Size: a a a

Заметки детского врача

2020 January 29
Заметки детского врача
источник
2020 January 31
Заметки детского врача
Не хотел больше писать о коронавирусе, все же я не инфекционист, не эпидемиолог, и легко могу сморозить глупость. Но друзья сейчас путешествуют по странам Азии, волнуются, спрашивают меня "какие риски? стоит ли прерывать путешествие раньше?" Да и подписчики и пациенты задают такие же вопросы.

Отвечаю "я бы прервал". Основные риски при неблагоприятном развитии событий, ИМХО, заключаются даже не в том чтобы пострадать от самого вируса, сколько в том чтобы застрять в чужой стране на 1-3 года из-за экстренного закрытия границ, и/или пострадать от хаоса, паники, дефицита продуктов/лекарств. В случае любого глобального ухудшения всегда стоит быть около дома.

Хорошее свежее интервью инфекциониста
https://meduza.io/feature/2020/01/30/evakuirovat-lyudey-s-tochki-zreniya-meditsiny-ne-ochen-opravdanno

Сам слежу за новостями о коронавирусе в основном по постам этого фб-сообщества, рекомендую:
https://www.facebook.com/detinf.rus/
Meduza
«Эвакуировать людей с точки зрения медицины не очень оправданно»
Вспышка коронавируса 2019-nCoV продолжается — по состоянию на 30 января она затронула все провинции Китая, а число погибших достигло 170 человек. Всех россиян, отдыхающих в Китае, планируют вывезти на родину до 4 февраля — всего в стране их больше 5,5 тысячи. При этом вопрос эвакуации граждан России из эпицентра вспышки, китайской провинции Хубэй и ее столицы Ухани, до сих пор «прорабатывается» российскими властями. Тем временем граница с Китаем на Дальнем Востоке уже закрыта, а Минздрав опубликовал рекомендации по борьбе с вирусом на территории России. «Медуза» поговорила о вирусе, его распространении, об эвакуации россиян и о том, по каким протоколам она должна быть организована, с врачом-инфекционистом Валентином Ковалевым, который специализируется на неотложной помощи при инфекционных заболеваниях.
источник
2020 February 01
Заметки детского врача
Если бы это замечательное интервью (в трех частях) на Литтлване вышло на два месяца пораньше, я не стал бы писать свой пост про ЮИА: https://www.facebook.com/SergDoc/posts/2727845637273257
Восторг, а не статьи! Доступно, понятно, интересно - о сложной болезни, будет полезно не только родителям, но и врачам. Глубокое уважение и признательность эксперту, журналистам и порталу за эту отличную работу.
источник
Заметки детского врача
У некоторых детей проблемы с суставами (боль, скованность, деформация) возникают из-за ювенильного идиопатического артрита. Это заболевание далеко не всегда быстро и хорошо диагностируют, лечение тоже могут назначить странноватое. Поэтому здорово, если родители в курсе, что такое заболевание вообще существует, и знают, как оно лечится. Вот несколько полезных ссылок на эту тему:
когда нужно заподозрить ювенильный идиопатический артрит и как ставят диагноз;
подбор и особенности лечения;
где искать информацию, а также куда обращаться за помощью в Санкт-Петербурге.
источник
2020 February 03
Заметки детского врача
Уже завтра
источник
Заметки детского врача
Что?
Публичная дискуссия с педиатрами Сергеем Бутрием и Алексеем Бессмертным "Я боюсь делать прививки!" Это мероприятие для тех, кого нет-нет, да и гложет какой-нибудь миф или навязчивая мысль о вакцинации, ну и, конечно, просто для тех, кто хочет разобраться в этом вопросе, находясь в приятной компании.

Где?
В Москве, в центре "Благосфера" по адресу: 1-й Боткинский проезд, д. 7, стр. 1 (метро "Динамо").

Когда?
Уже в следующий вторник 4 февраля с 19:00 до 21:00.

