groks
В октябре фондовые рынки потеряли $5 трлн. Ноябрь начался с выздоровления, но в прошлый вторник акции FAANG упали на $1 трлн. А сей график частично объясняет эти форшоки.

goo.gl/Yt4GLx #аналитика
Сегодня состоится IPO Zoom и Pinterest. Zoom примечателен тем, что он прибыльный, а это нынче редкость, ведь в 2018 году 83% компаний перед выходом на биржу были убыточными. Есть, кстати, ещё одна популярная тенденция последних лет  — ограничение прав инвесторов на управленческую деятельность.

В 2004 году Google принял достаточно неординарное решение для того времени разбить акции на два класса, дабы сохранить контроль над компанией в руках основателей. В прошлом году так поступило 2/3 выходцев на IPO. То есть сегодня инвесторы покупают гораздо больше убыточных компаний, чем раньше и плюс ко всему они не в силах повлиять на решения основателей.

Да, когда-то ошибочно Джобса выгнали из Apple, но вот эта идея о молодых и талантливых, которые лучше всех понимают структуру своего детища не стала ли культом? Текущее положение «большого капитала» есть эволюция рынка или увлечение «либерализмом»? #мысливслух

https://www.nytimes.com/2019/03/27/business/dealbook/lyft-ipo-shareholders-pinterest.html #аналитика
источник
Groks
Эм, на данный момент времени акции Zoom выросли на 75%. Nasdaq пока не отображает капитализацию но по-моему Zoom уже дороже Яндекса со своими $7.5 миллионами чистой прибыли 🙄
источник
2019 April 19
Groks
Ровно три года назад здесь была опубликована первая запись, в которой я объяснил происхождение этого нескромного названия для моего канала. Хотя идея создать Groks появился очень спонтанно по совету одного знакомого. А Телеграм тогда был удивительным местом, наверное, как интернет в девяностые, где не было коммерции. Авторы рассказывали друг про друга, просто потому что это было прикольно.

Значимое для меня количество подписчиков удалось набрать буквально за пару недель и происходило это без покупки рекламы. А внушительный рост случился благодаря Андрею Юлиановичу. Помню я этим даже блатовал, когда предлагал взаимное упоминание другим авторам. Мол, мой канал новый, но проверенный, сам Себрант про @groks в @techsparks рассказал. Так было и было всё это забавно.

Однако самое классное то, что с проявлением внимания к твоей писанине рождается ответственность перед читателем и невероятная мотивация больше интересоваться, больше читать, больше знать. Благодаря подписчикам я постоянно продолжаю учиться новому и правильно излагать свои мысли. Поэтому я хочу сказать вам огромное спасибо за восемь тысяч вас. Вы для меня невероятны.
источник
2019 April 22
Groks
В предыдущем месяце я опубликовал две статьи, посвящённых анализу бизнеса Lyft, акции которго упали более, чем на 30% со дня дебюта на бирже. Получается, что моя неблагозвучная арифметика хотя бы частично, но оправдана скепсисом на рынке. Что ж, настало время Uber.

https://vc.ru/finance/65121-chto-zhdet-uber-posle-ipo #мысливслух
источник
2019 April 23
Groks
groks
Давненько я делился информацией о том, что в 2015 году Tesla получила $5 ярдов от правительства США в виде грантов, налоговых льгот и низких кредитов. А тут мне повстречался занимательный пример манипуляции данными.

Одним из критериев качества автопилотов является частота срабатывания подушек безопасности в зависимости от количества пройденных миль. NHTSA (местный ГИБДД) однажды заявил, что crashrate Tesla со включенной функцией автопилота на 40% ниже. Вывод NHTSA цитировали многие, в том числе и Маск.

Однако нашёлся один бдительный персонаж, который заметил, что в статистике используются совершенно разные значения пройденных миль. Условно: очевидно, что автопилот, проехавший тысячу миль с одной аварией, не лучше людей, накатавших миллион миль с тремя авариями.

