Size: a a a

Урбанизм как смысл жизни

2019 May 05
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
Пост не про урбанистику, но про культурные ценности. И про то, как устроено формирование ценности культурной ценности.

Когда-то давно в далекой Галактике 1998ого года на приставке Nintendo 64 вышла игра The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Игра знаменитейшая, я даже, хоть и никогда не имел приставки, был её заочным фанатом, потому как во-первых играл в предыдущие игры серии Zelda, а во-вторых ну это же игра про эльфа с острыми ушами! В фентезийном мире! ААААА!!!. Но ценна и знаменита эта игра не только тем, что от неё заочно фанатеют десятилетние нерды, начитавшиеся романов Роберта Сальваторе, но еще и тем, что она содержала огромное количество ошибок разработчиков.

Натурально, в игре есть куча глюков, связанных с особенностями работы программистов. Где-то можно вылететь за пределы игрового мира, где-то застрять, где-то даже пройти уровень парадоксальным образом, явно выбивающимся из логики игры. В общем, в игре было очень много странных дыр, одна другой странней. Что, впрочем, не ломало игру, просто как в том скетче "здесь не играйте, здесь рыбу заворачивали".

И вокруг этой особенности игры сформировалась особая культура. Люди по всему миру до сих пор занимаются тем, что ищут и документируют ошибки в Legend of Zelda. Науке пока не известно описаны ли все ошибки игры,с некоторой регулярностью появляются новые открытия, иногда даже бывают случаи подделки открытий новых ошибок. В общем, дело серьезное.

В XXI веке издатели игры решили выпустить новую версию Legend of Zelda - порт для карманной приставки. Фанаты ошибок игры насторожились, однако зря - разработчики с пониманием отнеслись к сложившейся вокруг игры культуре и при переиздании не исправили ни одной известной науке ошибки в коде игры. Причем в прессе признавались, что сделали это намеренно, потому как без своих ошибок это будет уже не Legend of Zelda, а просто какая-то мутная игра про эльфа с острыми ушами в фентезийном мире.

Это я к чему? Это я к тому, что важнейшей составляющей работы с культурными ценностями является внимание к тому, что на самом деле создает ценность, участвует в культурных транзакциях. Это зачастую вещи, имеющие очень далекое отношение к проектной форме культурной ценности.

#культурныеценности #метафорыдляурбанизма #главноесмотретьвнимательно
источник
2019 May 06
Урбанизм как смысл жизни
Постсоветским людям несказанно повезло - почти во всех домах у нас есть мусоропроводы. Хотим мы этого или нет творение сумрачного мексиканского гения живёт с нами бок о бок. Что делать, если есть желание это таки прекратить - читайте в нашей новой статье-инструкции на Мосту! #гражданскаяинженерия #намосту #мосткрасноярска #инструкции
https://gorodprima.ru/projects/musoroprovod-zavarit-lyuk-ili-net/
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
Я ничего не понимаю в самолетах, но как урбанист и методолог понимаю в процессах, которые приводят к катастрофам.

В какой-то момент мы обсуждали с Сергей Царев (Sergey Tsarev) где и как нужно развернуться методу организации сообществ в России и пришли к выводу, что центральной повесткой должна стать нейрореабилитация профессий и профессиональной деятельности.

Почему? Потому что в нашей стране пока не умеют играть в капитализм. От исполнителя как правило не хотят того, чтобы он сделал свою работу профессионально, от него хотят выполнения воли заказчика. А там хорошо это будет или нет с точки зрения профессии - да вообще плевать.

Суперджет - амальгама этой российской истории. На каждом этапе социального конструирования этого самолета и этой катастрофы в Шереметьево допускалась одна и та же ошибка. Заказчик всегда прав и его видение важнее объективной реальности.

Я как профессиональный урбанист считаю, что заказчика нужно воспитывать. Обозначать его границы компетенций и не допускать к управлению тем, что он не понимает. Пока это обычно ведет к потере мною заказа, но в тех случаях, когда мне удается эту позицию отстоять - я делаю свою работу и горжусь ей. А заказчик получает хороший продукт и радостно им пользуется.

К сожалению пока в нашей стране мало таких серьезно воспринимающих свою профессию людей. Зато развит рынок ублюдков с перьевыми опахалами для заказчиков. Любой каприз за ваши деньги. Особенно если это государственные деньги.