Будет ли онлайн-трансляция?
Нет, но будет запись.

Сколько стоит?
700 рублей, если оплатить онлайн, или 1000 рублей при оплате на месте. Собранные средства пойдут в фонд нашей АНО "Коллективный иммунитет" (нас всё еще регистрируют, надо набраться терпения).

Как зарегистрироваться?
На "Таймпэде" по ссылке: https://docland.timepad.ru/event/1238109/?utm_refcode=c3ac00cfbdff05820f4d1478156b493ede44eacd

Кто организует?
АНО "Коллективный иммунитет": Антонина Обласова, Артем Мотин и я.
источник
Заметки детского врача
Напоминаю, что скоро начнётся сезон активности клещей. Февраль - последний месяц, когда можно планово получить вакцинацию против клещевого энцефалита.

Подробнее писал тут:
https://vk.com/wall-141911698_1809
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=2181040155287144&id=100001435419817
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
Прием завален однотипными запросами: ребенок часто (нет, ОЧЕНЬ ЧАСТО, П_О_С_Т_О_Я_Н_Н_О) болеет простудными заболеваниями. Вот прямо два раза в месяц! Три дня ходит в сад - три недели болеет!! Вообще не прекращаются сопли с октября!!! Мы одни из группы так кашляем, на нас все косятся!!!! И тд.

Сгущают краски с азартом, мол, и храпит УЖАСНО, и слабость, и похудел, кругиподглазами, дыхание тяжелое, лимфоузлы "воспалились", спит плохо, нос не дышит, рот тоже дышит далеко не всегда,.. в общем ни один ребёнок в мире так тяжело еще не болел простудами. Разумеется, хотят сделать так, чтобы ребенок перестал болеть, совсем - полумеры для слабаков. Перепробовали поливитамины, иммуномодуляторы, народные средства, противовирусные, антибиотики, альтернативную медицину и айхерб, в монотерапии и в комбинациях - ну давай доктор, удиви нас новой схемой терапии!

Многие даже блог читали, видели все мои советы:
https://vk.com/wall-141911698_2278
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=2540373139353842&id=100001435419817
но ждут что очно я все же что-то тайное шепну, допишу карандашом в конце печатной справки то, чего в блоге утаил. :)

... Мои дорогие, давайте еще раз: нет эффективных лекарств против ОРВИ, и уж тем более, нет способа сделать ОРВИ реже. Это неизбежный этап развития ребенка, у кого-то он чуть легче, у кого-то потяжелее, но и то и другое норма, и со временем ребёнок натренирует иммунитет и перестанет так часто болеть. Наберитесь терпения, отращивайте Дзен, и поразмышляйте над этимологией старинного русского слова "сопляк" ;)

Позволю себе напомнить одну из самых популярных и классных ЧаВошек со старого-доброго РМС (см также скриншоты под постом)
https://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=24513

PS Принципиальная разница между взглядом на больного простудой ребенка у родителя и у врача заключается в том, что родитель сравнивает ребенка со здоровыми, а врач сравнивает с хотя бы среднетяжелыми больными. И там где первый видит тревожную картину, второй видит "божедаэтожепростосопли" и искренне не понимает откуда вообще взялась суета. Врач пытается смотреть на ситуацию глазами родителя, и успокаивать/поддерживать его в эти тревожные дни, но родитель просто не может увидеть ситуацию глазами врача - у него нет такого опыта.

Поэтому, дорогие родители, не считайте врачей бессердечными. Мы знаем, что ребёнку и вам плохо, но мы также знаем что это пройдёт, причем с вашим/нашим вмешательством, или без него. ОРВИ - это self-limited disease, нравится нам это или нет.