В итоге получилось, что вероятность попасть в аварию со включенным автопилотом от Tesla на 60% больше, чем без него. Этому посвящён целый тред в Twitter, который почему-то набрал очень мало ретвитов. Но мне больше интересно другое — это банальная невнимательность NHTSA или ошибку сделали намеренно?

https://twitter.com/letsrebel1/status/1094332617955012608
На своей конференции «Autonomy Day» Tesla показала новоиспеченные чипы FSDC, специально заточенные под полноценный беспилотник. Маск очень скромно назвал их «объективно лучшими в мире». Однако я не технарь и мало чего понимаю в этом. Поэтому более претенциозной для меня показалась его фраза про лидары — мол, дурацкая это затея. «Всякий кто полагается на лидары обречен. Это дорогие и ненужные сенсоры» — добавил господин Маск. И директор Tesla по ИИ Андрей Карпарти подтвердил слова шефа. Он говорит, что для 4 и 5 уровня автономности всё равно необходимо компьютерное зрение, а лидары — это типа лишний промежуточный этап.

Ну конечно, куда там Яндексу или Гуглу до экспертизы по машинному обучению Теслы. Но сей сарказм фанаты Илона могут не понять. И как раз для такого случая у меня был спрятан козырь в рукаве. Все же слышали про то, как легко обмануть нейронку специальным стикером или водяным знаком? Так вот исследователи из Tencent Keen Security Lab на изображении с камеры автопилота Теслы нарисовали три крохотных и едва заметных квадрата. Модуль компьютерного зрения определил их как переулок с большой долей вероятности. После этого они попытались воспроизвести ситуацию в реальном мире со стикерами на асфальте. Отгадайте, что произошло? Всё верно, Тесла выехала на встречку.

Тем не менее Маск заверил, что програмное обеспечение для беспилотников будет полнофункциональным и на таком уровне надёжности, что водителю не придётся обращать внимание на дорогу уже к середине следующего года.

https://twitter.com/ashk4n/status/1112025340644196352
источник
Groks
groks
Я тут прочитал историю про основателя Oculus Rift Палмера Лаки и изумился его амбициозностью. В 24 года в 2017 году он создал компанию Anduril, которая «должна была быть похожа на Stark Industries». Им движут совершенно потрясающие идеи типа системы обхода собственной периферической нервной системы.

«Вместо того чтобы ждать несколько сотен миллисекунд, пока сигнал от мозга достигнет моих конечностей, я пытался перехватить его ближе к источнику и перенаправить электронно» — эдакий CDN для мозга.

Откуда деньги на столь безумный R&D? — Всё дело в том, что Лаки в своё время познакомился с людьми из Founders Fund. Кстати, его Anduril, как и Palantir позаимствовали названия магических предметов из произведения Толкина. А про непонятный и дорогой Palatir, развивающийся на госзаказах, вы, наверное, слышали.

Маск, Тиль, Лаки, Хьюз... Я тут подумал, что грандиозность их мышления обусловлена не только внутренним гением, но и бюджетным баблом, преимущественно бюджетным баблом. Тот же Говард Хьюз в середине прошлого века получил $2 ярда федеральных контрактов, но Spruce Goose, к примеру, пригодился лишь в музее. И не забывайте, что те доллары и нынешние — это совершенно разные деньги.

Мечтать, конечно, лучше, чем пилить. Но у нас и мечтать трудно, ибо шариковых много. #мысливслух
Но самое грандиозное на этой конференции — это анонс запуска сервиса беспилотных такси в 2020 году. Необходимое железо уже есть, соответствующее ПО будет, поэтому план таков: новая прочипованная Тесла в свободное время, когда владелец ею не пользуется, будет уезжать зарабатывать деньги хозяину. Чип добавляет к стоимости автомобиля $5000, но железный конь сам себя окупит. Между прочим, до 30 штук баксов за год может привести. Комиссия для партнёров 25-30%, стоимость поездки для клиентов кратное ниже рынка, всё в ажуре ваще. Маск сказал, что в следующем году на дорогах будет циркулировать миллион таких роботакси. «Флот просыпается с обновлением по воздуху, это всё что требуется».

P.S: извиняюсь за тон, просто в моей голове не укладывается как об этом можно говорить серьёзно.

https://techcrunch.com/2019/04/22/tesla-plans-to-launch-a-robotaxi-network-in-2020/
источник