Size: a a a

Книжный Лис 🦊📚

2017 June 11
Книжный Лис 🦊📚
Оливье Мелано «На двух колёсах. История велосипеда»

Большая часть моих детских воспоминаний, синяков и шрамов связана с велосипедом. Я помню свой первый двухколесный «Аист» красивого изумрудного цвета. И это чувство свободы, ведь теперь я могла уезжать от дома ещё дальше, а главное, на равных соревноваться с ребятами постарше. Они научили меня управлять велосипедом без рук и показали самые скоростные спуски. К концу лета на мне не оставалось живого места от ушибов, но я была счастлива. Меня переполнял дух первооткрывателя и я с завистью смотрела на папин «Турист», чьи колеса были в два раза больше. Я всегда с нетерпением ждала каникул. В город родители принципиально велосипед не брали, зная могу тягу к приключениям.

Этой ностальгией я обязана комиксу Мелано — французского художника, который иллюстрирует истории разных предметов. Оказывается, изначально у велосипедов не было педалей и их называли дрезиной, в честь изобретателя Карла Дреза. Нетрудно догадаться, что подобный транспорт был небезопасен и о нем забыли почти на 40 лет, пока в 1861 году не придумали педали. Велосипед произвёл фурор. Страны устраивали спортивные гран-при, акробатические представления, футбол на велосипедах, а во время Первой мировой даже появились велосипедные войска. Что интересно, именно велосипед стал символом равноправия для юных феминисток. Я даже не догадывалась, какую роль в мировой истории сыграл любимый с детства велосипед. Кстати, в конце комикса Мелано приводит небольшую справку с главными вехами развития популярного средства передвижения и старинными фотографиями.
источник
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
источник
2017 June 13
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Томас Метцингер «Наука о мозге и миф о своём Я. Тоннель эго»

На волне популярности исследований искусственного интеллекта, часто встречается такой термин как «репрезентация» — способность сознания отображать внешний мир, точнее наше восприятие такового, при помощи внутреннего представления. «Репрезентировать» — это воспринимать и мыслить. Все, что мы видим, слышим, обоняем и ощущаем — лишь малая доля реально существующего. И наш сознательный опыт чрезвычайно избирателен, относительно проекции физической реальности. Но что такое сознание? И почему от него зависит, что мы не воспринимаем окно, а замечаем пролетающую стаю птиц за ним? Что именно сейчас читает эти строки и отдаляет нас от создания идеальной модели ИИ?

Метцингер подошёл к вопросу с двух, казалось бы, противоположных сторон: нейронауки и философии. Он вводит понятие «тоннель эго», объясняя, что наш образ реальности скорее напоминает тоннель сквозь нее, включающий в себя не только наше тело и психологические состояния, но и отношения к прошлому, будущему, другим существам. Субъективная модель мира, созданная нашим мозгом. Тоннель же позволяет нам, в отличии от большинства животных на планете, обращать внимание на наши мысли и эмоции, перевести взгляд вовнутрь себя. Мы всегда живём в «сейчас» и за счёт этой особенности сознания точно определяем своё положение в мире.

Однако и оно может нас обмануть.

Метцингер посвящает две главы весьма интересным исследованиям: опыту выхода из тела и классическому эксперименту, в котором здоровый человек воспринимает искусственную конечность как часть своего тела. Последний особенно завораживает, учитывая, что феномен сознания складывается из множества аспектов, в том числе чувства и восприятия. Но как получается, что колют резиновую руку, а боль ощущаем мы, просто наблюдая за этим действием? Вкратце вот как: процесс сознания гибок и постоянно обновляется. Этот же механизм объясняет ощущение телесного присутствия в виртуальной реальности и растущую популярность VR-шлемов.

Метцингер поднимает ещё ряд вопросов об отношениях тела и сознания; обладании душой; затрагивает новое направление в психологии — «блуждающая мысль»; и неотъемлемую часть любого исследования, касающегося самосознания — свободу воли. В качестве аргументов к собственным рассуждениям, он приводит не только исследования, но и интервью с известными учёными о работе мозга, осознанных сновидениях и даже постбиотических эго-машин.
источник
Книжный Лис 🦊📚
Это прекрасно)
источник
2017 June 14
Книжный Лис 🦊📚
Собрала книги, с которых можно смело начинать чтение на английском языке:

