Интересная, но неудачная архитектурно-градостроительная идея, которая довольно долго считалась концепцией городов будущего -
линейные города. Возможно, многие градостроители до сих пор этой идеей бредят.
Интересна эта концепция тем что в ней во главу угла ставилась единственная транспортная магистраль. И весь город предлагалось выстраивать вокруг нее. При этом, чтобы вытянутый на десятки километров город мог жить, транспорт должен был быть сверхскоростным.
В чем проблемы такого подхода с точки зрения транспорта:
1. Максимальная концентрация транспортных потоков и отсутствие дублирования приводит к крайней неустойчивости транспортной системы. Малейшие проблемы сразу парализуют её всю.
2. Интенсивные и быстрые транспортные потоки являются серьезным планировочным барьером. Строить город вдоль скоростной магистрали - все равно что строить город вдоль стены.
3. Уровень вредного воздействия от столь интенсивного и скоростного движения транспорта ставит под угрозу здоровье жителей такого города.
Почему вообще такая идея захватила умы? Думаю, из-за того что такая структура кажется очень простой. Таким городом должно быть легко управлять, легко его контролировать. Все мы знаем, как небольшие поселения растягиваются вдоль дорог или рек. Жизнь вдоль транспортных артерий достаточно естественна, пока поселение имеет небольшие размеры. Но эта простота имеет ограничения и не может масштабироваться до таких масштабов. Превращение линии в сеть вместе с ростом поселения - не менее естественный процесс. Здесь же предлагается масштабировать модель маленького поселения до огромного города. По сути, это - градостроительное воплощение тоталитаризма, которое в итоге сделало бы жизнь людей невыносимой.
Современный город должен быть комфортным для жизни и строиться вокруг естественных потребностей людей, а не какой-то технологической задачи. А чтобы он мог развиваться, нужна постоянная смена концепций и методов. Это - более сложный и непредсказуемый процесс, для которого нужна демократическая система. Тот самый лес, ради которого город пытались сжать, может быть интегрирован в городскую ткань вместе со всеми другими нужными функциями. А транспортные потоки могут равномерно распределяться по сети и не создавать экстремальных нагрузок даже при серьезных чрезвычайных ситуациях. Это - и есть устойчивое развитие.
#градостроительство #транспортная_политика #устойчивое_развитие