Антонен Арто «Ван Гог. Самоубитый обществом»
Читать витиеватые размышления французского мыслителя и писателя Арто — сплошное удовольствие. В его коротком эссе, написанном, кажется, на одном дыхании, лирически живописный тон о творчестве Ван Гога резко сменяется яростным и мощным импульсом, направленным против общества и метода карательной психотерапии. По мнению Арто, распространение точки зрения о связи гениальности и безумия, демонстрирует беспринципность нравов социума, их страх перед пророческой силой картин нидерландского художника. Не желая выпустить на свет нелицеприятные истины, общество громогласно объявляет умалишенным человека, чью волю решает сломить. Жертвами подобных сражений пали Бодлер, По, Ницше, Нерваль.
Ван Гог был убеждён в величии реальности над любой басней, мифом, вымыслом. Умел вычленить и истолковать преображение природы с помощью неведомой силы и в тоже время напомнить о непристойности обыденных вещей, людей. На его картинах нет призраков, кошмаров, лишь обнаженная, аутентичная действительность, россыпь напряжения перед апокалипсисом. Проповедуя культуру честности, Ван Гог стал в тягость сознанию масс и в 37 лет покинул мир, который больше не смог его выносить.
***
Перед лицом этого единодушного свинства, которое с одной стороны опирается на секс, а с другой, кстати, — на богослужение или прочие духоподъёмные ритуалы, вовсе не выглядит бредовой решимость выйти ночью с двенадцатью свечами на шляпе, чтобы рисовать пейзаж с натуры;
А как иначе — справедливо заметил однажды наш друг актёр Роже Блен — мог Ван Гог осветить себе путь?
Что же до обожженной руки, то это самый настоящий героизм, а отрезанное ухо — неумолимая логика, и, повторюсь, мир, который денно и нощно без остановки поедает несъедобное, чтобы дойти до конца в своём злом умысле, по этому поводу должен просто заткнуться.