
Процедуры партиципаторного бюджетирования в разных форматах внедряются в России с 2007 г., когда Всемирный Банк впервые опробовал «Программу поддержки местных инициатив» (ППМИ) в Ставропольском крае. Механизм ППМИ заключается в предоставлении субсидий на финансирование совместных проектов населения и местных администраций, направленных на решение проблем, выявленных самим населением.
Альтернативная модель партиципаторного бюджетирования была опробована в 2013 г. в двух городах-муниципальных образованиях – Череповце (Вологодская область) и Сосновом Бору (Ленинградская область).
С 2016 г. проект партиципаторного бюджетирования «Твой бюджет» начал свою историю в Санкт-Петербурге. Адаптированная методология «классического» партиципаторного бюджетирования была разработана Европейским университетом при поддержке Комитета гражданских инициатив. Одно из ключевых отличий данной концепции от ППМИ заключается в отсутствии субсидий со стороны государственных и негосударственных учреждений: граждане участвуют в частичном распределении бюджета, а не в освоении грантов.
В рамках такого подхода партиципаторное бюджетирование включает семь основных этапов.
На первом этапе проводится рекламная кампания, направленная на привлечение местных жителей к участию в проекте. Зачастую горожане убеждены, что не способны влиять на публичную политику ввиду различных ограничений. Кроме того, существует определенная предвзятость по отношению к процессу перераспределения бюджетных средств. Поэтому на данном этапе участникам нужно объяснить, что они не потратят время напрасно.
Второй этап предполагает выбор бюджетной комиссии –тех жителей, которые будут принимать непосредственное участие в вопросе распределения средств. Обычно бюджетная комиссия состоит из 11-30 человек в зависимости от установленного регламента. Данный формат позволяет наладить более эффективную коммуникацию горожан между собой, а также с местными властями. Бюджетная комиссия выбирается с помощью жребия, все инициативные жители, таким образом, уравниваются в правах на участие в проекте.
Партиципаторное бюджетирование выступает в том числе в качестве «школы гражданского воспитания». Многие горожане не знают о различиях между полномочиями местных, региональных и федеральных властей, не знакомы со структурой бюджета, способах контроля о расходовании средств, не представляют стоимость тех или иных объектов городской инфраструктуры. Поэтому на третьем этапе приглашаются местные чиновники и эксперты, которые рассказывают о действующих правовых ограничениях, принципах работы власти, особенностях формирования бюджета и городской архитектуры.
На четвертом этапе проходят регулярные заседания бюджетной комиссии, на котором участники коллективно обсуждают свои инициативы, встречают критику и работают над их улучшением. На пятом этапе инициативы передаются на экспертизу в соответствующие органы власти или рабочие группы при администрации, где происходит оценка инициатив с точки зрения соответствия имеющимся полномочиям и целесообразности их реализации. После экспертизы происходит презентация инициатив и на шестом этапе участники бюджетной комиссии определяют приоритетные для себя инициативы путем прямого голосования.
Наконец, на седьмом этапе победившие в ходе голосования инициативы получают финансирование в рамках выделяемого бюджета и с этого момента ответственными за реализацию инициатив становятся местные чиновники, в то время как участники проекта контролируют ход, объем выполненных работ и их соответствие изначальному замыслу.
К сожалению, далеко не все инициативы могут быть реализованы: существует множество законодательных ограничений, которые сложно преодолеть. Тем не менее, благодаря партиципаторному бюджетированию обычные жители получают реальную возможность сделать пространство вокруг себя лучше. Ведь кто подумает о нас, если не мы?!
#инициативноебюджетирование #партиципаторноебюджетирование #городскойбюджет #соучастие #андрейколомацкий