Известный техноскептик Евгений Морозов выступает в своем привычном жанре - в 25-минутном фильме канала Al Jazeera он рассказывает о том, как на личных данных миллионов пользователей об их активности, перемещении, покупках, питании зарабатывают производители гаджетов, разработчики сервисов, брокеры данных - кто угодно, кроме самих создателей этих данных.
https://youtu.be/jAL1lVvJxewКроме того, анализ личных данных, которым занимаются страховые кампании, может дискриминировать некоторые категории людей. Если вы работаете на низкоквалифицированной работе, питаетесь фастфудом и мало двигаетесь, логично будет потребовать с вас более высокую сумму за страховой полис. Не спасает ситуацию и возможность самому контролировать и продавать свои данные (нечто подобное предлагал еще один критик технологий, Джарон Ланье:
http://apparat.cc/network/jaron-lanier/) - если вы несчастливый обладатель "нехороших" данных, как в примере выше, вред от последующей дискриминации будет выше, чем ваш заработок от продажи данных.
Кстати, об этом же - недавняя история WSJ о предиктивном здравоохранении, которое практикуют американские работодатели. С одной стороны, это оптимизация расходов (вовремя отправить сотрудника на медосмотр намного дешевле, чем оплачивать ему больничный), с другой - возможная дискриминация некоторых категорий сотрудников (нерационально брать на работу молодую девушку, если по прогнозам системы 30% сотрудников скоро уйдут в декрет).
https://telegram.me/brodetsky/134И легендарная история, когда торговая сеть Target предсказала беременность школьницы раньше, чем о ней узнали ее родители:
https://telegram.me/brodetsky/110"Верните нам наши данные", - говорит Морозов, рисуя перед нами мир, в котором данные приравнены к природным ресурсам, ними нельзя торговать, они открыты для всех граждан, организаций и разработчиков. Жители микрорайона анализируют ежедневные перемещения соседей, узнают, как можно совместить и оптимизировать свои маршруты, и создают свой собственный автобусный Uber - о таком мире мечтает Морозов.
Кстати, Uber посвящен целый раздел фильма, резко выбивающийся из общей тематики - наверное, Морозов впихнул, пользуясь возможностью. Там озвучены основные аргументы критиков Uber - компания перекладывает технические издержки на водителей, избегает всех трудовых обязательств (трудостройство, нормированный рабочий день, страховка, отпуск). Один независимый адвокат даже жалуется, что водители Uber не могут создавать профсоюзы. Стоит отметить, что пинать Uber у Морозова получается неплохо. Например, в этой колонке том, как Uber выносит конкурентов, заливая новые рынки дешевыми денегами инвесторов (в том числе уведенными из-под налогообложения):
http://www.theguardian.com/commentisfree/2016/jan/31/cheap-cab-ride-uber-true-cost-google-wealth-taxationBring Us Back Our Data - одна из семи серий документальной программы Al Jazeera "Rebel Geeks". "Гики-бунтари" - это программисты, киберактивисты и хакеры, которые бросают вызов влиятельным государственным и коммерческим структурам и пытаются изменить политику с помощью технологий. Герой одной из серий - Эван Хеншоу-Плат, программист, активист, анархист и хакер, один из создателей Twitter. Интересный момент из истории Twitter:
"Henshaw-Plath believes that, as a tech activist, his role is to promote social justice, and he is eager to empower civil society to influence politics through the use of software. He explains how TxTMob, a platform that enabled protesters to send text messages to large groups anonymously, formed the basis of Twitter. But when he came to the realisation that Twitter was not the world-changing idea he had hoped it would be, he sold his share."
Описания и видео всех серий:
http://www.aljazeera.com/programmes/rebelgeeks/