Поэтому гибнут люди, поэтому горят самолеты и торговые центры. Поэтому настоящие профессионалы не востребованы - они несут какую-то неудобную для тихого распила чушь, усложняют ситуации, срывают сроки.

Чтобы не повторилась история с суперджетом - запомните одно простое правило. Если рядом с вами в команде работает человек, который говорит "Да забей, они все равно ничего не поймут, пиши что попало" - уходите из этой команды, из этой организации.

Лучше иметь мало денег, чем много смертей на своей совести.

#visionzero #нейрореабилитацияпрофессий #организациясообществ
источник
2019 May 17
Урбанизм как смысл жизни
На канале "Урбанизм как смысл жизни" объявляется день видео! Итак, первое видео - лекция Петра Иванов в рамках проекта "Вернем Реки Городу" в Ижевске.  В лекции я рассказываю о том, как различные науки в разное время применялись в урбанистике, какие есть сложности в построении междисциплинарного диалога наук о городе и какие этот диалог открывает возможности для проектирования.

Видео - https://www.youtube.com/watch?v=fqo2MAwFEpg

Материал о проекте - https://zen.yandex.ru/media/id/5ccd5ace9680af00b2c7cb28/issledovat-nelzia-proektirovat-5ccd5bdebf32e000b08bc57d

#урбанизмнапосмотреть #социологиягорода #междисциплинарка #вернемрекигороду
источник
Урбанизм как смысл жизни
День видео на канале продолжается записью гайд-парка "Красноярск и Енисей: Урбанистика.  Искусство. Наука." Гайд-парк состоялся в Музейном центре "Площадь Мира" в конце марта. На нем мы с коллегами и горожанами обсуждали исследование "Красноярск и Енисей", концепцию пространственного развития города, способы выстраивания отношений города и реки, освоение и присвоение реки методами современного искусства и многие другие стратегически важные вопросы городских смыслов, возникающих при размышлении о взаимодействии города и Большой Воды.

Подробнее о проекте "Красноярск и Енисей" - http://www.proa2.ru/projects/krasnoyarsk-and-yenisey

Видео - https://www.youtube.com/watch?v=lsbajyojVHg

#урбанизмнапосмотреть #социологиягорода #гражданскаяинженерия #БольшаяВода #городскиестратегии
источник
2019 May 18
Урбанизм как смысл жизни
У Дмитрия Лисицина из Центра социального проектирования "Платформа" вышла очень интересная статья про то, как устроен конфликт вокруг строительства храма в сквере в Екатеринбурге.

#урбанизмнапочитать  

http://pltf.ru/2019/05/17/bluzhdajushhij-hram-br-dmitrij-lisicin/?fbclid=IwAR2GN4vJ4gwuYjIMSSXOb7u_20jPafgbCUh21Kpktwf4sM7NpRY594PBFls
источник
2019 May 22
Урбанизм как смысл жизни
А у нас на "Мосту" вышел обзорный материал по практикам добрососедства - соседские центры, банки времени, организация раздельного сбора мусора, инициативное бюджетирование, соседские чаты, вот это все. Как это устроено, где можно ознакомиться с опытом, чем можно заняться уже сейчас.

#мосткрасноярска #добрососедство #организациясообществ  #намосту #урбанизмнапочитать

https://gorodprima.ru/projects/dobrososedstvo-kak-stat-poleznymi-drug-drugu/
источник
2019 May 23
Урбанизм как смысл жизни
Хештег городские технологии: facial recognition.

♦️ на этой неделе власти Сан-Франциско запретили полиции использовать этот метод: https://www.nytimes.com/2019/05/14/us/facial-recognition-ban-san-francisco.html

♦️ акционеры Amazon давят на компанию, чтобы она перестала продавать программное обеспечение для распознавания лиц: https://www.nytimes.com/2019/05/20/technology/amazon-facial-recognition.html

♦️ арендаторы нью-йоркских жилых зданий устраивают забастовки лендлордам, которые хотят установить facial recognition системы безопасности: https://www.citylab.com/equity/2019/05/facial-recognition-tech-surveillance-security-amazon-ring/588436/

♦️ и уже давно применение этой технологии в Китае принимает тоталитарный характер: http://fortune.com/2018/10/28/in-china-facial-recognition-tech-is-watching-you/

Звучат слова "surveillance society". Выступает Джефф Безос: «У технологий всегда две стороны. Их всегда можно использовать неправильно. Это всегда было так, и нам надо в этом разобраться». Комитет по надзору и правительственной реформе Палаты представителей США начинает слушания, чтобы исследовать социальное влияние технологий распознавания лиц и их эффект на гражданские свободы.
источник
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
На днях лаборатория Гражданская инженерия работала в городе Тулун, что в  Иркутской области. Для меня это был интересный опыт - я давно внимательно изучаю то, что происходит в малых городах в России и в мире. Но обо всем по порядку.

