Саймон Шама «Сила искусства»
Для меня искусство, как и книги, выполняет роль своеобразного буфера с реальным миром. Способное тревожить и удивлять, оно не столько дублирует окружающую действительность, сколь привносит в неё собственное виденье. И ещё неизвестно, где подсолнухи наливаются солнцем сильнее. Особой притягательностью обладают картины и скульптуры, делающие зрителя своим соратником, соучастником. Рембрандт, Давид, Караваджо, Ротко виртуозно раскрывают внутреннюю драму полотен, обращаясь к зрителю и его чувствам, размывая границы и создавая иллюзию общего пространства.
В своей книге Шама собрал 8 художников, которых объединяет стремление к изменению мира. И как большинство гениев, свои самые грандиозные произведения они написали в исключительно тяжёлых условиях: нищета, гонения, предательства, душевные болезни. Мне нравится, что Шама не пытается романтизировать образ выбранных художников, ведь на любого страдальца обязательно найдётся безмятежный творец, никогда не пререкавшийся с заказчиком. Но с другой стороны, мы все чаще замедляем шаг у картин художников, терзаемых меланхолией. Испытывающих себя силой искусства и трагического самопознания.
Закоренелый преступник и самый агрессивный художник Караваджо — неизменный участник изображаемых сцен, не только тешил своё тщеславие с помощью искусства, но и избавлялся от пороков. Или Бернини, и его знаменитая скульптура «Экстаз святой Терезы», как наивысшая форма откровения, между сакральным таинством и непристойностью. И он же, запечатлевший в мраморе всепоглощающую любовь и самую красивую голову в истории искусства (своей любовницы Констанцы), узнав об измене, беспощадно изрезает ее плоть. А у Рембрандта насилие и любовь встречаются в одной плоскости, отражая дихотомию человеческой природы. В то время, как Давид уверен, что только мужественное, серьёзное искусство способно превратить публику в высокоморальное общество.