PPS Иммунодефицит мы подозреваем не когда ребёнок часто болеет ОРВИ, а когда у него часто развиваются тяжёлые осложнения от банальных причин (ОРВИ, живые вакцины, вообще без повода)
Подробнее:
https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1798587896924383&id=100003195701965
https://vk.com/wall-141911698_510
https://www.facebook.com/SergDoc/posts/1554139021310597
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 February 05
Заметки детского врача
Пост о гаджетах детям

"С какого возраста можно давать ребёнку гаджеты? Сколько часов в день проводить за экраном считается безопасным для ребёнка? А если сидеть дольше безопасного интервала - чем именно это грозит?" Эти и другие вопросы регулярно звучат в кабинете педиатра. Исчерпывающий ответ дается в Заявлении американской академии педиатрии. Далее перевод Заявления:

Современные дети растут в цифровой среде, окружённые огромным количеством гаджетов, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на их здоровье и развитие. Американская академия педиатрии даёт родителям свои рекомендации, а также ссылается на общедоступные ресурсы, позволяющие планировать и ограничивать для детей время пользования интерактивными средствами с целью соблюдения здорового баланса между виртуальной и реальной жизнью с рождения и до совершеннолетия.

Принимая во внимание то, что цифровая среда охватывает почти все сферы жизни и играет немаловажную роль, Американская академия педиатрии представила новый свод правил и рекомендаций, а так же медиа-ресурсов, позволяющих семьям придерживаться "здоровой цифровой диеты". В поддержку своих советов, ААП также анонсировала онлайн-инструмент для создания персонализированного семейного плана пользования цифровыми технологиями.

ААП настоятельно рекомендует всем родителям и опекунам разработать такой план, принимая во внимание здоровье, а так же образовательные и развлекательные потребности каждого ребенка и взрослого в семье.

«Семьи должны всерьёз озаботиться вопросом использования детьми цифровых технологий и обсуждать с ними этот вопрос, потому как если ребенок слишком много времени уделяет электронным информационным ресурсам, это может означать, что остающегося времени недостаточно для игр, обучения, живого общения или сна», - заявляет Дженни Радески, доктор медицинских наук, член ААП, инициатор внедрения программы «СМИ и молодое поколение». «Наиболее важным является то, что для своего ребенка родители должны быть мудрыми наставниками, служить примером в использовании средств массовой информации. Что это означает? Они должны научить их использовать СМИ и соцсети в качестве инструмента для творчества, общения и обучения», - заключает она.

AAП рекомендует родителям в играх с детьми ясельного и садовского возраста  уделять приоритетное внимание творчеству. Некоторые СМИ могут иметь образовательную ценность для детей примерно с 18-месячного возраста, и очень важно, чтобы потребляемый детьми контент был высокого качества. Стоит обратить внимание на материалы, предлагаемые Sesame Workshop и PBS. Кроме того, родители должны находиться рядом с ребенком во время просмотра им различных мультимедиа и помогать ему понимать то, что происходит на экране.

Для детей и подростков школьного возраста основная идея состоит в том, чтобы сбалансировать использование средств массовой информации с другими видами активности.

«Помогая детям и подросткам ориентироваться в средствах массовой информации и цифровых технологиях, родители играют важнейшую роль в становлении отношения ребенка к этим ресурсам. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия», - заявляет Меган Морено, доктор медицинских наук, магистр естественных наук, магистр здравоохранения, член AAП, автор рекомендаций по использованию средств массовой информации у детей школьного возраста и подростков. «Родители могут просто рассчитывать на добропорядочность СМИ, могут выставлять некоторые ограничения для того, чтобы увеличить свою уверенность в том, что их детям использование СМИ идет исключительно на пользу, однако истинный залог успеха - осознанное использование средств массовой информации всеми членами семьи».

Проблемы возникают, когда использование цифровых устройств вытесняет из жизни физическую активность, практические исследования и непосредственное социальное взаимодействие в реальном мире, ведь это все имеет решающее значение для развития когнитивных навыков и обучения. Слишком долгое взаимодействие с экраном может также негативно сказаться на количестве и качестве сна.

Такие организации, как Common Sense Media мо
источник
Заметки детского врача
гут стать неплохими помощниками для родителей в оценке качества контента, потребляемого в том числе детьми, и принятии решений касательно его приемлемости в рамках своей семьи.