1. Diana Wynne Jones «Howl's Moving Castle»;
2. J.D. Salinger «The Catcher in the Rye»;
3. Neil Gaiman «Coraline»;
4. L. Frank Baum «The Wonderful Wizard of Oz»;
5. Roald Dahl «Matilda», «Charlie and the Chocolate Factory»;
6. E.B. White «Charlotte's Web»;
7. Douglas Adams «The Hitchhiker's Guide to the Galaxy»;
8. Audrey Niffenegger «The Time Traveler's Wife»;
9. Sophie Kinsella «The Secret Dreamworld of a Shopaholic»;
10. Agatha Christie «Murder on the Orient Express»;
11. Lemony Snicket «The Bad Beginning»;
12. Louisa May Alcott «Little Women»;
13. P.G. Wodehouse «Jeeves and the unbidden guest»;
14. Alex Flinn «Beastly»;
15. Wandelin Van Draanen «Flipped»;
16. Daniel Keyes «Flowers for Algernon»;
17. S.E. Hinton «The Outsiders»;
18. Lois Lowry «The Giver»;
19. Sue Townsend «Queen Camilla»;
20. Mark Haddon «The Curious Incident of the Dog in the Night-time».
источник
2017 June 16
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Патрик де Витт «Братья Sisters»

Представьте, что вам в руки попал сценарий фильма Тарантино, который ещё не видел свет. Представили? Теперь переворачивайте первую страницу слегка трясущимися от предвкушения руками.

Знакомьтесь, братья Систерс — Чарли и Эли — отъявленные убийцы, воры и головорезы. Они уже получили имя очередной жертвы от таинственного Командора и спешат завершить дело. От этой парочки убегают в страхе и стараются держаться подальше. Пока один не мыслит существования без кровопролитий, другой вынужден договариваться с совестью, в глубине души мечтая о мирной жизни торговца. Один ищет салуны и развлечение на ночь, другой — верит, что найдёт любовь и оставляет каждой потенциальной барышне монетки, чтобы вернуться. У них одна кровь, но распоряжаются они ей по-разному.

Братья привыкли решать судьбы других людей, однако последнее дело перевернёт их жизнь.

Я не случайно вспомнила про Тарантино. В этом добротном ковбойском нуаре с перестрелками, погонями, юмором и кровавыми сценами убийства, не меньше экшена, чем в фильмах режиссёра. Несмотря на образ злодеев, братья во многих ситуациях поступают по чести и как-то сразу проникаешься к ним симпатией. Поначалу к младшему и более рассудительному Эли. Именно он добавляет всему предприятию поэтичности, что ни на минуту не сомневаешься: в конце эти парни уедут в закат победителями. Чарли же, антипод брата, и классический разбойник. Но мы то знаем, что плохими людьми не рождаются, и у Чарли за спиной находится весьма драматичная история становления. Интриги и динамики роману не занимать. На пути к цели братья успеют встретиться с ведьмой-цыганкой, выручить награду за убитого медведя, научатся пользоваться зубной щеткой и неожиданно разбогатеют. Ни слова не скажу о финале и мне чертовски жаль, что книга закончилась. Хочу продолжения, хочу ещё больше приключений знаменитых братьев Систерс.
источник
Книжный Лис 🦊📚
книжный оракул от МИФа. вообще, это сборник мотивационных фраз, на самом деле. но если вам грустно и одиноко, то развлекитесь:

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/bookoracle/
источник
2017 June 17
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Барбара Сток «Винсент»

Ван Гог был одержим искусством. При свете дня он ни на минуту не покидал живописные поля Франции, восхищаясь насыщенными красками природы. А ночами не сводил глаз со звездного неба. Художник штамповал картины пачками и отправлял их брату, который организовывал выставки и продажи. Материальное положение Ван Гога всегда было незавидным, а противоречия с современниками только усугубляли и до того расшатанное психическое здоровье. Он был уверен, что творцам нужно держаться вместе, вдохновлять друг друга, поддерживать и мечтал о создании студии, которую возглавит Поль Гоген. На какое-то время у него даже получилось. Но сложный характер Ван Гога не позволял уживаться с людьми. Ему были чужды общечеловеческие радости жизни, он не ходил на свидания и не мечтал о семье, считая, что это отвлекает от возрождения искусства.

Когда Гоген решил покинуть пристанище художников, Ван Гог кричал ему вслед: «Убийца уходит!». Отъезд Гогена обострил психическое заболевание художника, тогда он и отрезал себе часть уха.

Как ни парадоксально, но именно искусство, доведшее Ван Гога до края, постепенно стало отвлекать и исцелять его ум. Приступы добавили картинам новых оттенков: тревоги и напряжения. Человек, потерявший самого себя, вновь обретал силы и чувствовал, как никогда, живым.