Численность населения и размер города далеко не всегда являются определяющими для его прочих характеристик. Тем не менее, если мы говорим о малых городах с индустриальным прошлым, то уже найдем у них немало общего по всему миру. Как правило, главной проблемой таких городов становится то, что в конце XX-начале XXI века то индустриальное производство, вокруг которого собирался город приходит в упадок. Город впадает в глубокую депрессию, растет местная мужская безработица, нарастает дезорганизация, молодежь уезжает из города в отстуствии каких бы то ни было перспектив развития. Так бывает и в России, и в странах бывшего социалистического блока, и в Англии и в Америке. Это относительно универсальный эффект постиндустриального перехода. Если средние и крупные города за счет разнообразия экономической деятельности имеют пространство для маневра по реструктуризации своей экономики, то у малого города с высокой долей вероятности это пространство оказывается либо предельно узким, либо на первый взгляд неочевидным.

Тулун в советское и постсоветское время строился вокруг трех ключевых индустрий. Стекольный завод, гидролизный завод и шахты. Первым пришел в упадок стекольный завод на рубеже советского и постсоветского периодов, в начале нулевых закрылся гидролизный завод. Шахты продолжают функционировать, однако налоги платят в Москве, а не в Тулуне. Основная местная экономическая деятельность - древообрабатывающая промышленность.

Город расположен по двум берегам реки Ия. Большую часть города составляет ИЖС с редкими вкраплениями исторических зданий, промышленной архитектуры и аккуратных советских микрорайонов панельных пятиэтажек. За счет того, что доминирующей морфологией застройки является ИЖС город широко раскинулся в разные стороны. За счет этого жизнь в нем сложно представить без личного автомобиля. Существующая сеть общественного транспорта и система такси оказываются дорогостоящими как для жителей, так и для муниципалитета.

В общем, весьма сложный город. Годовой бюджет города составляет чуть больше 1 млрд рублей, из которых всего 10 миллионов приходится на благоустройство. Поэтому, разумное благоустройство города становится достаточно сложной и долгосрочной задачей. Надо сказать, что администрация и горожане Тулуна это прекрасно понимают и подходят к решению этой задачи серьезно. И, во многом, успешно. Первое что меня приятно поразило в разговоре с администрацией, это далекий горизонт планирования - так, например, работы по блаустройству центральной улицы города планируются на 2-3 года, в целом разрабатываются планы благоустройства города к его столетию в 2027 году.  Для средних и крупных городов России такие сроки планирования являются баснословными.

В городе развивается культура образования в области социокультурного проектирования - организуется привоз специалистов (например нашей лаборатории), проводятся стратегические и проектные сессии, образовательные программы по написанию грантовых заявок. Выстраивается культура соучаствующего проектирования, кроссекторального взаимодействия, креативных индустрий.

Так, например, на одной из стратегических сессий прозвучала мысль о том, что было бы неплохо восстановить стекольное производство. И размышление об этом привело к тому, что Тулуне появился проект "Стеклянная сказка" - мейкерский проект по созданию изделий из стекла. Местная социальная предпринимательница закупила печи для выпекания стекла, начала сотрудничать с художниками по созданию коллекций стеклянных изделий, проводить мастерские для школьников и студентов. Сейчас в мастерской "Стеклянной сказки" есть несколько муфельных печей, сетка для тренировки полетов на квадрокоптерах, несколько 3d-принетров, все необходимое для занятий робототехникой. В этом году планируется летняя школа по мейкерству.
источник
Урбанизм как смысл жизни
В городе действует грантовая программа "Малая культурная мозаика" по софинансированию проектов по благоустройству и событийному наполнению городских общественных пространств. Есть развивающийся фонд местного сообщества. В ближайшее время должны появиться несколько ТОСов. По городу ходят школьницы с розовыми волосами и школьники с прическами из барбершопов. Есть даже хипстерское кафе и кофейный микроавтобус. Местный храм привлек не только Президентский грант на восстановление своих утраченных куполов, но и собрал в городе 2 миллиона рублей краудфандингом.

