Оссиан Уорд «Искусство смотреть»
О том, как формируется цена на произведения искусства, мы с вами уже узнали благодаря Изабель Грав
https://t.me/booksfox/917. А вот разобраться в том, что именно мы видим на картинах, фотографиях и скульптурных инсталляциях — куда интереснее.
Уорд называет современным искусством все произведения, созданные после 2000х. И здесь вы не встретите традиционных художественных форм: композиционного центра, начала и конца, картина будет нечитаема в отрыве от серии, что затруднит восприятие. Преображение повседневных вещей с одной стороны играет на узнавании, с другой, может шокировать, ввести в ступор и одновременно наполнить новым смыслом нашу жизнь. Как любил говорить Дюшан: «80% работы за художника выполняет зритель». И современное искусство переводит нас из разряда пассивного наблюдателя в чуткого смотрителя. Соучастника происходящего. Нас лицом к лицу сталкивают с моральной дилеммой художника и не стоит надеяться, что у него есть ответ.
Автор предлагает свой метод знакомства с произведением искусства и раскрывает инструменты, которые используют художники, чтобы завладеть нашим вниманием. Искусство как развлечение, шутка, вымысел бесполезно, если не вызывает психологического резонанса и реакции на визуальную красоту.
Уорд не скупится на примеры. Работа Пьера Юига «Без названия» (статуя обнаженной с пчелиным гнездом) выглядит абсурдно, но в окружающем ландшафте заброшенного сада, выводит зрителя из равновесия — вас здесь не ждали. Или «Захват» Роджера Хайорнса — апофеоз зрелищного искусства — весь интерьер дома состоит из ярко-синих кристаллов (помните, выращивали такие на химии?). Создаётся ощущение, что попадаешь на неизвестную планету или блуждаешь по пещере с драгоценными камнями. Но больше всего меня впечатлила работа Кристиана Марклея «Часы». Это двадцатичетырехчасовой видеоролик, состоящий из вырезок из фильмов, где фигурируют часы. Каждую минуту — новый отрывок (легко сможете найти на ютубе). Таким способом Марклей напоминает о ценности времени и что его ход никогда не заканчивается.