Из наблюдений за миром должностных династий новой аристократии.
Назначение Патрушева-сына сельхозминистром публика встретила без особого возмущённого гвалта. Так — дежурное ворчание обречённых.
Вот и коллеги поясняют данный феномен взвешенно, как бы оправдываясь — что «ведь есть у тузов и молодцы-сыновья»:
➡️
https://t.me/kononenkome/14883➡️
https://t.me/vmarahovsky/609https://t.me/vmarahovsky/611***
Это правильно, что без гвалта. Это даже исторически-материалистично, по науке. То есть эпоха исторического материализма прошла, но наука-то осталась. И чему она нас учит?
Объективно у нас сегодня нет никакой социальной структуры, кроме сословно-аристократической. Ради неё в том числе был затеян всесоюзный номенклатурный майдан «перестройки». И сегодня мы наблюдаем логичное оформление перемоги. Что строили почти три десятка лет — то и получилось.
Подросшие «наследственно талантливые и успешные» отпрыски при этом ничьё место не занимают. У них просто нет конкурентов среди простолюдинов. В последние 30 они просто находились в изначально неравных условиях — по части социального комфорта, образования, карьеры в лучшем смысле слова, даже здравообеспечения.
Да, кто-то (как, допустим, Патрушев-сын) использовал эти ништяки для того, чтобы учиться, учиться и учиться, а потом работать, работать и работать; а кто-то (как, допустим, Собчак-дочь) — чтобы известно что. Но даже Собчак-дочь рассматривается властью как более естественная опора и кадровый резерв, чем «так называемый народ». Всё по тем же причинам.
***
Хорошо ли это? Нет. Становление сословно-аристократической структуры — верный признак социальной деградации и надёжная гарантия грядущей жопы. Исторического опыта — хоть залейся, особенного отечественного.
Дело в том, что эта деградация — не линейная, а циклическая.
Так рухнула к 1917 году романовская Российская империя. Потом Красная Россия — держава социального равенства — совершила триумфальный прорыв «всем миром». Но одновременно и она породила свою советскую знать — которая и довела страну-победительницу до цугундера и майдана. Собственно, как и говорилось, нынешняя аристократия — как раз и есть прямая генеалогическая ветвь от советской номенклатуры.
***
Путин сегодня говорит опять о прорыве. Прорыв может быть только «всем миром». «Весь мир» не может быть сословно-аристократическим.
Значит, эту структуру надо демонтировать и заменить обществом равных, то есть «Россия для человека».
Но сначала этих «равных» надо вырастить. Допустим, контрреформа образования «от Васильевой» с воспроизводством на новом уровне советской модели — как раз для этого. Давайте даже закроем глаза на какие-то сомнительные практические моменты, всякие пробы и ошибки и непоследовательность. Но человекостроение — отрасль с длинным циклом производства. Из нынешних первоклашек полноценные кандидаты в элиту вырастут лет через 20-25.
И в течение всего срока демонтаж сословной аристократии будет поручен... лучшим представителям сословной аристократии. Больше некому. И — больше никак, если эволюционно, избегая революционного экстрима типа смуты и Гражданской войны.
Такая вот диалектика, на которую напоролась и романовская Россия к началу ХХ века. Но там хотя бы успели социальную базу Октября и дальнейшего прорыва подготовить: большевики и сталинские железные наркомы ведь не с луны свалились в пломбированном вагоне, их в русских гимназиях вырастили и, кстати, в тех же дворянских сословиях.
В общем, давайте лучше рассчитывать на то, что и вправду «есть у тузов и молодцы-сыновья». Или на то, что власть, обогащённая опытом предыдущих эпох, сможет их так надрессировать.