В городе отмечают, что долгое время никто им не занимался и только в последнее время стали делаться небольшие, но качественно меняющие его облик шаги. Появился бассейн, Парк Мира, были благоустроены дорожки в  сосновой роще, появился арт-объект "Я люблю Тулун". Сейчас в городе активно обсуждается создание городкого центра - большой благоустроенной территории вокруг русла реки Тулунчик,в месте его впадения в  реку Ию.

В целом, Тулун живой город, в котором есть энергия, потенциал и возможности. Самым важным здесь, пожалуй, является мышление процессов по изменению городской среды как процессов направленных на создание новой экономики. Пока новая экономика в городе только зарождается и большая часть бизнесов в городе заняты обслуживанием человеческого жизненного цикла - свадьбы, юбилеи, материнский капитал, автосервисы и ритуальные услуги. Однако уже есть и я уверен, что будут появляться новые примеры более сложной экономики.

Отдельно меня порадовало, что тулунчане очень здраво оценивают свой туристический потенциал и отнюдь не грезят развитием въездного туризма, как это часто бывает в российских малых городах. Скорее наоборот, горожане хотят в первую очередь развивать Тулун для себя, для собственного комфорта.

Наша лаборатория будет следить за развитием событий в Тулуне.

А вот тут можно посмотреть репортаж местного телевидения о нашем визите в Тулун - https://tulun-tv.com/novosti-21-05-2019-g/

#гражданскаяинженерия #городскиестратегии #собственнаялогикагородов #творческаясреда #заграницейенисейскойсибири
источник
Урбанизм как смысл жизни
Тут коллеги ECOCUP организуют вместе с посольством США в эту субботу в Москве лекцию Дэвида Голдфилда "Green Cities: 10 способов сделать ваши города зелёными". Профессор Голдфилд - знаменитейший журналист и историк, в том числе работающий в области исторической урбанистики. На лекции профессор Голдфилд будет рассказывать о конкретных тактиках работы с городскими сообществами в современных мегаполисах, направленных на снижение экологического следа сообществ. Записаться на лекцию можно тут - https://ecocupfilmfestival.timepad.ru/event/981609/?fbclid=IwAR3oiLD00bEgdkyxA03TmZO3n4qdS_h0g4BC5TgORokDSmmRXPse0rxXOgU #урбанизмнапосетить #устойчивоеразвитие #природавгороде #чтотамупартнеров
источник
2019 May 25
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
В социологии есть такое понятие как социальная дистанция. Что это такое и чем оно нам полезно в городских исследованиях?

Наверняка вы слышали как кто-то говорит про какой-нибудь бар "Я туда не пойду, там одни понторезы тусуют", или про какой-нибудь музыкальный фестиваль "Ну не, это для говнарей", или про какой-нибудь район "Не проеду, там же гопники". Т.е. человек каким-то образом описывает себя, каким-то образом описывает какую-то другую социальную группу и делает вывод, что соприкосновение его с этой группой нежелательно. Основания для различий могут быть какие угодно - по этническому признаку, по разнице трактовки религиозных текстов, по принципу выбора обуви. Не так важно чем конкретно отличаются люди из разных групп, важно что они рассуждают про то, что они не принадлежат к той или иной группе.

Наиболее известной историей про изучение социальной дистанции в городе стала история появление шкалы Богардуса. Дело было так - в 1919 году в Чикаго разразился так называемый Чикагский бунт (Chicago race riot). Чернокожие горожане взбунтовались против расовой сегрегации и прочего претеснения своих прав. Надо сказать, бунтовать было против чего. Представление о  чернокожих как людях второго сорта находило свое отражение даже в социальных науках. Так, например, существовала отдельная от социологии вообще область исследований "социология негров" и, например, Эдварда Фрейзера называли "негросоциологом" (Negro sociologist), потому что он сам был афроамериканцем и изучал черных. В общем, сегрегация была серьезная.

