Size: a a a

Заметки детского врача

2020 February 08
Заметки детского врача
источник
2020 February 10
Заметки детского врача
Гугл-календарик напомнил, что прошёл ещё год с публикации моей видео-лекции о догоняющей вакцинации. Актуальность темы не угасает, так что напомню:
https://vk.com/wall-141911698_1785
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2169732263084600

Я также раскрывал тему catch-up immunization в нескольких более "узких" постах, например:

Догоняющая вакцинация по коклюшу
https://vk.com/wall-141911698_2209
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2453354441389046

Догоняющая вакцинация и взаимозаменяемость ОПВ/ИПВ
https://vk.com/wall-141911698_2088
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2328807270510431

Догоняющая по гепатиту В
https://vk.com/wall-141911698_686
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1621104624614036

Догоняющая по пневмококковой инфекции (клинические рекомендации, вполне современно написаны)
http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_pnev.pdf

Догоняющая по гемофильной палочке типа b (аналогично)
http://www.pediatr-russia.ru/sites/default/files/file/kr_gemib.pdf

И тд - пользуйтесь поиском по блогу (в ВК работает лучше всего)

Напомню неидеальную но неплохую методичку В.К.Таточенко, там о догоняющей тоже много сказано
https://vk.com/wall-141911698_1015
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1752081064849724

Ну и еще раз напомню как следует правильно и вовремя прививать (чтобы потом не ломать голову над догоняющими графиками)
https://vk.com/wall-141911698_1128
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1808379385886558

PS В связи с очередной атакой антиваксеров и обострением баталий в интернетах, напомню свой пост о борьбе с антивакцинаторством
https://vk.com/wall-141911698_1681
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2119546794769814

Пост-обращение к родителю, боящемуся прививок:
https://vk.com/wall-141911698_2038
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2295865420471283

И (важно!) пост о недопустимости насильственного принуждения родителей к вакцинации детей
https://vk.com/wall-141911698_1944
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2239322019458957

PS фотки просто так, похвастаться моими сумасшедшими друзьями-туристами; какая зима такие и лыжи :-)
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
Пост про энурез

Ключевые моменты:
§ энурез это недержание мочи; к нему можно отнести любое регулярное незапланированное мочеиспускание у ребенка старше 5-7 лет, во сне или в бодрствовании, полным объемом мочевого пузыря или частичное, кроме (!) постоянного подтекания мочи
§ чаще всего безопасен и проходит сам, иногда к 6, иногда к 11 годам, и даже позже
§ бывает первичным и вторичным; первичный был всегда с раннего детства, вторичный - появился после длительного периода сухих ночей; первичный обычно не связан с другими проблемами, вторичный нередко является симптомом заболевания
§ бывает дневным и ночным; ночной (в дневной сон - тоже) обычно не связан с другими болезнями, дневной - обычно подозрителен и требует дообследования.

Когда у ребенка энурез, следует показать его врачу и посоветоваться.
СРОЧНО если это остро возникший вторичный и/или дневной энурез, такое бывает, например, при сахарном диабете
https://vk.com/wall-141911698_1188
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1863891853668644
ПЛАНОВО если это первичный ночной энурез, или дневной энурез во время смеха (Enuresis Risoria)
https://vk.com/wall-141911698_1845
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2195031140554712

В ожидании визита к врачу, подумайте, что на ваш взгляд, могло бы способствовать энурезу? Например, частым механизмом является недостаток жидкости в первой половине дня, привычка пить много во второй половине дня, и, как следствие, неудержание мочи до утра.
https://vk.com/wall-141911698_939
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1706769356047562

Подробнее:

Родителям об энурезе  
https://vk.com/wall-141911698_816
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1657069404350891

Нейроуролог про энурез
https://www.gmsclinic.ru/gms/press/articles/art-bolshoe-kolichestvo-sluchaev-enureza-prohodyat-spontanno
https://www.gmsclinic.ru/gms/press/articles/art-vtoraya-chast.-bolshoe-kolichestvo-sluchaev-enureza-prohodyat-spontanno

Коллегам об энурезе
https://medi.ru/info/13297/ (рус)
https://www.rch.org.au/clinicalguide/guideline_index/Enuresis_-_Bed_wetting_and_Monosymptomatic_Enuresis/
https://www.aafp.org/afp/2014/1015/p560.html
https://emedicine.medscape.com/article/1014762-overview

PS Лайфхак: если у ребёнка с обычным первичным ночным энурезом отмечается ОЧЕНЬ глубокий сон, настолько глубокий, что когда вы поднимаете его в туалет в середине ночи, он не просыпается до конца - это "зеленый флаг", то есть симптом доброкачественного состояния, хороший признак. В таком случае почти наверняка можно утверждать что энурез не связан с другими болезнями и пройдёт сам к раннему подростковому возрасту.
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 February 12
Заметки детского врача
Нельзя просто так взять и не поделиться последним выпуском ютуб-программы вДудь "ВИЧ в России - эпидемия, про которую не говорят", потому что он просто отличный. Он именно такой, каким должно быть современное медицинское просвещение: живым, интересным, качественно оформленным, честным, дерзким, и, разумеется, с тщательно проверенным контентом. Настоятельно рекомендую к просмотру всем.

https://youtu.be/GTRAEpllGZo
источник
Заметки детского врача
Немного про электроэнцефалографию (ЭЭГ).
Пост невролога Артема Шаркова

Прежде всего следует понимать механизм работы метода, из которого можно определить показания к исследованию, ограничения метода, и уже потом привязывать изменения на ЭЭГ к клинической концепции.

