Аксиоматические шалости невидимой руки: почему рынок не регулирует цены на бензин.Тут вице-премьер Козак в простоте душевной объяснил за цены на бензин:
«Сейчас сложилась ситуация, когда внутренний рынок стал более премиальным, чем внешний. Экономическая ситуация привела к тому, что мы затоварили внутренний рынок нефтепродуктов... Мы стремились сдержать галопирующий рост цен. Задача снижения цен труднодостижима в условиях рыночной экономики».За что удостоился возмущённо-ироничного нагоняя. Ну, например — приводим навскидку реплики тех коллег, чья компетенция несомненна:
1️⃣
https://t.me/DavydovIn/22492️⃣
https://t.me/antiskrepa/3400Вот, и это добросовестно: спрос-предложение, самоснижение цены на «затоваренном рынке», потому что «невидимая рука»...
Всё, как написано в экономических учебниках для потерпевших, сызмальства впитанных нами вместе с прочим говном перестройки и нового мышления.
***
Но вот если абстрагироваться от этого источника тайного знания, — кто нам сказал, что «рыночные механизмы» прям-таки спят и видят, как бы половчее понизить цены для лохов... то есть потребителей?
Правильно: никто. Потому что это тупо не так.
Даже не будем отвлекаться на банальные очевидности, что нефть/бензин — товар не рыночный, а в лучшем случае спекулятивный. То есть даже к воспетому прорабами перестройки «сферическому рынку в вакууме» никакого отношения не имеет.
Рыночные же механизмы — они на то и механизмы, что действуют не по собственному произволению, а в интересах субъектов-выгодоприобретателей, которые их пользуют в качестве безропотных инструментов.
Вот механизм ценообразования — он же устроен несколько сложнее, чем забавные побасенки о «спросе/предложении» в формате базарного торга.
Нет, там тьма составляющих — от планомерной государственной политики сокращения затрат и оптимизации ресурсопотребления (и тогда «было дело — и цены снижали») до тотального доильного аппарата во имя сверхприбылей крупного капитала.
И эти сложные механизмы включаются так, как нужно распорядителю рынка, в зависимости от его целеполагания.
О чём, собственно, и говорит Козак — неуклюже, зато честно: «Задача снижения цен труднодостижима в условиях рыночной экономики» — потому что, добавим от себя, не предусмотрена господствующей официальной буржуазно-либеральной идеологией.
И если мы по наивности своей поверили когда-то в какие-то другие «законы рынка», — то это наши проблемы. «Аксиоматические заблуждения», как нам тут умные люди подсказывают.