После Чикагского бунта, в ходе которого погибли 38 человек и были ранены несколько сотен, в городе был создан комитет, в чьи задачи входило понять что произошло и что же делать, чтобы больше такого не повторялось. Представители факультета социологии Чикаго в комитет войти не захотели, но участвовали в качестве подрядчиков и консультантов. В статье Emory Bogardus and Origins of Social Distance Scale Колина Варка и Джона Ф. Галлихера рассказывается как наблюдение за этой работой и участие в ней вдохновило Эмори Богардуса в 1924 году разработать свою знаменитую шкалу социальной дистанции.

В чем идея шкалы Богардуса? Она исходит из того, что социальная дистанция как таковая, это величина, которая складывается из множества разных социальных дистанций. Которые связаны с разными социальными ситуациями. Так, например, человек может быть не против того, чтобы его коллегой по работе был бы представитель другой расы. Но при этом быть категорически против того, чтобы его дочь вышла за представителя другой расы. Или, например, человек может совершенно спокойно относиться к представителям другой религии, но ровно до тех пор, пока они не живут с ним по соседству.

Эта шкала - очень старый инструмент, раскритикованный с множества позиций, однако он может быть весьма полезен в городских исследованиях. Однако, для того, чтобы извлечь из нее проектную пользу нужно внимательно отнестись к концептуализации социальной дистанции.

Так, например, у меня есть гипотеза, что слабый уровень развития  внутреннего туризма в России связан с тем, что плюс-минус все бывшие советские города рассматриваются жителями других городов как социально близкие. Плохо отличимые друг от друга, а значит не способные дать новый чувственный опыт (ради которого, собственно, люди и ездят куда-то).  Одновременно с этим многие общественные пространства, возникающие в наших городах, содержат в себе изначальный заряд повышения социальной дистанции. Проще говоря - мы построим наш красивый парк, рынок, арткластер, чтобы туда не ходили алкоголики, бомжи, мигранты и гопники со своими шашлыками, а только мы красивые играли в Европу.
источник
Урбанизм как смысл жизни
И, с высокой долей вероятности, применение инструментов измерения социальной дистанции может нам помочь работать как с брендингом территорий, так и с проектированием и управлением общественных пространств. Но если на уровне брендинга как раз важнее экзотизация территории, то на уровне работы с общественными пространствами важно снижение дистанции. А для того, чтобы эти цели закладывать в проекты, нужно эту самую дистанцию измерять, чтобы иметь KPI - что у нас снижается или что повышается.

#социологиягорода #всякаяурбанистика #развитиетерриторий #методология #чикагскаяшкола
источник
2019 May 26
Урбанизм как смысл жизни
источник
Урбанизм как смысл жизни
Велосипед в моей жизни присутствует уже лет десять. Поначалу это были велопрогулки в районе Сокола и Аэропорта в Москве, потом попытки транспортного использования в районе Тропарево. Тогда я уже проявлял склонность к урбанистике и городской велосипед начинал занимать меня не только как досуг, но и как феномен городской повседневной жизни. Еще я, разумеется, отмечал День Велосипеда и даже играл в широко известном в узких кругах панк-серф проекте "Загадочный Велосипед Доктора Хоффмана". Как социолог города я много думал и говорил про велосипеды. В телепередачах, в публицистических статьях, на специализированных конгрессах. Раза три участвовал в проектировании велоинфраструктуры в разных городах. Вместе с Сергеем Царевым сформулировал тезис о том, что велосипедисты это новые геи - там где комфортно проедут они, комфортно проедут и пройдут носители всех других форм мобильности. Но вот ни разу за эту декаду соприкосновения с велосипедом я не участвовал в велопараде.

И очень был счастлив это досадное недоразумение исправить сегодня на Четвертом Красноярском Велопараде. Колонна "Альянса за развитие города" замыкала велодвижение сотен красноярских велосипедистов. Проспект Мира без машин со стоящими на тротуарах музыкантами, от рокеров до симфонического оркестра, горожане всех полов, возрастов и прикидов во главе с мэром и детской велоколонной, едущие на велосипедах! Это было отличное торжественное, транспортно и физически приятное переживание!

#устойчиваямобильность #красноярскийвелопарад #велокрасноярск #альянсзаразвитиегорода #городдолженгородеть
источник
2019 May 29
Урбанизм как смысл жизни
источник