Впервые словосочетание "городские движения" на русском языке я услышал в 2015 году, общаясь с посольством Польши в Москве. Польские дипломаты рассказывали о том, что они отмечают юбилей - 25 лет со дня принятия закона о местном самоуправлении в Польше. И сейчас, спустя 25 лет они гордятся своим местным самоуправлением, но особенно гордятся новым феноменом в своих городах - городскими движениями.
Что же это такое, чем так гордятся поляки?
Мигель Мартинез из Университета Упсаллы пишет, что городские движения (urban movements) это такая штука, которая неизбежно возникает в городах. Возникают городские движение по следующей причине. Например, вы очень хотите, чтобы в вашем городе развивался велотранспорт. Вы идете в мэрию с просьбой начать развивать велотранспорт. Вам говорят - эээ батенька, да кому эти велосипеды нужны. Вот избирайтесь к нам в горсовет, а то и в мэры, там поглядим. Вы избираетесь, но проблема не решается. Потому что слишком большое количество городских институтов, привычных социальных отношений в городе выстроено вокруг того, что в городе не подразумевается никакого велотранспорта.
Представительная демократия, в теории, должна решать такого рода проблемы развития, на практике же она чаще воспроизводит статус кво. При этом, очевидно, что город должен развиваться для того чтобы соответствовать представлениям своих жителей о комфортной среде. Эти представления эволюционируют, появляются новые экономические, культурные и социальные запросы. И вот как раз для обеспечения необходимой скорости эволюции города и появляются городские движения. Потому как жить в комфортной среде хочется уже сейчас. А зачастую, не только уже сейчас, но и обязательно здесь, в конкретном городе.
Городские движения, согласно Мигелю Мартинезу бывают пяти типов:
1. Собственно городские движения, активные продолжительные движения, отстаивающие право на ту или иную ценность, экономическую или культурную деятельность в городе через акции, публичные слушания, культурные фестивали, научные исследования и так далее. Городские садоводы, бетонные пчеловоды и другие группы в сущности мирных и добрых людей, чей интерес не находит пока отражения в пространственной политике.
2. Городские бунты - агрессивные всплески, вызываемые случайными искрами, зажигающими давно назревшие напряжения. На картинке к этому посту как раз городской бунт в Чикаго 1919 года, важная веха в истории борьбы с расовой сегрегацией. После городских бунтов как правило происходит массовое изумление от произошедшего, стыд и мучительные раздумья, что же город делает не так, раз дошло до такого.
3. Городской незаконный (cledestrine) активизм - различные формы массового протеста против некомфортной, неприемлемой среды, которая не хочет менятся. Это системы антирадаров у таксистов, закрашивание лишних дорожных знаков, или наоборот рисование зебр, сквоттирование пустующих домов и тому подобное. Отчаянная партизанская практика саботажа существующей среды.
4. Городской активизм - форма реактивного городского движения, протест с использованием формальных демократических инструментов - петиций, конференций, митингов, агитации, выборов для того, чтобы бороться с проблемами автомобильного лобби, строительного беспредела, разрушения памятников истории и культуры.
5. Политические партии - институциализированная форма городского движения, промежуточный уровень между городским движением и местным самоуправлением. Инструмент реализации уже определенных единожды ценностей, экономических и культурных практик. Из числа политических партий и выбираются потом те мэры и депутаты горсовета, которым удается разрешить превращение бывшего завода в креативный кластер или остановить снос исторических домов.