На прошлой неделе в статье «АиФ-Юг» про Наземку
http://www.kuban.aif.ru/society/details/ideya_interesnaya_no_postroyat_li_v_krasnodare_nazemnoe_metro был приведён комментарий Татьяны Коноваловой, заведующей кафедрой организации перевозок и дорожного движения КубГТУ. Хотим прокомментировать её тезисы:
1. «Любой проект при желании можно воплотить в жизнь, но, на мой взгляд, авторы „Наземки“ не решили несколько важных вопросов. Во-первых, не посчитали пассажиропоток…»
Вообще-то, тема пассажиропотока красной нитью проходит через всю презентацию Наземки, если, конечно, Татьяна Вячеславовна её читала. Пассажиропоток из пригорода, посчитанный как половина от ежедневной трудовой миграции на автомобилях, обозначен на слайде № 2 (см. картинку). Кстати, учитывая результаты опроса по Северскому району (см. предыдущий пост в группе), у нас появляется чувство, что в существующих условиях с автомобилей на электропоезда пересядет даже больше половины водителей и пассажиров. Ну а что касается подробного расчета пассажиропотока, то это задача не инициативной группы общественников, а специалистов при составлении технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта. Мы бы рады и сами это рассчитать, да вот только исходные данные и программное обеспечение нам никто не даёт. С удовольствием примем их в дар от кафедры организации перевозок и дорожного движения🙂 А в департаменте транспорта, между прочим, уже два года простаивает дорогущая «транспортная модель», способная и не на такое. Так что подробно просчитывать пассажиропоток есть кому и без нас.
2. «…во-вторых, расположение пересадочных узлов определили „на глаз“, без научного обоснования».
С пересадочными узлами вообще всё просто — железную дорогу мы подвинуть в сторону не можем, поэтому пересадки на магистральный общественный транспорт запланированы в местах её пересечения с трамвайными, троллейбусными и автобусными линиями, проходящими по сложившимся трассам. Всего таких узлов восемь. К остальным станциям организуются локальные подвозочные автобусные маршруты. Но даже с учётом этого, места под станции определяли не «на глаз», а ходили ножками по местности и на себе определяли, как удобнее всего будет передвигаться пассажирам.
3. «Чтобы реализовывать такой проект, нужно сначала ответить на вопрос — будут ли люди пользоваться новым транспортом? Ответ на него может дать только серьезное социологическое исследование».
А мы и не торопимся его реализовывать. Пока идёт только предпроектная проработка. Согласны, что для уточнения предпочтений людей социологическое исследование не помешает. Но проводить его должны, опять же, специалисты в процессе составления ТЭО. Не нам же с Евгением Змиевым ходить с блокнотиком по городу🙂
4. «Существуют и технические моменты, заставляющие усомниться в „Наземке“, — если мы хотим сделать скоростной транспорт, то он должен передвигаться по обособленным путям, а авторы предлагают использовать существующие рельсы, по которым сейчас ездят пассажирские и грузовые поезда. Если расписание городской электрички и поездов дальнего следования все-таки удастся согласовать, то заторы вырастут — машины будут стоят на переездах».
Напомним, что к 2019 году значительная доля грузового транзита будет выведена на ж/д обход Краснодара, а половина пассажирских поездов проходит через город ночью, в те часы, когда Наземка будет «отдыхать». К тому же внутри краснодарского ж/д узла уже сейчас есть обходные маршруты для транзитных поездов, позволяющие высвободить пути для электричек — было бы желание этим заниматься. Полная обособленность путей для электропоездов с 20-минутным интервалом не нужна — например, на некоторых линиях Лондонского метро составы ходят со значительно меньшим интервалом, но при этом делят пути с городскими поездами системы London Overground и региональными пассажирскими.