В дополнение к графическому роману, советую прочесть «Письма к брату Тео» https://t.me/booksfox/672 и «Ван Гог. Самоубитый обществом» https://t.me/booksfox/904
источник
2017 June 19
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Герман Кох «Уважаемый господин М»

Господин М — стареющий писатель. 40 лет назад он прославился, благодаря книге «Расплата», написанной по реальным событиям. История исчезновения учителя после скандального романа с ученицей была во всех газетах и писатель позволил себе заполнить пробелы вымышленными эпизодами. Сейчас о романе и писателе все забыли. Кроме соседа снизу, круглосуточно наблюдающего за М. и его семьёй. Он же — один из участников тех давних событий. Но чего он добивается и как распорядится информацией?

Завязка романа по-настоящему интересная. Я где-то до середины считала, что писатель и есть тот самый пропавший учитель. Тогда мотивы Германа (соседа) становились почти прозрачными, а его желание сблизиться с семьёй М. предрекало смену плоскости в сторону психологического триллера. Как же я ошибалась. С самого начала Кох буквально усыпляет деталями обыденной жизни писателя. Что он выберет сегодня: душ или ванну? Будет работать над новой книгой? Сколько прождёт официанта с кофе? Интрига в то время покрывается пылью и даже параллельное повествование о событиях прошлого не увлекает, как могло бы. Все герои предстают в полутонах и до невозможного хочется повысить резкость. Даже «Лолита» по Коху оказывается не по годам избалованной мужским вниманием, но только не того самого мальчика, потому и крутит с учителем. Парнишку она получает, а вот идёт ли бонусом закопанный в лесу учитель — вопрос.

Да, в романе много сатиры на писательскую братию, семейные ценности, любовь и зависть. Но то, что привлекало в «Ужине»: накал эмоций, загадка, психологические портреты — здесь блекнет.
источник
2017 June 20
Книжный Лис 🦊📚
Подборка любимых нон-фикшн книг на темы: нейронаука, самопознание, технологии будущего, ИИ, космос, критическое мышление :)

1. Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро»;
2. Михай Чиксентмихайи «Поток»;
3. Авинаш Диксит «Теория игр»;
4. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект»;
5. Вилейанур Рамачандран «Мозг рассказывает»;
6. Рэй Курцвейл «Эволюция разума»;
7. Эрик Кандель «Век самопознания»;
8. Карл Саган «Миллиарды и миллиарды»;
9. Мэтт Ридли «Геном»;
10. Александра Горовиц «Смотреть и видеть»;
11. Александр Панчин «Сумма биотехнологии»;
12. Джон Грант «Не верю»;
13. Дэвид Минделл «Восстание машин отменяется»;
14. Кевин Келли «Неизбежно»;
15. Дик Свааб «Мы — это наш мозг».
источник
Книжный Лис 🦊📚
#отрывки Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Сегодня личные библиотеки в очень многих домах. Существует даже такое явление — книжный бум. Книжный бум — это же прекрасно! Ведь книжный же бум, а не какой-нибудь другой. И то, что люди интересуются книгами, покупают, стоят в очереди за книгами, — это же хорошо, это говорит о каком-то культурном подъёме нашего общества. Но мне могу сказать, что вот книги попадают не тем, кому они нужны. Иногда служат украшением; приобретаются из-за красивых переплётов и тд. Но и это не так страшно. Книга всегда найдёт того, кому она нужна. Например, покупает книгу человек, который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын, и племянники. Мы помним, как начинали люди интересоваться литературой — через библиотеки, которые они находили у своего отца или у своих родственников. Так что книга когда-нибудь найдёт своего читателя. Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдёт своего читателя.

Что касается личной библиотеки, то думаю, к этому вопросу надо подходить очень ответственно. Не только потому, что личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина, а потому, что она иной раз становится престижным моментом. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясным, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял.

Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку. Обязательно ведите собственную библиографию и на карточках этой библиографии отмечайте, что в этой книге кажется вам важным и нужным.

Повторяю. Если книга вам нужна для однократного чтения, ее приобретать не следует. И искусство составления личных библиотек состоит в том, чтобы воздержаться от приобретения таких книг.
источник
2017 June 21
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Даниэль Канеман «Думай медленно, решай быстро»

Собственно, «если вы в этом году успеете прочитать только одну книгу — читайте эту!» — комментирует Boston Globe и вернее не скажешь.