Биоэлектрический импульс формируется в нейронах коры (и имеет полярность - диполь - к периферии негатив, к центру позитив), при возбуждении 6-10 см2 коры. Чтобы импульсу добраться до электрода, необходимо преодолеть толщу вещества головного мозга, оболочки, ликвор, кость и ткани (и воздух, если плохое соприкосновение электрода с головой). Соответственно, чем глубже источник импульса, тем сложнее его обнаружить, чем меньший объем нейронов вовлечен в активность, тем сложнее его обнаружить, чем больше дополнительных источников "шума" (движения, артефакты и тп), тем сложнее его обнаружить.

Чаще всего используется расстановка по общепринятой схеме "10-20", которая позволяет равномерно распределить электроды по проекционным зонам головного мозга.

Есть определенные технические параметры записи, общепринятые в мировом сообществе, которые позволяют максимально воспроизводимо и качественно проводить трактовку результатов - см. ссылки.

1. Зачем делать ЭЭГ?
- для подтверждения диагноза эпилепсии
- для контроля эпилепсии
- предхирургическая подготовка
Основная и практически единственная цель метода - поиск эпилептиформной активности и помощь в установлении диагноза и тактики ведения пациента.
Но есть ещё несколько узких областей применения ЭЭГ:
- прогноз исхода комы, диагностика её генеза (в ряде случаев) и исключение бессудорожного эпилептического статуса
-  диагностика смерти мозга
- определение степени зрелости соответственно концептуальному возрасту у недоношенных и 1 месяц доношенных детей (чем взрослее, тем менее актуальная и специфичная информация). Все. Ни для определения уровня IQ, ни для речевого потенциала, ни для выявления нарушений в вертебрально-базилярной системе (ВБС) и т.п. этот метод не подходит.

2. что ожидать от ЭЭГ?
* Диагноз?
нет, это лишь метод, который на основании анамнеза и проявлений может подтвердить клиническую идею.
* Но не опровергнуть?
Если мы говорим про интериктальную запись (вне приступа), то отсутствие эпиактивности наличие оной не исключает.
Большие ограничения накладывают время проведения исследования (чем дольше, тем выше вероятность найти) и функциональное состояние пациента (во сне возможная эпиактивность становится более явной, функциональные пробы обладают потенциально провоцирующим действием).

3. Как выбрать длительность ЭЭГ?
Сложный и дискутабельный вопрос, целиком ложащийся на плечи вашего врача.
показано, что проведение хотя бы часовой записи вместо рутинной, увеличивает шанс нахождения эпи до 50%. Чем длительнее исследование, тем выше шанс, но после 24 часов записи прирост % практически не существенен.
Гораздо важнее запись бодрствования в покое (ибо артефакты крайне затрудняют диагностику) и запись со сном.
В срезе пациентов с нарушением речи, внезапным регрессом речевого или neurodevelopmental развития - запись со сном крайне необходима (причем сон желательно не 20 мин, а хотя бы часа 2, а лучше ночь).
Тем самым мы исключаем вероятность эпилептической энцефалопатии с продолженной спайк-волновой активностью.
Или подтверждаем, но тут уже требуется довольно агрессивное лечение.

4. Как читать ЭЭГ?
Метод ЭЭГ - крайне оператор-зависимый. Одни и те же события, разной степени подготовки специалисты, могут трактовать совершенно по-разному.
Нужно усвоить 2 концептуальные мысли:
1) на ЭЭГ могут быть
- физиологические паттерны (то есть нормальные для данного возраста и функционального состояния)
- артефакты (то есть сторонние источники, имитирующие активность головного мозга)
- ненормальная (abnormal) активность (не характерная для возраста или функционального состояния)
- патологическая/эпилептиформная активность.
2). Abnormal (ненормальная) ≠ pathology (патология).
Это очень важно. Не надо лишних фантазий.

5. Что делать с результатами ЭЭГ?
К эпилептологу прямым ходом 😉
тракто
источник
Заметки детского врача
вка изменений должна проводится в совокупности анамнеза, клинических проявлений, данных МРТ/нейровизуализации.

** продолжение следует..
Литературу для самостоятельного чтения можно взять здесь:
1. Recommendations for the Practice of Clinical Neurophysiology: Guidelines of the IFCN
http://www.clinph-journal.com/content/guidelinesIFCN?mobileUi=0
2. Термины и новая классификация: https://www.ilae.org/guidelines/definition-and-classification
3. разжеванные понятия в эпи:
https://www.epilepsydiagnosis.org

Источник поста
https://www.instagram.com/p/B8cDXMBoYQ7/?igshid=6c32v9zc6m2u

...Мои небольшие подборки об эпилепсии:

Для родителей
https://vk.com/wall-141911698_1284
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1936879176369911
Для коллег (рус)
https://vk.com/wall-141911698_2227
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2480755825315574
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник