В социологии есть такое понятие как социальная дистанция. Что это такое и чем оно нам полезно в городских исследованиях?
Наверняка вы слышали как кто-то говорит про какой-нибудь бар "Я туда не пойду, там одни понторезы тусуют", или про какой-нибудь музыкальный фестиваль "Ну не, это для говнарей", или про какой-нибудь район "Не проеду, там же гопники". Т.е. человек каким-то образом описывает себя, каким-то образом описывает какую-то другую социальную группу и делает вывод, что соприкосновение его с этой группой нежелательно. Основания для различий могут быть какие угодно - по этническому признаку, по разнице трактовки религиозных текстов, по принципу выбора обуви. Не так важно чем конкретно отличаются люди из разных групп, важно что они рассуждают про то, что они не принадлежат к той или иной группе.
Наиболее известной историей про изучение социальной дистанции в городе стала история появление шкалы Богардуса. Дело было так - в 1919 году в Чикаго разразился так называемый Чикагский бунт (Chicago race riot). Чернокожие горожане взбунтовались против расовой сегрегации и прочего претеснения своих прав. Надо сказать, бунтовать было против чего. Представление о чернокожих как людях второго сорта находило свое отражение даже в социальных науках. Так, например, существовала отдельная от социологии вообще область исследований "социология негров" и, например, Эдварда Фрейзера называли "негросоциологом" (Negro sociologist), потому что он сам был афроамериканцем и изучал черных. В общем, сегрегация была серьезная.
После Чикагского бунта, в ходе которого погибли 38 человек и были ранены несколько сотен, в городе был создан комитет, в чьи задачи входило понять что произошло и что же делать, чтобы больше такого не повторялось. Представители факультета социологии Чикаго в комитет войти не захотели, но участвовали в качестве подрядчиков и консультантов. В статье Emory Bogardus and Origins of Social Distance Scale Колина Варка и Джона Ф. Галлихера рассказывается как наблюдение за этой работой и участие в ней вдохновило Эмори Богардуса в 1924 году разработать свою знаменитую шкалу социальной дистанции.
В чем идея шкалы Богардуса? Она исходит из того, что социальная дистанция как таковая, это величина, которая складывается из множества разных социальных дистанций. Которые связаны с разными социальными ситуациями. Так, например, человек может быть не против того, чтобы его коллегой по работе был бы представитель другой расы. Но при этом быть категорически против того, чтобы его дочь вышла за представителя другой расы. Или, например, человек может совершенно спокойно относиться к представителям другой религии, но ровно до тех пор, пока они не живут с ним по соседству.
Эта шкала - очень старый инструмент, раскритикованный с множества позиций, однако он может быть весьма полезен в городских исследованиях. Однако, для того, чтобы извлечь из нее проектную пользу нужно внимательно отнестись к концептуализации социальной дистанции.
Так, например, у меня есть гипотеза, что слабый уровень развития внутреннего туризма в России связан с тем, что плюс-минус все бывшие советские города рассматриваются жителями других городов как социально близкие. Плохо отличимые друг от друга, а значит не способные дать новый чувственный опыт (ради которого, собственно, люди и ездят куда-то). Одновременно с этим многие общественные пространства, возникающие в наших городах, содержат в себе изначальный заряд повышения социальной дистанции. Проще говоря - мы построим наш красивый парк, рынок, арткластер, чтобы туда не ходили алкоголики, бомжи, мигранты и гопники со своими шашлыками, а только мы красивые играли в Европу.