Как вы принимаете решения? Останавливаетесь на первом, что приходит в голову, или накидываете несколько вариантов и тщательно их взвешиваете методом «+\-»? Согласна, зависит от вопроса. Сделать выбор между ванильным и шоколадным мороженым не тоже самое, что выбирать фирму для крупных инвестиций. В первом случае можно смело положиться на интуицию, наш опыт и предпочтения (кстати, мы постоянно демонстрируем мастерство интуиции, даже не задумываясь) и принять быстрое, автоматическое решение. Во втором же случае подобная тактика может привести к провалу. И потому следует обратиться к глубокой форме мышления: трудоемкой и целенаправленной. Собрать информацию извне, использовать несколько источников, изучить статистику и данные. Возможно, по итогу вы придёте к тому же выводу, что сразу созрел у вас в голове и это будет замечательно, но что если нет? Полагаться на интуицию в вопросах, требующих умственных усилий, напоминает орлянку и пусть щекочет нервы, но не стоит того.

Интуитивное мышление всегда с нами. Оно постоянно генерирует впечатления, чувства, намерения, предчувствия. И если глубокое мышление их одобряет — зарождаются убеждения и действия для конкретных ситуаций. Когда же первое сталкивается с трудностями, оно тут же оставляет решение за вторым. Кажется, что все работает идеально и гармонично. Увы, не совсем. Интуиция склонна к искажениям и систематическим ошибкам в определённых обстоятельствах, шаблонах поведения. И книга Канемана направлена на то, чтобы научиться эти ситуация распознавать и, как следствие, избегать серьёзных ошибок. Нельзя же все время сомневаться в собственных решениях и перекладывать выбор на логику, которая требует куда больше усилий. Зато можно учиться на чужих ошибках и Канеман приводит множество исследований и экспериментов, проведённых в самых разнообразных, жизненных условиях. Знание о том, какие ошибки мы совершаем и под давлением каких факторов, позволит не только снизить их к минимуму, но и использовать при взаимодействии с другими людьми и компаниями для достижения целей.
источник
2017 June 22
Книжный Лис 🦊📚
источник
Книжный Лис 🦊📚
Касс Санстейн «Мир по «Звёздным войнам»

Это не очередная книга из разряда что происходило за кадром культовой саги и где черпал вдохновение Джордж Лукас, коих написано несметное количество. Санстейн выбрал куда более интересный путь. Он пытается разобраться в феномене популярности «Звездных войн» и объясняет послания, которые содержатся в каждом эпизоде.

С первого фильма «Звёздные войны» задели некий культурный нерв и обеспечили себе успех среди зрителей самых разных возрастов. А международный резонанс оказался настолько силён, что даже люди, которым не нравятся «ЗВ» (да, такие существуют), все равно с лёгкостью процитируют Вейдера, Лею или Йода. В чем же секрет? Сюжет саги чётко следует структуре мономифа и пути героя, выведенного Кэмпбеллом (советую прочесть «Тысячеликого героя» или «Путешествие писателя» Воглера, чтобы разобраться в теме). При этом «ЗВ» не указывают, что и как надо думать, они оставляют простор для размышлений, акцентируя все внимание на свободе выбора между Тёмной и Светлой сторонами. Человек всегда может изменить ход событий и неважно каких масштабов. Здесь возможно все: мальчик с фермы взрывает Звезду Смерти, а штурмовик покидает Первый Орден, увидев кровь на шлеме.

Тут же присутствуют теологические мотивы. Вера в Силу и стремление к искуплению, прощению. Она перекидывает мостик к более волнующей теме отцов и детей. Как ни странно, но в фильме, где космические корабли бороздят просторы галактики, самыми сильными оказываются не сцены боевых сражений, а межличностные отношения. «В нем есть добро» — уверена Падме и Вейдер ее не подводит. Эти смелые, эмоциональные повороты привлекли к саге внимание специалистов по когнитивной психологии и вот уже Сила не кажется чем-то невероятным, а пошагово использует методы влияния на человека. За исключением перемещения предметов по воздуху, конечно же — «ЗВ», все-таки, остаются космической сказкой.

Санстейн выделяет ещё много моментов, отражающих положение в политике, экономике, феминизме и законодательстве. «Звёздные войны» стали тем массовым событием, которое объединяет людей и удовлетворяет желание разделить своё переживание от нового фильма с другими. Трилогии учат нас храбрости и умению принимать решения здесь и сейчас, когда будущее туманно. И неважно, выстрелил Хан Соло первым, или нет, «Звёздные войны» будут вызывать детский восторг, как только на экране появятся заглавные титры и, кажется, что мы всегда их любили.
источник