§ Некоторые конкретные рекомендации AAП:

• Для детей младше 18 месяцев: избегайте использования экранов (телевизоров и гаджетов). Исключением может стать, например, общение по видеочату.

• Родители детей в возрасте от 18 до 24 месяцев, желающие познакомить ребенка с цифровыми медиа, должны выбирать высококачественные программы и смотреть их вместе со своими детьми, чтобы помогать детям в понимании того, что они видят на экране.

• Для детей в возрасте от 2 до 5 лет стоит ограничить использование экрана 1 часом в день, также принимая во внимание качество просматриваемых программ. Родителям по-прежнему следует отдавать предпочтение совместному просмотру передач с детьми для того, чтобы помогать ребенку понимать, что происходит на экране, и как то, что они видят, соотносится с окружающим миром.

• Для детей в возрасте 6 лет и старше следует установить постоянные ограничения на время, проводимое за гаджетами, а также разрешенный список таких гаджетов, кроме того, убедитесь, что цифровые приборы не заменяют ребенку достаточный сон, физическую и другие виды активности, необходимые для здоровья.

• Совместно назначайте время без цифровых устройств, например, во время обеда или если вы куда-то едете, а также зоны дома, где использование гаджетов не разрешается, например, в спальне.

• Следует регулярно проводить беседы по вопросам гражданской ответственности и безопасности в сети Интернет, в том числе об уважительном отношении между людьми в сети и вне нее.

Современные дети и подростки растут в обществе, где цифровые технологии и СМИ играют огромную роль. Существует огромное множество платформ, позволяющих пользователям не только потреблять, но и создавать собственный контент: трансляции, потоковое телевидение, фильмы и видеоролики, сидячие и активные видеоигры, социальные и интерактивные медиа, которые  могут быть довольно креативными и интересными, и даже виртуальная реальность с высокой степенью погружения.

«Несмотря на активное развитие цифровых технологий, правила воспитания детей остаются прежними», - говорит Иоланда (Линда) Рейд Хассиакос, доктор медицины, член AAП, автор технического отчета. «Родители выполняют важную роль, помогая детям и подросткам ориентироваться в медиа-среде, точно так же, как они помогали и помогают им познавать реальный мир и правила поведения в нем. AAП, основываясь на своём опыте, лишь предоставляет родителям рекомендации и программные инструменты, которые помогут им избежать ошибок и сделать взаимодействие детей с цифровыми технологиями продуктивным и правильным."

https://www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspx
Конец перевода Заявления

Благодарю мою подписчицу и пациентку за безвозмездный перевод этого важного текста

PS Вопреки распространенному мнению, гаджеты не "сажают" зрение сами по себе. Зрение портится опосредованно, из-за гиподинамии:
https://tolkosprosit.docplus.ru/blog/posts/blizorukost
https://vadimbondar.ru/blog/progressirujushhaja_blizorukost/2019-12-14-518  

PS И совет лично от меня: какими бы мягкими ни были ваши правила относительно гаджетов днем, пожалуйста, непременно соблюдайте правило РЕБЕНОК НИКОГДА НЕ СПИТ С ГАДЖЕТОМ ПОД ПОДУШКОЙ! Это критически важно для детского сна. Вечером, когда почистили зубы и идем спать - сдаем все гаджеты в комнату родителей, никаких исключений
https://medspecial.ru/for_patients/25/24234/
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
Заметки детского врача
источник
2020 February 06
Заметки детского врача
Поговорили вчера о прививках в формате public talk, спасибо всем кто пришел на встречу. Запись была, ее смонтируют, посмотрим, и если получилось не совсем плохо - опубликуем.

