Краудфандинг и жизнь: коллега дивится неожиданному источнику средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому:
https://t.me/politadequate/810***
А вот зря у коллеги глаза по пятаку. Это он просто позабыл о веяниях.
Это модная такая штука: вовлечение граждан в общественно полезные проекты через краудфандинг. Типа субботника, но можно деньгами.
Завелась мода в промышленном масштабе после оглушительного успеха народных сборов на фильм «28 панфиловцев». Это когда лет эдак 5-6 назад безродные киношники из Питера бросили клич в интернете: мол, хотим снять нормальное кино о войне, обещаем, что это будет не такая хуйня, как «Предстояние» или «Сталинград» от маститых наследственых мастеров (тогда это было на слуху), давайте всем миром скинемся.
Ну, народ и скинулся — аж на 35 млн. Хотя продвигали идею в массы достаточно кустарно — всего-то через Гоблина и не почившее тогда ещё «Однако», без всякого админресурса.
Собственно, кино стало событием в первую очередь из-за этого прецедента — как явный социальный заказ снизу. Да ещё и фильм вышел годный, хорошо прошёл сам по себе.
Вот с тех пор веяние и завелось: идея-то правильная. Хотя ни о каких сопоставимых эффектах не слыхать. Аналогичные сборы на «Сталь» и «Севастополь-1942», продвигаемые тем же Гоблином, публика игнорировала. И на на разные памятники, инициированные сверху (типа героям Первой мировой на Поклонной горе), собрали слёзы.
Но когда за дело берётся государство (как в случае с Мининым и Пожарским), есть бюджетная страховка. Естественно, после кампании в народе нехватка средств будет компенсирована либо минкультом, либо добровольными пожертвованиями специально назначенных граждан.
Эффект в данном случае чается не столько финансовый, сколько пропагандистский.
Кстати, и в бюджете «28 панфиловцев» народные сборы покрыли от силы 20%. Но они разбудили Мединского и иных инвесторов — оттуда-то всё остальное и пришло, включая политические и административные преференции.