У коллег мимоходом получился занимательный статистический замер: насколько за прошедшие десятилетия вкусы и потребности массового кинозрителя отформатированы Голивудом.
https://t.me/oversized_shirts/2208***
Понятно, конечно, что в данном случае наш тезис легкомысленно натянут на единичное и ни разу нерепрезентативное наблюдение для красного словца. Но всё-таки не как сова на глобус.
Исходный-то образец, «Москва слезам не верит» — больно уж классический. И в своё время, кстати, тоже был вполне «голливудским». То есть — продукцией советского кино, которое не пальцем деланное, а тоже считалось законодателем мод и вкусов. И в этом смысле, как и Голливуд, было самостоятельным игроком на рынке. То есть — руководствовалось теми же законами и правилами, актуальными в ХХ веке.
С тех пор производственные и товарные характеристики поменялись, потребитель отформатирован под новый продукт.
И этот шаблон мы называем «голливудским» только потому, что советская киноиндустрия в переформатировании последних десятилетий не участвовала — в силу своей безвременной кончины. А современная российская киноиндустрия, оставаясь долгие годы в лучшем случае ведомой, этот шаблон вынуждена принять как объективную данность.
И да, в этой данности «Москва слезам не верит» и другие подобные шедевры ХХ века — «неформатны» для массового зрителя. Хотя бы по хронометражу и построению сюжета. Сейчас это или сериал, или франшиза. Соответствующим законам спроса и подчиняются.
Это не хорошо и не плохо. Это просто к тому, что, к примеру, два «Экипажа» (Митты-1979 и Лебедева-2016) безотносительно сравнения художественных достоинств — просто сделаны для разных рынков. Рынка и зрителя образца 1979 года тупо нет в природе сегодня.
Поэтому: современное российское кино есть за что ругать; но ругать за «голливудчину» — глупо. Это всего лишь производственный шаблон.