Пара мыслей, навеянных этой встречей

1) Формат общения с разношерстной аудиторией очень отличается от формата текстового блога (кому-то может это и очевидно, но мне болезненно дается это осознание), и навык общения в кабинете один-на-один с семьёй в этом не сильно помогает. Быстро находить аргументы и подбирать слова для лаконичного и емкого ответа - не так просто, как мне казалось. В итоге и я и Алексей много "лили воды", тратили впустую время/внимание аудитории, это нехорошо.

2) Ко мне уверенно прилипли ярлыки "врача по прививкам", я жёстко ассоциируюсь с этой темой, это тоже неприятно. Педиатрия гораздо шире чем одна лишь иммунопрофилактика, другие разделы педиатрии гораздо интереснее, чем вакцины; прививки, если честно, это скука и рутина для меня. Я много пишу о них вынужденно, просто потому что очень много вопросов и проблем касаются этой части моих профессиональных интересов.

Тем не менее, коллеги-хейтеры из узких специалистов, желая уязвить меня, пишут "иди занимайся своими прививками, не лезь в мою область", а когда меня недавно пригласили сделать доклад на Конгрессе педиатров 23го февраля , даже это приглашение было сформулировано как "расскажете о своей любимой теме". Нет, не любимая, простите. Я все чаще ловлю себя на мысли что хотел бы вообще перестать об этом писать, слишком много хейта летит в ответ, да и на приеме до тошноты наговариваюсь об этом.

3) Всё чаще слышу от сомневающихся родителей и читателей/слушателей аргументы о замалчивании осложнений о прививках. Типа их тысячи, но их не регистрируют. Типа ты первый их и замалчиваешь, продажный подлец Бутрий.

Но как, Холмс? Как вы себе представляете замалчивание в условиях современных соцсетей, господа конспиратофилы? Я пишу о прививках, что их можно вводить при наличии аллергии на белок куриного яйца, что их можно вводить детям с хронической патологией, вводить не соблюдая интервал месяц друг от друга или от перенесённой острой болезни и тд. В итоге у меня начинают концентрироваться такие семьи, их футболят в поликлиниках и частных центрах - они идут ко мне и я их вакцинирую. Даже тех, у кого были сложные реакции на предыдущие введения вакцин, или, скажем, анафилаксия на куриное яйцо. Адреналин при родителях достаю заранее, чтобы им спокойнее было что все наготове в случае чего. И я пока (мне везёт) не нарвался ни на одну тяжёлую анафилаксию или другое реальное осложнение у привитых мной детей, по крайней мере мне об этом не сообщали привитые мной семьи (а они почти все имеют мой емейл и/или телефон).

Скажите, как при такой концентрации неординарных кейсов и такой популярности в инете я до сих пор не вляпался в мега-скандал? Знаете сколько у меня хейтеров? Скольким людям было бы приятно посмаковать историю в стиле "смотрите скорее, Бутрий обоср@лся"? Знаете, с какой скоростью это разлетелось бы по антивакс-сообществам и СМИ? Допустим, в суде сложно доказать осложнение, но для соцсетей суд не нужен - бери да пиши. К счастью, меня пока минует чаша сия. Как по мне - это тоже доказательство того что осложнения на прививки довольно редки, даже в группах уязвимых пациентов.

4) Подходила девушка-педиатр после лекции, благодарила "за все, что я делаю", рассказала как это важно для поддержки молодых неуверенных в себе педиатров, понимающих как сильно прогнила система педиатрии в России, но пока не набравшихся сил противостоять порокам этой системы. Спрашивала "как не сдохнуть в первые годы работы, в чем секрет"?

Вопрос вообще не праздный ни разу. Девушку хотелось обнять и "взять на ручки". Я сам не знаю этот секрет, я узнал в ней себя в свои первые годы, когда я начал понимать зачем люди уходят в запой, почему совершают суицид - я был близок к тому чтобы сломаться тогда. Ежедневные сложные решения, наезды со всех сторон (от родителей, от начальства, от проверок, от коллег), куча непрофильной бессмысленной работы, подделка отчетов, назначение фуфломицинов, жалобы, выговоры, ли
источник